ТЕОЛОГИЯ В ТУРКМЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: МУЛЛА ТОРЕ АХУН И ЕГО МЕДРЕСЕ

Сахыдов Тачмухаммет Аннакурбанович1, Хоммыев Тойлы Бабагельдыевич1
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Аннотация
В прошлом получали религиозные знания в то время, когда в туркменское общество внедрялись светские. Мулла Торе ахун, находившийся в Марыйском велаяте, пользовался большой популярностью. Сохранились интересные сведения о его медресе и методах обучения его учеников. Разговоры о книголюби Мулла Торе ахун дошли до наших дней. Его книги сейчас хранятся и изучается в коллекциях рукописей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Сахыдов Т.А., Хоммыев Т.Б. Теология в туркменском обществе: Мулла Торе ахун и его медресе // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55417 (дата обращения: 22.02.2024).

Во время учебы у сельского муллы Торемурат отличался природной памятью и любознательностью. Он за два месяца запоминал книги, которые его друзья читали за четыре месяца. Тяга Торемурада к науке и знаниям укрепила его желание учиться в Бухаре. Но ему надо было много денег, чтобы пойти в школу. Его поддержали местные жители, один из родственников подарил ему верблюда, а другие – быка, овцу, козу, таким образом отправили Торемурада в Бухару [2, с.142].

Торемурат и студенты, обучающиеся в Бухаре, несколько дней шли на верблюдах, и пришли в город с тридцатью тремя медресе. Товарищи посоветовали ему отправиться к известному ученому в Бухаре Икраму Ходже. Обращались к нему «дамылла», то есть как к человеку, который вскоре станет великим ученым-ахуном. Торемурат мало ел, мало спал и все свои мысли направил на учебу, науку, все, что имел в руках, – на книги. Мулла Торе проучился в Бухаре около 18 лет, занимался наукой и стал одним из самых образованных людей своего времени [4, с.113]. Тот факт, что ученые Бухары объединились и предложили ему остаться главным ученым-преподавателем бухарских медресе, свидетельствует о его высокой репутации. В этот момент Мулла Торе с большой гордостью ответил: «Я буду использовать свои знания для своего народа».

Пришел Мулла Торе Ахун в Мары и построил медресе на частном участке в своем селе. Когда прослышали о степени и силе образованности Ахуна, число учеников стало увеличиваться день ото дня. Там учились студенты не только из Мары, но и из Теджена, Каахка, Ахала. Медресе состояло из множества келий, классной комнаты, мечети, гостевого дома, кельи Ахуна, столовой, домов, предназначенных для различных бытовых нужд, и других построек. Территория медресе всегда содержалась в чистоте. Для гостей, пришедших в медресе, были созданы необходимые условия, и Ахун принимал их по своим возможностям и усмотрению.

В медресе Ахуна приезжало много гостей из Мары, Ахала и Теджена – интеллигентные старейшины, вежливые и почтенные люди, сведущие в науках, и наблюдали за учением Муллы Торе Ахуна, видели его богатую библиотеку, знакомились с ним. Приезжие гости возвращались в свои деревни и распространяли славу Муллы Торе Ахуна во многих местах.

В медресе Ахуна была установлена ​​строгая дисциплина. Сам он завоевывал не насилием, а неустанным воспитательным трудом, собственным примером, человечностью и неутомимой заботой. Основная воспитательная, методическая, разъяснительная работа проводилась путем детального изучения поведения учащихся и их раздельного рассмотрения. Студенты находились под присмотром по вечерам, и в медресе не отвлекались ни на что, кроме учебы. Если один из обучающихся не усваивал преподаваемый курс, занимался по незнанию другими делами, подавал плохой пример другим обучающимся, вел себя невоспитанно, нарушал правила и нормы один за другим, и если понимали, что он не исправится, то в качестве высшей меры наказания исключался из учебы.

Мулла Торе Ахун любил и уважал тех, кто учился в медресе, тех, кто интересовался наукой, и  кто был искусным. Даже очень слабого в учебе ученика не давил, не огорчал, не обижал, он надеялся, что если будет упорствовать, то наконец–то научится. На самом деле, он никогда не ленился преподавать науки, и у него никогда не было недостатка во времени.

Мулла Торе подал отличный пример, сочетая человечность и требовательность в своем воспитании и в отношениях с людьми. Он говорил своим ученикам: «Не льститесь деньгами. Не жадничайте вообще. Вам не нужно брать милостыню. Человек, который хочет быть ученым, должен помещать свои заработки в книгу», — проповедовал он.

Мулла Торе Ахун призывал студентов всегда быть гуманными, защищать достоинство, в том числе избегать высокомерия, гордыни, быть смиренными. Муллу Торе Ахун был очень умным, мудрым, дальновидным человеком, использовавшим искусные приемы воспитания не только в работе, но и в жизни. Мулла Торе не ограничивался предоставлением людям науки и образования. Он привил важные традиции в умах людей. Не случайно с его именем связаны лучшие традиции и обычаи, говорят, что «Мулла Торе ахун говорит то–то и то–то». Когда он проповедовал своим ученикам, он призывал к единству, дружбе, смирению, скромности и жизни за счет честного труда таким образом, чтобы это доходило до всех людей. Он осуждал сплетни, высокомерие и грубость.

В своих действиях он стремился поддержать благотворное дело, покровительствовать рабочему классу, изобличать, насколько это было возможно, несправедливости того времени. Противодействие встречали и попытки некоторых представителей высшего сословия обмануть народ и свернуть его с пути религии и шариата. Он призывал своих учеников остерегаться всякого рода уловок и разоблачал тех, кто пытался завоевать его доверие, чтобы воспользоваться его репутацией. Когда богатый человек из одного из соседних сел принес ему в качестве милостыни пятьдесят овец, Ахун приказал не брать их, а вернуть и отдать вдовам и сиротам своего села [2, с.146].

В другой раз, когда к нему обратились: «Ахун ага, наш урожай сохнет. Я попросил  воды для нашей деревни на десять дней. Я получил одобрение всего народа», поняв намерение пришедшего богача, он спросил: «Согласились ли дети?» и осадил его. Тот не ожидал такого, у него не было другого выбора, кроме как уйти оскорбившись.

Мулла Торе Ахун мудро использовал гуманистический путь религии, когда это было необходимо. К нему пришел богатый человек по имени Алланазар Батман из села Акгунур и сказал, что собирается совершить паломничество в Мекку, и попросил у него благословения. Ахун заверил его, что его паломничество будет принято, если он не потратит свои деньги на поездку в Мекку, а потратит их на благое дело. Алланазар Батман прислушался к совету и за свой счет позволил людям выкопать канал. Посевы, которые получили воду из недавно вырытого канала, своевременно взошли, а популяция населения увеличилась.

Немало людей, которые учились в школе–медресе Муллы Торе, достигли звания ахуна и получили благословение. Общее их количество определить сложно, сообщается, что до звания Ахуна дошли от пятнадцати до семидесяти человек. Но Мулла Торе смог узнать имена около 20 из тех, кто стал ахунами, и откуда они родом [3, с.38–39].

Сейитмухаммет Ахун, сын Юсупа Ишана из деревни Дурун в Бахердене, также является одним из учеников Муллы Торе Ахуна. Он учился в медресе Ахуна, служил ему, получил хорошее образование и считался одним из самых одаренных людей. Пользовавшийся большим уважением в стране Мулла Торе собственноручно женил и обустроил своего талантливого ученика.

Отдельного упоминания заслуживает библиотека Муллы Торе Ахуна, которая оставила будущим поколениям богатые сокровища и духовное наследие. У него была богатая библиотека в пять с половиной тысяч, по некоторым данным, 7–8 тысяч книг. В августе 1960 года Академией наук ТССР была организована специальная экспедиция, чтобы спасти дошедшие до наших дней книги Муллы Торе. В ней приняли участие туркменские ученые Н. Аширов, А. Мередов, М.Аннамухаммедов, Д. Нуралыев, М. Гурбансахедов, М. Аннанепесов. Около 700 книг из дома внука Ахуна погрузили сначала в грузовик, затем в контейнер из города Мары и привезли в Ашхабад. Из дошедших до нас произведений 361 литография и 326 рукописей. Большинство этих книг и рукописей написаны на арабском языке, около 100 — на персидском и 23 — на туркменском [2, с.147]. Краткий комментарий в книге Н. Халымова к ряду этих работ, опубликованных на арабском языке, является первым шагом в проделанной в этой области ценной работе [1, с.485].

Как видно из сведений о Торе Ахуне, хотя туркмены жили в трудное и трагическое время, они не только занимались развлечениями, но и умели тратить время и средства на получение науки и образования, воспитание подрастающего поколения. В результате этих забот туркменские дети ездили в такие города, как Хива, Бухара, Стамбул, Уфа, учились и вырастали сильными, учеными и высококультурными людьми своего времени. Один из них – известный туркменский исторический деятель Мулла Торе Ахун.


Библиографический список
  1. Халымов Н. Каталог арабских рукописей Академии наук ТССР. – А.: Ылым, 1988. – 488 с.
  2. Ataýew T. Molla Töre ahun. // Türkmen arhiwi. – 1999. – № 1– 2. – S. 140–150.
  3. Hajymyradow D. Molla Töre ahun. – A.: Türkmenistan. – 1996. –  141 s.
  4. Türkmenistan XIX-XX ýüzýyllyklaryň sepgidinde. Okuw gollanmasy. – A.: Ylham, 1998. – 140 s.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: