ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Ляпустина Светлана Александровна
МБОУ “Школа-интернат №22”
г.Кемерово, учитель начальных классов

Аннотация
В данной статье рассмотрены характеристики проявлений нарушений письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ляпустина С.А. Характеристика проявления нарушений письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55397 (дата обращения: 21.02.2024).

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения дисграфии необходима последовательная система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая проявления нарушений речи, структуру имеющегося дефекта, а также психологические особенности ребенка.

Термин «дисграфия» в современных источниках научной литературы имеет различную интерпретацию. Так, по мнению Р. И. Лалаевой: «Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, проявляющееся в постоянных повторяющихся ошибках, вызванных незавершенными высшими психическими функциями, вовлеченными в процесс письма» [2, с. 89].

Необходимым для диагностики и коррекции дисграфии является ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С. Ф. Иваненко. Автор выделил следующие четыре группы нарушений письменности (и чтения) с учетом возраста детей, стадии обучения чтению, серьезности нарушений и специфики их проявлений [1, с. 30]:

- Нарушение формирования письменного процесса.

- Трудности в освоении письма.

Дисграфия (постоянная ошибка одного типа или разных типов). Диагностируется во второй половине второго года обучения.

Дизорфография (невозможность применения правил правописания в письменной форме согласно учебному плану за соответствующий период обучения, большое количество орфографических ошибок в письменных работах).

Таким образом, симптомы дисграфии считаются постоянными ошибками в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с невежеством или неспособностью применять правила правописания.

Исследования современных научных исследователей в области изучения речевой деятельности, считается плохо изученной и необоснованной по причине сложной формы, которая включает в себя огромное количество видов деятельности. Сотрудниками кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена разработана классификация дисграфии, в основе которой лежит недостаточное создание определенных операций письменного процесса. В настоящее время эта классификация является наиболее разумной.

Различают следующие виды дисграфии (рис. 1).

Рис. 1. Классификация дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия характеризуется переносом речевых нарушений на письмо, т.е. как говорит, так и пишет и проявляется в виде замены букв или их отсутствии (в терминологии М. Е. Хацева – «косноязычный на письме»). Иногда разговорная речь исправляется, но при этом замена и пропуски букв остаются. Это потому, что четкие кинестетические образы звуков в памяти еще не созданы. Эта форма чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии.

2. Акустическая дисграфия основана на нарушении фонематического распознавания, или по-другому с нарушением фонематического слуха. В том случае, когда дети не могут разобрать звуки, которые похожи по звуку и месту образования, тогда они начинают смешивать свистящие с шипящими, звонкие с глухими и твердые с мягкими звуками, также появляются и пропуски гласных, появляются дополнительные слоги. Также могут пропускаться предлоги, союзы, частицы,  появляться лишние слоги. Наиболее выраженная дисграфия из-за нарушения фонематического распознавания возникает при сенсорной алалии и афазии.

3. Дисграфия основана на нарушениях анализа и синтеза языка, которые основаны на нарушениях форм анализа и синтеза языка: деление предложений на слова и структура предложения искажены. Наиболее сложным в этой форме является фонематический анализ, и наиболее распространенными будут деформации в структуре звуковых букв слова. Характеристика: пропуски согласных при их слиянии (диктант – дикат, школа – кола), гласных (собака – сбака), перестановка букв (тропа – прота), добавление букв (таскали – тасакали) и т.д

Это нарушает разделение предложений на слова. Все слова в предложении пишутся вместе.

4. Аграмматическая дисграфия.

5. Оптическая дисграфия связана с гипоплазией оптического гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

6. Моторная дисграфия наблюдается в конфликте с активностью лобных отделов головного мозга. Схема слов и предложений нарушена. Дети испытывают трудности в процессе письма: они не могут переключать движения руки с одной буквы на другую, они не знают, с какого элемента начать писать буквы, что приводит к многократному повторению букв, слогов и их реконструкции.

Часто ошибки в написании отражают устные искажения. Следует отметить, что конкретные ошибки очень стабильны, трудны и требуют много времени должным образом, в частности, ребенок упорствует при отсутствии ранней диагностики и качественной профилактики. Причины написания нарушений могут быть как органическими, так и функциональными.

Помимо определенных ошибок, у этой категории детей есть большое количество орфографических ошибок, особенно на необремененных гласных, оглушении и т. д.

Таким образом, нарушение письменной речи является отклонением, которое сопровождается наличием ряда причин, от слабо развитой моторики рук до отклонений психических процессов. Поэтому для коррекции дисграфии требуется тщательная диагностика многочисленных функций школьника, начиная с общей и мелкой моторики, заканчивая исследованием письма.


Библиографический список
  1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова  – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011.


Все статьи автора «Ляпустина Светлана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: