Проблема профилактики синдрома профессионального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. По своей сути синдром выгорания напоминает хроническое переутомление, а точнее является его продолжением. Выгорание – это состояние эмоционального, физического и умственного истощения, вызванное чрезмерным и длительным стрессом. Негативные последствия выгорания распространяются на все сферы жизни, включая дом, работу и общественную жизнь.
Синдром профессионального выгорания означает состояние, при котором наступает умственное, эмоциональное и физическое истощение, развивающееся в результате постоянных стрессовых ситуаций. Подобное состояние может появляться у тех людей, которым согласно своей трудовой деятельности, приходится довольно часто вступать в общение с различными людьми. Изначально, к данной группе риска относились специалисты действующих кризисных центров, а также сотрудники психиатрических больниц, но затем сюда также отнесли и ряд других профессий, которые подразумевают довольно тесный контакт с различными людьми.
Интерес к эмоциональному выгоранию обусловлен практическими требованиями. Сам феномен выгорания появляется у человека в контексте работы, довольно негативно оказывает влияние на психическое благополучие всей организации, студентов, пациентов, коллег, а именно люди находятся во взаимодействии друг с другом. Даже если взять в расчет тот факт, при условии, что данный синдром в настоящее время достаточно хорошо изучен. Исходя из этого, имеется много рабочего материала, а именно относящегося к условиям, в процессе которых осуществляется синдром выгорания. Таким образом, эта проблема актуальна, и ее продолжают изучать.
В первую очередь предлагаю изучить определение выгорания, описанное Г. Фрейденбергер, очень подробно описывает полностью процесс выгорания трактуя его как психическое физическое состояние истощения, формирующееся непосредственно во время работы.
Согласно исследованиям, проведенным ранее Д. Боярле, а также Т. А. Колтунович, они представляют данное определение как начало становления неудовлетворенности, что в последствии вполне может спровоцировать увольнение, в данном случае речь идет о постепенном и постоянно нарастающем состоянии. Параллельно этому, отмечается возможное снижение умственных способностей, тут речь идет о возрасте сотрудника [5].
Проведя рад исследований, В. В. Лукьянов, утверждает, что появившееся эмоциональное выгорание подразумевает под собой определённый психологический синдром. Сюда также стоит отнести эмоциональное выгорание и профессиональную неэффективность. Исходя из этого, стоит отметить, что подобное состояние несет в себе формирование разногласий, которые наблюдаются между профессией и работником. Об этом явлении довольно подробно пишет Е. В. Ермакова, при этом также используя за основу мнение К. Маслач, а именно: «синдром выгорания в большей степени характеризует работу человека, чем его самого». Таким образом, данное дополнение определяет само понятие «выгорание» из личности в сферу профессии [1].
Далее, изучив все дополнения к более точному определению, необходимо также обратить внимание на мнение В. Е. Орла, ссылающегося в своих работах на К. Маслач, он говорит о том, что «отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере выгорания и рассмотрении его как результат профессиональных проблем, а не как психиатрический синдром» [4].
Стадия выгорания вполне может наблюдаться и у психически здоровых людей, но в данном случае она не подразумевает в себе какой-либо психопатологической основы. Об этом также пишет исследователь Е. В. Ермакова, опираясь при этом на утверждения К. Маслач и С. Джексон, она определила целый ряд моментов, которые вполне могут сопутствовать выгоранию например: это все протекающие процессы выгорания, которые подразумевают под собой набор различных признаков, а именно «деперсонализация» что подразумевает под собой процесс постоянного пребывания в стрессе, который зачастую формируется в ходе взаимодействия с различными людьми, а именно речь идет о негативном восприятии других людей [2].
Для исследования была отобрана методика «Опросник психического выгорания» (А.А. Рукавишников). Данная методика разработана для целей проведения диагностики «психического выгорания», а именно прогрессирующего, негативно окрашенного явления, характеризуемое психоэмоциональным истощением, а также процессом формирования дисфункциональных установок, потерей мотивации.
Суммарный балл по трем шкалам составляет «Индекс эмоционального выгорания», отражающий общую степень эмоционального истощения. Отсюда следует вывод, что основное количество специалистов – 29 (68%) обладают средним уровнем насыщенности, и только 10 (20%) имеются низкие показатели.
Таким образом, все выявленные нами показатели определяют, что выгорание у специалистов постоянно находится в ходе своего развития. На основании полученных нами данных следует сказать, что из двух полученных нами уровней выгорания несколько специалистов со средним уровнем психоэмоционального выгорания имели тенденцию к переходу на более высокий уровень выгорания, конкретно 6 (12%) из тех испытуемых, у которых индекс выгорания в общем рейтинге насчитывал более 100.
Согласно данным, полученным по шкале «Личностное отдаление»: 28 (86,7%) специалистов обладают средней оценкой выраженности симптомов, 5 (13,3%) – имеют низкую, что говорит нам о том, что специалисты, как правило, более замкнуты в общении со своими предметами работы. Таким образом личная дистанция определяется в закрытости взаимодействия, наряду с этим контакт становится формальным, а также зачастую обладает цинизмом и негативным отношением к трудовому коллективу.
Исходя из данных шкалы «Профессиональная мотивация» считается, что у 20 (63%) специалистов присутствуют симптомы выгорания среднего уровня, параллельно с этим 12 (37%) на низком уровне. Стоит отметить, что в случае роста данного показателя, параллельно с этим будет нарастать уровень недовольства собой, это имеет прямое отношение к обесцениваю работы. Именно поэтому такой специалист снижает ценность своего труда, проявляет равнодушие к проводимой деятельности, снижает свою продуктивность, и лишь формально исполняют обязанности.
Рисунок 1. Индекс психического выгорания у специалистов
Опираясь на проведенное исследование выгорания специалистов следует вывод, что у 29 (92,6%) специалистов эмоциональное выгорание определено средней степенью. В первую очередь это имеет отношение с личностным отдалением у 28 (86,7%) специалистов, и психоэмоциональным истощением у 23 (68,7%) специалистов и в меньшей степени определён симптом мотивации 20 (63%) специалистов.
Все данные вполне объяснимы особенностями выборки и характеристиками профессии, нагруженной многими эмоциональными факторами, провоцирующими психоэмоциональное напряжение. Также довольно часто в процессе работы у специалистов могут появляться непредсказуемые стрессы, которые напрямую связаны с высокой эмоциональной нагрузкой и которые в тоже время требуют от специалиста постоянной включенности в работу. Исходя из этого, любую работу специалиста стоит определить к такому виду труда, который в первую очередь связан с коммуникативно-эмоциональной напряженностью, разнообразием большого количества заданий, а также с повешенным уровнем ответственности за отсроченные во времени итоги. Подобную ситуация могут ухудшить постоянно возникающие конфликты, а также формирование не доверительных отношений с коллегами и периодическими конфликтами с руководством, из-за неправильно распределённой нагрузки. Кроме того, специалисты могут быть недовольны своими рабочими стимулами.
В случае отсутствие высокого показателя выгорания в выборке специалистов, у которых рабочий стаж составляет от 15 до 25 лет вполне объясним тем, что, хотя уровень стресса и высокий, но этот показатель значительно ниже. Основные моменты, которые оказывают влияние на контроль воздействия выгорания среди специалистов, могут быть в виде продолжительных отпусков, обширных социальных пакетов, заработной платы.
Таким образом, все полученные данные свидетельствуют о том, что у специалистов происходит развитие эмоционального истощения.
Библиографический список
-
Антошкина, Е. А., Осипова В. В. Эмоциональное выгорание сотрудников: симптомы «отравления» работой // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – №. 15. – С. 42-44.
-
Барсукова, М. И., Кудашева З. Э., Яксанова Е. Г. Профессиональное выгорание: от истории вопроса до современного осмысления // За качественное образование материалы III Всероссийского форума (с международным участием). – 2018. – С. 50-54.
-
Бюндюгова, Т. В. Исследование профессионального стресса сотрудников коммерческой организации // Polish Journal of Science. – 2019. – №. 22-5. – С. 57-61.
-
Васякин, Б. С., Пожарская Е. Л., Ростеванов А. Г. Социально-психологические факторы, влияющие на профессиональное выгорание сотрудников // Горизонты экономики. – 2020. – №. 1. – С. 33-37.
-
Захаров, Р. И., Уваров И. А., Иванова Г. Р. Синдром эмоционального выгорания и как с ним бороться // Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20. – №. 1. – С. 122-130.
-
Колузаева, Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2020. – №. 1. – С. 122-130.
-
Морозюк, Ю. В. Профилактические и коррекционные методы борьбы с эмоциональным выгоранием сотрудников организации // Социально-гуманитарные технологии. – 2019. – №. 1. – С. 41-47.
-
Морозюк, Ю. В., Брага К. А. Синдром эмоционального выгорания сотрудников организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 1. – №. 3. – С. 86-89.
-
Сериков, В. С. Профессиональное выгорание: контент-анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 4 (33). – С. 351-354.
-
Стебловская, А. В. Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – №. S1. – С. 93-101.