ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Реппель Мария Александровна, Черкашенко Полина Александровна

Аннотация
В данной статье рассматривается влияние физической культуры на умственную деятельность.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Реппель М.А., Черкашенко П.А. Влияние физической культуры на умственную деятельность // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55419 (дата обращения: 14.05.2024).

Ни для кого не секрет, что физическая культура и занятия спортом – способствуют поддержанию здорового состояния организма человека. Учёными и психологами уже давно это доказано. Благотворное влияние занятия физкультурой оказывают не только на общее состояние здоровья человека, но и на его умственные способности и развитие. Учащиеся школ и студенты, разумеется, не исключение.

В настоящее время умственное развитие школьников и студентов является важной составляющей физического воспитания. На протяжении длительного времени, ученые и психологи изучали влияние физической культуры на школьников и студентов, на их общее состояние и умственную работоспособность. В течение учебного дня организовывали подвижные игры во время перерывов между уроками, разминки перед и после уроков. В конечном результате, исследователи пришли к выводу, что занятия физкультурой способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности школьников и студентов в течение учебного дня.

Бытует мнение, что занятия физической культурой мешают сосредотачиваться на интеллектуальных нагрузках, мешают запоминать информацию. Это совершенно не верно. Как показали исследования, занятия физкультурой наоборот дают возможность немного «разгрузить» голову и разложить по полочкам полученную информацию, переключившись на занятия физическими нагрузками. В последствии данный эффект оказывает исключительно положительный результат и возможность с новыми силами продолжить учебный или рабочий день и лучше усваивать новую информацию.

Многие педагоги во время проведения уроков, дают школьникам и студентам небольшие передышки, предлагая им встать со своих мест и провести небольшие разминки. Так как большую часть времени, учащиеся проводят сидя за своими партами, возможность размять ноги, руки, уставшую шею, способствуют снятию напряжения организма и продолжить учиться.

Основными видами трудовой деятельности человека являются умственный и физический труд.

Во время умственного труда основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, высшей частью которой является мозг. Известно, что существуют различные способы тренировки мозга, которые благотворно влияют на память, мышление, воображение, внимание и прочее. Во время учёбы, учащиеся получают достаточно много информации, для усвоения которой требуется время. Если поступление информации происходит постоянно, без каких-либо перерывов, мозг испытывает «перегрузку», в следствие чего у человека появляется чувство усталости, потеря интереса и внимания, возможна головная боль и другие факторы. Именно по этой причине, в учебных заведениях существуют перерывы между уроками, а возможность провести небольшие физические упражнения, как уже говорилось выше, дают возможность мозгу отдохнуть.

Умственный труд определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности. Основу умственного труда составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления – физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала.

Важное значение, для успешного профессионального обучения, имеет состояние здоровья студентов. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. Вначале она низкая, затем поднимается, и какое-то время удерживается на высоком уровне, после чего снижается.

Такое изменение умственной работоспособности школьников и студентов может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они помогают снизить напряжение и войти в новую рабочую или учебную неделю с новыми силами, здоровым и отдохнувшим организмом, и что немало важно, с хорошим эмоциональным настроем.

С поступлением большого количества информации, у школьников, студентов, или у сотрудников каких-либо учреждений, возникает утомление.

Понятие утомления характеризуется физиологическим состоянием организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы. Основными причинами утомления являются нарушенный обмен веществ в нервно-мышечном аппарате, сокращение элементов структуры мышц, которое может возникать вследствие длительного проведения сидячего рабочего или учебного времени.

Улучшение функционального состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и продуктивность труда, – одно из главных направлений физической культуры в системе производства и учёбы. Физическая культура полезна для человека – снижая усталость, облегчая труд, способствуя сохранению здоровья.

Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время. Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться.

Для повышения умственной работоспособности на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения для студентов, школьников и сотрудников учреждений, можно рекомендовать следующие профилактики:

- ритмичную и системную организацию умственного труда;

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

- поддержание положительного эмоционального настроя.

В заключение можно сказать, что физические нагрузки упражняют общую стойкость организма, так как активизируют деятельность защитных процессов, тем самым увеличивая интеллектуальную трудоспособность и увеличивая длительность эффективной работы. Такие упражнения, как бег, ходьба на лыжах и др., а также активный отдых, благоприятствуют разрастанию механизмов и методов защитно-приспособительных процессов в головном мозге. В целях совершенствования общего состояния организма на первоначальных этапах лучше всего воспользоваться активным отдыхом, который не предполагает сильных физических нагрузок, дополнительных комплексов упражнений, которые могут как-то влиять на отдельные группы мышц. Благотворное влияние активного отдыха на организм научно доказано.



Все статьи автора «marg4v»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: