МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ХИМИИ И БИОЛОГИИ)

Дмитриева Анастасия Сергеевна1, Зинатуллина Гульнара Фанисовна1
1МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А. В. Козина» Ново-Савиновского района г. Казани

Аннотация
Данная статья посвящена формированию естественнонаучной грамотности с помощью межпредметных связей.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриева А.С., Зинатуллина Г.Ф. Межпредметные связи как средство формирования естественнонаучной грамотности обучающихся (на примере химии и биологии) // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/08/55485 (дата обращения: 22.02.2024).

Сегодня, как и всегда, в центре внимания педагогов находится проблема формирования функциональной грамотности обучающихся. Новые стандарты образования направлены на решение данной проблемы. Согласно им, современный выпускник должен обладать не только набором теоретических знаний, но и умением применять эти знания в своей личной и профессиональной деятельности. Также он способен ориентироваться в самых разнообразных и нестандартных ситуациях, творчески мыслить, уметь работать с информацией, анализировать, обобщать и систематизировать ее, все эти пункты нашли отражение в положениях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Предметные требования можно реализовать средствами отдельных учебных предметов, а требования к личностным и метапредметным результатам образования могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, входящих в образовательные области типовых учебных программ общеобразовательных школ.

Одним из эффективных способов согласования предметов, входящих в образовательные области является преподавание смежных учебных предметов на основе единой концепции, построенной на общих дидактических и технологических принципах. Таким образом, мы привели параллель между эффективностью использования межпредметных связей в школьном естественнонаучном образовании и развитием функциональной грамотности у обучающихся.

Целью нашей работы является исследование эффективности влияния межпредметных связей химии и биологии на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

На первом этапе педагогического исследования были конкретизированы основные понятия такие, как «функциональная грамотность», «естественнонаучная грамотность», «межпредметные связи и умения» и другие.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах [1].

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [2].

Также нами рассмотрены наиболее эффективные методы развития естественнонаучной грамотности обучающихся, например, использование различных педагогических технологий, практико-ориентированного подхода, профориентационной деятельности в процессе обучения и многое другое, среди них особо выделяется метод использования межпредметных связей в обучении химии и биологии.

По В.Н. Максимову «межпредметные умения» – это «способность ученика устанавливать и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов».

Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы [3].

Также стоит отметить, что межпредметные связи в современном естественнонаучном образовании находят отражение в качественно новом понятии «экспериментально-практическая среда», оно основывается на обучении через опыт и практическую деятельность, которая немыслима без взаимосвязи предметов и сформированности целостной картины мира учащихся. В ходе деятельности по реализации данной образовательной среды обучающиеся приобретают так называемые Soft skills (в переводе с английского – «гибкие» или же «мягкие навыки»), развитие которых требуется веянием времени и запросами социума. Данные навыки не связаны с конкретной профессией, родом деятельности, но помогают хорошо выполнять свою работу, а также, они важны для дальнейшего карьерного роста и схожи с метапредметностью в российском образовании. Таким образом, межпредметные связи рассматриваются нами как основа для формирования не только естественнонаучной грамотности, но и метапредметных результатов обучения.

В ходе опытно-экспериментальной работы перед нами стояла проблема проверки возможности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся с помощью использования межпредметных связей (на примере химии и биологии).

Практическая часть исследования проводилась на базе МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан. Экспериментальная работа будет реализована в два этапа. В первом этапе приняли участие 58 учащихся 7 классов в 2022-2023 учебном году, а второй этап будет проводиться в следующем 2023-2024 учебном году.

В начале педагогического исследования проводилось анкетирование, направленное на установление важности использования межпредметных связей в образовательном процессе. В анкетирование приняли участие 58 обучающихся 7-х классов. На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство учеников (79%) осведомлены о важности изучения химии, биологии и видят взаимосвязь предметов естественнонаучного цикла, что является весьма хорошим показателем для дальнейшего педагогического эксперимента, проводимого нами.

Многие учащиеся используют знания по химии и биологии при изучении других дисциплин (в первую очередь естественнонаучного цикла таких, как физика (91%), география (60%) и другие), что оправдывает применение межпредметных связей, помогающих учащимся систематизировать накопленный теоретический и практический опыт.

Исходя из выше предоставленных результатов, мы также убедились, что большинство учащихся (75%) осознают возможность использования полученных знаний по химии и биологии в дальнейшей профессиональной деятельности и жизни. Но стоит отметить, что химия для учащихся 7 классов является новым предметом, и они только погружаются в проблему практического использования химических знаний, что является показателем отрицательных ответов.

На следующем этапе необходимо затронуть вопрос знакомства обучающихся с интегрированными уроками. Согласно полученным данным 48% опрошенных учеников ответили, что данные уроки проводились и соответственно они принимали в них участие.

Исходя из выше представленных результатов анкетирования учащихся, требуется провести анкетирование среди педагогов, которое мы запланировали на первое полугодие 2023-2024 учебного года.

Для осуществления дальнейшей работы нам необходимы результаты вводного контроля, чтобы определить экспериментальную и контрольную группы. Далее планируется разработка и проведение интегрированных уроков, использование различных педагогических технологий, в том числе практико-ориентированного подхода, соблюдая принципы индивидуализации и дифференциации обучения.

Таким образом, можно отметить что развитие естественнонаучной грамотности обучающихся играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, что является главной задачей российского образования. Приведенный нами теоретический и практический материал необходим для организации образовательного процесса, это послужит хорошей основой для работы как начинающих кадров, так и учителей с большим педагогическим стажем.


Библиографический список
  1. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? // МЦКО URL: https://mcko.ru/articles/2622#:~:text=Функциональная%20грамотность%20–%20это%20способность,знаний%20для%20решения%20конкретной%20задачи (дата обращения: 10.06.2023).
  2. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.
  3. Васильева, Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии [Текст] / Т.С. Васильева // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 72-75.


Все статьи автора «Дмитриева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: