Благодаря этой книге имя профессора Фарука Сумера стало известно в Туркменистане после обретения независимости. За кропотливую работу по написанию истории туркменского народа он пользовался большим уважением в стране, ему были оказаны соответствующие почести на государственном уровне. В 1999 году перевод в составе научных трудов и издание этой книги на туркменском языке стало первым признаком сбора, изучения и распространения в Туркменистане трудов, связанных с историей туркмен.
Фарук Сумер, с детства увлеченный изучением истории своего народа, распространением его длинной, сложной и в то же время прекрасной истории редких народов, которой он посвятил всю свою жизнь, родился в 1924 году в городе Бозкыр, в 120 км к югу от Коньи. Его отец, финансовый работник, имеет среднее образование, а мать, домохозяйка, имеет начальное образование, они были порядочными, пользовавшимися уважением людьми. Его отец забирает Фарука в Стамбул и отдает его в начальную школу. Там его особенно интересовали работы, связанные с историей народа, и он уже читал учебники истории, которые были в программе лицея.
Ф. Сумер, учившийся у таких великих наставников, как Ф. Копрули, М.Х. Йынанч, А.З. Тоган, А.Н. Курат, О. Туран, завершает исторический факультет университета, защищая тему «Туркменские общины Анатолии в XVI веке». В 1950 году защитил докторскую диссертацию на тему «Общины, принадлежащие огузским племенам, в Анатолии, Сирии и Ираке в XVI веке». Ученый занимается научной работой и преподавательской деятельностью. В 1966 году Ф. Сумер, посвятивший всю свою жизнь огузско-туркменской проблеме, закончил работу над книгой «Огузы (туркмены)», которую готовил 10-15 лет. Следует отметить, что эта книга является большим явлением в турецкой исторической науке. Он доказал всем, даже незнакомцам, что турки – это туркмены. Ученые С.Агаджанов [1] и Р.Гусейнов [2], глубоко изучавшие проблему огузов, сельджуков, высоко оценивают этот труд Ф. Сумера.
В 1992 г. Ф. Сумер и двое его единомышленников, огорченных тем, что мир не знает эпоса «Горкут ата», перевели его на английский язык и распространили в Америке и Европе. Ученый также проводил исследования народного героя огузских поколений Гёроглы и совершил множество заслуг в этой области.
В последние десятилетия жизни Ф.Сумера им написаны десятки научных работ на такие темы, как история отдельных туркменских родов и племен, эпические произведения, связанные с огузами, связи отдельных географических регионов с историей туркменизации Анатолии, тюркские племена в Иране, урбанизация, торговля, ремесленничество, конный спорт у тюрков в средние века, присутствие монголов в Анатолии. Помимо научных исследований, он также преподавал. Он преподавал средневековую турецкую историю в университетах Мимар и Синан в Стамбуле и в нескольких высших учебных заведениях. Он читал лекции в университетах Лондона и Франкфурта, побывал в нескольких зарубежных странах [3].
Работа профессора Ф. Сумера под названием «Огузы-туркмены», как следует из названия, охватывает историю туркменского народа со времени его зарождения до развитого и позднего средневековья. В этом контексте это ценный исторический ресурс. В своей работе автор использовал многочисленные и надежные источники, доступные на разных языках по этому вопросу, и использовал их надлежащим образом.
Книга посвящена отдельным аспектам великой истории огузов-туркмен, а именно их месту среди других тюркских народов в древности, в какой степени они связаны с тюркскими ханствами, их среднеазиатской родиной, их поселениями на Ближнем Востоке, племенным составом, созданным ими сельджукской и османской империям, государствам Карагоюнли и Акгоюнли, десяткам других туркменских государств, их отношениям с династией Сефевидов, переходу от миграции к оседлости, созданным ими дестанам, на первый взгляд сложным, но вполне понятным отношениям сельджукских и османских правителей со своим народом туркменами и т. д. Разумеется, все эти события происходят в широком диапазоне отношений и конфликтов огузов с сырдарьинскими ябгу, затем с Караханидским, Саманидским, Газневидским, Куняургенчским государствами, а также ближневосточными эмиратами, Византийской империей, государством египетских мамлюков.
Период, охватываемый книгой, – с VI-VII веков, точнее, со времен Западного Гоктюркменского государства до XV-XVI веков, точнее, до времени, когда утвердилось Османское государство. В начале этой великой эпохи огузы выделились среди тюркского мира своими особенностями и стали формировать свои этнические признаки. В середине этого периода произошло явление разделения огузов-туркменов на территории. Для того чтобы представить себе, как произошло это событие, оказавшее глубокое влияние на политическое и этническое положение народа, достаточно упомянуть, что большая часть его перебралась на Ближний Восток, часть осталась на родине в Средней Азии, в частности в современном Туркменистане, Иране и Афганистане и даже у берегов Сырдарьи, часть их ушла в балканские страны за Каспийским и Черным морями.
Массовое переселение туркмен в Малую Азию Ф. Сумер связывает с результатами битвы при Малазгирте 1071 г. и говорит, что в течение 8-10 лет после этой войны «вся страна наполнилась огузскими племенами». По его мнению, огузы, туркмены и сельджуки «всегда дополняли своих соотечественников, проживающих в Туркестане и Иране, и увеличивались за счет вновь прибывших» [3]. Таким образом, после 1071 г. между Анатолией и Туркестаном был открыт кочевой путь. По этому пути до середины первой половины XIII в. в Анатолию один за другим поступали крупные туркменские группы из Туркестана, Хорасана и Азербайджана [3]. Среди них было достаточно людей, спасавшихся от монгольского разорения, гнета и угрозы смерти. Ф. Сумер также отмечает, что среди них были Акгоюнлы и Карагоюнлы.
В последние века периода хозяйственная жизнь туркмен стала переходить от подвижного скотоводства к оседлости, в результате чего древний родо-племенной уклад уступил место новым хозяйственно-общественным отношениям, обусловленным территориально-экономическими факторами, а те отношения постепенно устанавливались. С другой стороны, возникшие новые политические условия, особенно возникновение в начале XVI века современного Иранского государства, разделили огузо-туркменский мир, распространившийся от Алтая до Балкан, на две части. В конечном итоге это приводит к углублению уже начавшихся этнокультурных различий. Заявление о том, что оно «уже началось», имеет свои основания. Прежде всего следует отметить, что монголы делили завоеванные территории на три больших улуса (Чагатай, Золотая Орда и Ильханат). Прежде всего туркмены на своей родине были отделены от своих многочисленных могущественных братьев на Ближнем Востоке. Потому что границы разделенных племен монголов пересекались посреди пустыни Каракумы. То есть туркмены на Родине попали во все эти три. Потом, примерно, такое разделение произошло во времена тимуридов. Упомянутые выше события происходят в огромных масштабах. Мысль о том, что можно приблизиться к научной истине при совместном изучении огузо-туркмен как народа, является непоколебимом научном достижением автора.
Дитя древнего огузско-туркменского народа, один из немногих огузско-туркменских ученых, великий ученый Фарук Сумер, по его словам, должен был узнать, познать и научно раскрыть истинный облик этого великого народа, поистине чудотворного загадочной, непревзойденной нации, для этого он выбрал самый единый период ее существования. Однако это не означает признания того, что этнические корни и устои народа, разделенных естественными, общественно-политическими событиями, после того времени были разрушены, а их национальное полотно было распущено. Научная философия и метод исследования ученого состоит в том, чтобы придерживаться непоколебимой веры в то, что корни, облик настолько прочны, что они имеют природное качество, которое никогда не может быть ослаблено никакими внутренними или внешними воздействиями, даже всевозможными потрясениями и другими обстоятельствами.
В своей научной работе автор отмечает, что туркмены, жившие в Юго-Восточной Анатолии, во многих случаях имели дело с эмирами и даже султаном египетского мамлюкского государства, заключали с ними союзы и даже вмешивались во внутренние споры. Кроме того, в основном в этих областях туркмены имеют отношения с эмирами Эйюба и правителями Багдада. Командиры наемных (мамлюкских) армий, захвативших власть в Египте, сошли со стороны очень могущественной в то время Сирии и начали борьбу против монголов. В борьбу включились и туркмены этих районов. Эта борьба закончилась победой мамлюков в битве 1277 года. Таким образом, Сирия, юго-восточная часть Анатолии попали в руки египетского государства. Последняя ситуация продолжалась до тех пор, пока Османское государство не присоединило территорию бывшей империи Сельджуков. Туркмены той стороны имели хорошие отношения с государством Эйюб, которое образовалось в борьбе с крестоносцами в Сирии. В то время это государство, находившееся в стороне от монгольских нашествий, крепло. К ним привлекались туркменские беки, заключались с ними союзы, иногда возникали конфликты. В те времена Багдадский халифат был небольшим государством, но имел сильное влияние благодаря своему старому религиозному центрированию. На самом деле монголы тоже добрались до этих регионов. Не раз халифы влияли на туркменских беков и турецких эмиров и использовали их в своих целях. Научные труды Ф. Сумера являются ценным пособием по изучению туркменской истории. Они являются толчком для молодежи к проведению новых исследований.
Библиографический список
- Агаджанов С. Oчерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX – XIII веков. – A. : Ылым, 1969. С. 448.
- Гусейнов Р.А. Сельджукская тематика в современной историографии. Тюркологический сборник. – М., 1970. С. 208-222.
- Faruk Sumer. Oguzlar – türkmenler. Aşgabat, 1999. S. 9-19.