Психологическое насилие – стремление сохранить власть, контроль над другим человеком, перестроить, переделать под себя, тем самым – удовлетворить свои потребности (в основе которых лежат страхи и психологические травмы) через механизм разрушения его личностной целостности. Часто используемые механизмы – критика, унижение, запугивание, принуждение, высмеивание (открытое воздействие) и манипуляция (скрытое), и пр.
Психологическое насилие – это манипулирование человеком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (желаний, стремлений, инициативы, воли и пр.). Жертве насилия транслируется: «Ты – не личность. Я тебе расскажу, что ты хочешь, в чем твои интересы, как тебе поступать».
Противоположность психологического насилия – принятие другого человека, его субъектных характеристик, в результате чего тот приобретает свободу, цельность и раскрывает свой личностный потенциал.
Основная проблема заключается в том, что в обществе принято считать: ущерб психике наносит физическое и сексуальное насилие. Такого рода насилие можно доказать, так как оно зачастую имеет видимые следы (синяки, разрывы, ушибы).
Психологическое насилие опасно тем, что оно менее очевидно, так как протекает в невидимом пространстве. Но по силе воздействия психологическое насилие не уступает другим видам.
В эмпирическом исследовании Дымовой Е.Н., Шаталовой Н.Е. показано, что интенсивность травматического переживания выше в той группе девушек, которые столкнулись с эмоциональным насилием, а не физическим и сексуальным. Так как эмоциональное насилие – не разовые, спорадические случаи, а то, что присутствовало в их жизни в течение многих лет. Это цепочка множественных травм, которая становится привычным обстоятельством жизни. Пока человек не идентифицирует проблему, он оправдывает насильника и думает, что это норма. В этом и есть разрушительная сила эмоционального насилия. Оно неочевидно и носит хронический характер.
Плюс ко всему, результат психологического насилия виден не сразу и чаще имеет отдалённые последствие спустя длительный промежуток времени.
Перед тем, как рассмотреть характеристики психологического насилия, коснемся различий в области женского и мужского насилия. В обществе принято считать, что насилие – прерогатива мужчин. Однако, женщины также используют психологического насилия в семье, просто в более завуалированной форме: через критику, оскорбления, игнорирование (длительное молчание), требование уступок (через высказывания: «ты – должен»), шантаж, унижение мужского достоинства (например, выражениями: «смех, а не зарплата»), нивелирование заслуг, угрозу ухода из семьи.
По данным Хаидова С.К., наиболее интенсивно воздействуют на эмоциональную сферу мужчин (в негативном аспекте): унижение мужских достоинств, оскорбления, обвинения в семейных проблемах.
А теперь рассмотрим основные признаки (маркеры) психологического насилия.
Для начала разберемся, в чем отличие психологического насилия от эмоционального насилия.
Эмоциональное насилие – часть психологического насилия. Оно касается только эмоциональной сферы (обесценивание переживаний другого человека, внедрение ему негативных чувств, высмеивание эмоций и пр.)
Психологическое насилие предполагает разрушение не только эмоциональных границ, но и физических, интеллектуальных. Это более широкое понятие.
Первый блок маркеров – вторжение в социальное и физическое пространство:
– вторжение в социальное пространство в виде изолирования от семьи и друзей. Партнер, который совершает психологическое насилие, хочет единолично обладать вниманием, поэтому решает, с кем будет общаться супруг(а). От жертв насилия можно слышать фразы: «Муж не разрешал общаться с мамой», либо: «Мои подруги приходили в гости только когда мужа не было дома», «Жена запрещала ходить на корпоративы/рыбалку/баню». Психологическим насилием является настойчивое расспрашивание о друзьях, подругах.
– вторжение в виртуальное пространство: просмотр переписок в телефоне, отслеживание геолокации.
– нарушение границ тела и вторжение в физическое пространство: сюда относятся ситуации, когда насильник копается в личных вещах (на столе, в карманах), запирает супруга/у дома и ограничивает свободу передвижения, просит скинуть фото, где человек находится, заходит в комнату и продолжает читать нотации, когда супруг (а) попросил оставить его на время и прочее;
– принуждение к сексу через манипуляцию: «Если ты хочешь, чтобы я был(а) в хорошем настроении, мне нужно использовать твое тело. Плевать я хотел(а), есть у тебя желание или нет»;
– объятия и поцелуи без разрешения, через сопротивление;
– обесценивание внешнего вида: «Это что ты на себя напялила? Иди переоденься»
Второй блок маркеров – разрушение эмоциональной сферы (внедрение стойких негативных переживаний, высмеивание, обесценивание эмоций ребенка/партнера)
– обвинение в собственных неудачах, проступках: «Я тебе изменил, потому что ты себя так ведешь», «Это из-за тебя я заболел(а)».
– культивирование чувства вины и стыда: «Я стольким ради тебя пожертвовал(а), а ты не можешь провести выходные так, как я тебя прошу?», «Ты совсем меня не любишь» (партнер – чаще мужчина – после таких слов чувствует себя должным и убегает из отношений).
– обсуждение супруга/у с другими взрослыми в негативном контексте в его/ее присутствии, культивирование стыда.: «Руки не из того места растут», «Жена готовить совсем не умеет», «С зарплатой мужа я никогда шубу носить не буду»;
– вселение страха, шантаж и запугивание («Я уйду от тебя»), угрозы («Ты больше не увидишь детей, если посмеешь развестись»);
– унижения и оскорбления, обесценивание («Ты никакой отец/ любовник», «Ты ничего из себя не представляешь»), сравнение («Моя мама готовит прекрасно, не то, что ты»);
– действия, направленные на чувство своей ненужности: отталкивание («ты – не желанен», «уйди отсюда», обзывают, прогоняют), игнорирование (нет интереса и эмоциональное вовлеченности);
– высмеивание за проявление эмоций: «Что ты плачешь как девка», запрет на проявление чувств.
Третий маркер – сомнения в интеллектуальной состоятельности другого человека (жертвы насилия), нарушение его интеллектуальных границ:
– снисходительное покровительство («Я понимаю, что ты стараешься, но это не твой уровень»), поучительные лекции, когда человек не запрашивал, длительные нотации («Я знаю, как правильно, слушай меня»).
– навешивание ярлыков (бестолковый, неудачник, дура, мозгов нет);
– запрет на высказывания мнения («Меня не волнует, что ты думаешь», «Тебе слова не давали», «Я лучше знаю, что тебе надо»);
– одностороннее, единоличное решение вопросов и запрет на несогласованные действия, принятие решения за другого человека: «Зачем тебе выходить на работу?», «Ты не поедешь».
Библиографический список
- Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Эмоциональное насилие как психотравмирующее событие в жизни молодых девушек // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
- Хаидов С.К. Эмоциональное и психологическое насилие в семье над мужчинами // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/78PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.