СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Сильковская Наталия Анатольевна

Аннотация
Статья посвящена финансированию социальных проектов. Рассмотрены варианты источников финансирования, включая бюджетные и внебюджетные средства. Классифицированы сами социальные проекты и их соотношение с источниками финансирования. Отдельно рассмотрен краудфандинг, как метод группового финансирования социальных инициатив.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сильковская Н.А. Способы финансирования социальных проектов // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/03/55328 (дата обращения: 14.05.2024).

Безусловно, под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта и, конечно же, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно).

Очевидно, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. В мировой практике негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов, используют смешанную модель финансирования или фандрайзинг. Такой подход позволяет аккумулировать средства из разных источников, так как каждый из этих финансовых источников в отдельности не в состоянии финансово обеспечить проект полностью. В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования. В качестве типообразующего способа классификация социальных проектов по особенностям финансирования основывается на выделении такого способа финансового обеспечения, который является основным. В силу этого, в теории, мы можем выделить инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

1.  Инвестиционные проекты.

Многообразие инвестиционных объектов довольно велико. Они различаются по длительности и объему финансовых ресурсов,

масштабам и т.д. Каждый инвестиционный проект состоит из четырех одинаковых элементов:

1) расчетный период – период реализации проекта;

2) чистые инвестиции – объем затрат;

3) денежный поток – чистый денежный поток от деятельности;

4) ликвидационная стоимость – затребование и извлечение капитала в конце срока экономической жизни инвестиций.

Источники финансирования проектов можно классифицировать по следующим критериям:

1) по отношениям собственности;

2) по видам собственности.

По отношениям собственности источники финансирования делятся на:

1) собственные;

2) привлеченные.

К собственным источникам относятся:

а) прибыль;

б) амортизационные отчисления;

в) страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.;

г) денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования и т.п.).

К привлеченным источникам:

а) средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;

б) заемные финансовые средства инвесторов (банковские и другие кредиты, облигационные займы и другие средства);

в) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

г) инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

д) иностранные инвестиции.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

1) государственные инвестиционные ресурсы:

а) бюджетные средства;

б) средства внебюджетных фондов;

в) привлеченные (государственные займы, международные кредиты).

2) частные инвестиционные ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, физических лиц;

3) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.

При оценке реализации крупных инвестиционных проектов выбор источника финансирования всегда связан с определенными сложностями как организационного, так и финансово-технического характера. Это выражается, зачастую в сложности привлечения капитала из-за отсутствия доверия между крупными инвесторами и корпорациями, осуществляющими инвестиционные проекты.

Поэтому выбор источника финансирования крупных инвестиционных проектов и возможности привлечения финансовых ресурсов с учетом текущей ситуации на анализируемых сегментах рынка оцениваются корпорацией по нескольким параметрам. Во-первых, исходя из сложившихся на рынке присутствия корпорации условий финансирования, во-вторых, – с учетом ключевых показателей корпорации, необходимого объема финансирования с учетом потребности инвестирования, капитализации, наличия кредитной истории и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе источника финансирования крупного инвестиционного проекта и оценке предложенных решений по привлечению капитала будут учитываться выводы по показателям финансовой устойчивости корпорации, долговой нагрузки, прибыльности и ликвидности компании и влиянии их на стоимость финансирования.

2.  Спонсорские проекты

Впервые слово “спонсор” публично прозвучало с экранов телевизоров в 1988 году. Зрители тогда не понимали, с какой именно целью Александр Масляков, ведущий программы “КВН”, долго и монотонно перечисляет в эфире названия незнакомых организаций. Так все и началось, и уже совсем скоро каждый знал, что спонсор – это прежде всего уважаемый и богатый человек (или компания), чья деятельность направлена на важные и полезные обществу дела. Такие компании и люди помогают создавать и реализовывать новые проекты, свершать то, что без инвестиций сделать было бы невозможно. Спонсорство – это определенно один из видов поддержки различных сфер общественной жизни, одна из форм социальных инвестиций. Но в то же время это нельзя назвать ни альтруизмом, ни меценатством, ни благотворительностью, хотя есть много общего.

Главное отличие между ними заключается в том, что спонсорская поддержка в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.

Известный английский специалист по PR Сэм Блэк считал, что “правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности”. И, как правило, эта деятельность основана на четком соглашении между организаторами события с одной стороны и коммерческой компанией с другой.

Спонсорство приносит компании экономию собственных ресурсов на рекламу и организацию мероприятий подобного уровня, а организаторам дает помощь и поддержку целевой аудитории.

Спонсорство в рекламе – это эффективный маркетинговый инструмент. В наши дни рынок рекламы перенасыщен настолько, что даже большим компаниям трудно выделиться на фоне общей массы. Именно поэтому они обращаются к спонсорству как к более современному виду рекламы.

Тем более что последние исследования, проведенные компанией – экспертом в данной области Havas Sports & Entertainment (HS&E), показали, что спонсорство крупных спортивных мероприятий существенно улучшает имидж рекламодателя и повышает узнаваемость бренда, тем самым способствуя росту вероятности приобретения продукции компании.

Потребители воспринимают такие бренды более позитивно по сравнению с “обычными” – в среднем на 25-50% Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе DOC /Л.А. Кудринская. – ОмГТУ, 2010. .

Спонсорство нередко соотносят с рекламой, вместе они формируют положительный имидж организации и подразумевают получение выгоды. При этом между ними существует значительная разница.

Спонсорство – это фактически инструмент событийного маркетинга, способ размещения рекламы в рамках эксклюзивных мероприятий на специальных условиях. Спонсорство обычно служит для реализации имиджевых задач, реклама – для продвижения продукта.

3. Кредитные проекты

Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. Это еще один коммерческий вариант финансирования, специфика которого состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности, например).

Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому кредитор “вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок”.

Государство, местное самоуправление могут содействовать в получении кредита под социально значимый проект и даже брать на себя поручительство по кредитным обязательствам негосударственных организаций, связанным с их уставной деятельностью.

Такого рода меры содержит, в частности, Закон Московской области “О региональной государственной молодежной политике в Московской области” (1995г.).

К кредитным проектам принципиально близки те, которые осуществляются с применением лизинга.

Лизинг – долгосрочная, иногда до нескольких лет, аренда средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т.д.), предполагают возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.

Имущество остается собственностью лизинговой компании до конца сделки, а после того как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого имущества.

Это фактически форма инвестиции, позволяющая начинать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффективность работы морального старения оборудования.

Очевидно, что и это форма финансового обеспечения проекта, способного приносить доход.

4. Бюджетные проекты

В силу того, что некоторые социальные проекты бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи, они осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.

Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органам власти и местного самоуправления и негосударственными организациями.

Финансовое обеспечение из бюджетных источников имеет ограничения, определяемые различными нормативами (структура и число штатных сотрудников, фиксированные размеры фонда заработной платы и т.д.). Работа по нормативам усложняет для бюджетных проектов внедрение нововведений.

К тому же следует учитывать, что в нестабильной экономической обстановке приведение расходной части бюджетов всех уровней в соответствие с доходной частью происходит, как правило, путем урезания социальных программ. Это ставит многие проекты под удар.

Во всяком случае, бюджетный проект в современной российской действительности перестал быть проектом с гарантированным финансированием.

Субсидия (дотация) – это государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т.д. Такую модель финансирования социальных проектов избирают органы государственной власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ некоммерческих организаций.

Субсидии на реализацию проекта можно получить в конкурсном порядке. Это обстоятельство содержит в себе определенную сложность. Она заключается в том, что в материалах, представляемых инициатором проекта на конкурс, необходимо точно охарактеризовать те стороны предполагаемой деятельности, которые предусматриваются условиями конкурса.

Часто проекты, которые можно отнести одновременно в разные группы конкурсантов, откладываются как неясные, слабо подготовленные и конкурсными комиссиями не рассматриваются. В конкурсах чаще побеждают те, кого в конкурсных комиссиях хорошо знают. Не во всех случаях это значит, что выигравшая организация имеет лучший проект.

Нередко это свидетельство того, что такая организация умеет хорошо отчитаться перед грантодателем. Есть и другие проблемы, например, давление фондов на авторов проектов (побеждают проекты с желаемой для грантодателя тенденциозностью).

В целом, все это не позволяет слишком рассчитывать на гранты для тех или иных социальных проектов, и успех осуществления проекта везде, где это возможно, лучше связывать со смешанным финансированием.

5. Благотворительные проекты

Благотворительные проекты являются примером некоммерческого варианта финансирования, часто предполагающего личное участие благотворителя в проекте.

Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить благотворительные проекты как самостоятельный вид.

Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.

Мотив благотворителя может быть связан со стремлением прославить свое имя, а может отражать какие-либо личные интересы и увлечения, мечты, религиозные убеждения.

Удовлетворение нематериальных потребностей – нередко более сильный мотив для трат, в том числе и крупных, чем ожидание наивысшей прибыли от вложений.

Это обстоятельство позволяет осуществлять многие некоммерческие проекты. Расчет на такой тип финансирования проекта требует ясного осознания, что на инициатора проекта ложится сложная миссия по представлению своих замыслов потенциальным меценатам в форме просьбы.

Необходимо и морально, и технологически быть готовым к длительному и многотрудному ведению переговоров с потенциальными меценатами.

При реализации благотворительных проектов в регионах присутствия уделяется особое внимание:

уважению интересов всех заинтересованных сторон и открытому взаимодействию с ними;

инвестициям в социальную сферу и развитие инфраструктуры;

благотворительной поддержке населения и местных сообществ;

повышению образовательного потенциала регионов, поддержке спорта и здорового образа жизни.

Исходя из практики, финансирование социальных проектов делится на:
1.    Средства из бюджета местной администрации. В данном случае рекомендуется обратиться в местную администрацию и проконсультироваться об имеющихся возможностях финансирования вашего социального проекта.
2.    Гранты и конкурсы специализированных агентств и фондов. В том числе:
•    фонд президентских грантов;
•    федеральное агентство по делам молодежи;
•    российский союз молодежи;
•    фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
•   фонд Тимченко;
•    благотворительный фонд В. Потанина;

•    фонд «Лукойл»;

•    фонд Прохорова.
3.   Финансовая поддержка местных коммерческих организаций и предприятий. Основные интересы соучастия в социальном проекте: реализация продукции или услуг бизнеса и в результате  получение большего  дохода и прибыли; улучшение/формирование привлекательного имиджа и PR-деятельность.

4.    Партнеры среди некоммерческих организаций (НКО).
•   ассоциация агротуризма;
•   ассоциация экологического туризма;

5.    Беспроцентные займы. Например, фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

6.    Частные инвесторы

7.    Краудфандинг

Одним из актуальных вопросов модернизации национальной финансово-инвестиционной системы является поиск и использование новых технологий. Ускорение научно-технологического процесса отобразилось в расширении разнообразия финансирования и инвестирования. В результате постепенно сформировалась технология привлечения средств на проекты в стадии зарождения – краудфандинг. Актуальность использования краудфандинга в финансово-инвестиционной системе обусловлена объективными трудностями и подорожанием процессов привлечения средств в национальную экономику. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно привлечь средства без разработки и освоения современных финансово-инвестиционных технологий.

Считается, что первым описание и анализ явления краудфандинга начал писатель и журналист Джефф Хау в своей книге «Краудсорсинг: коллективный ум как инструмент развития бизнеса».

Краудфандинг в дословном переводе с английского: crowd — «толпа», funding — «финансирование», многие называют этот метод «народным финансированием». Принцип краудфандинга очень прост — выкладываешь в сеть идею и собираешь голоса, а затем и деньги тех, кто готов тебя поддержать. Чем больше «акционеров» у проекта, тем меньше сумма на одного человека.

Издавна люди массово собирали средства на проекты, находили общественную поддержку. Одним из примеров является сбор средств на статую Свободы в Нью-Йорке. Тогда была развёрнута широкая рекламная кампания в США и Франции с привлечением известных общественных деятелей и представителей культуры и таких удачных маркетинговых ходов, как распространения лотерейных билетов.

Распространение краудфандинга начинается с США. В 1997 году поклонники группы «Marillion» самостоятельно организовали и провели рекламную кампанию и собрали для своих кумиров шестьдесят тысяч долларов для финансирования их гастрольного тура по Соединённым Штатам Америки. Это был первый краудфандинговый ход в американской истории. Позже появился ArtistShare – первый краудфандинговый сайт для музыки и в дальнейшем такие проекты стали расти в геометрической прогрессии. В 2009 году начала свою работу американская компания «Кикстартер» (kickstarter.com), которая на сегодняшний день является лидером по количеству краудфандинговых транзакций. Эта компания предоставляет инструменты по сбору средств для общественного финансирования проектов на специализированном интернет-ресурсе. Инициатором проекта может выступить любой желающий. Оценка перспективности проекта, его рисков, а также принятие решения о сумме, которая будет вложена, осуществляется самим донором.

В России краудфандинг основался гораздо позже, в 2007 году. Первый проект — Kroogi, основанный Мирославом Сарбиевым, открылся под девизом «Заплати, сколько считаешь нужным» и до сих пор работает, и развивается.

Текущая оценка оборота рынка краудфандинга в России составляет 160-180 млрд рублей из которых 70-80% приходится на две самые популярные площадки planeta.ru и boomstarter.ru. В структуре заявок на получение финансирования лидируют проекты по таким отраслям как технологии, искусство и культура, а по количеству собранных средств – проекты, связанные с кино и музыкой, причем средний объем заявки в сегменте «Технологии» составлял 1,7 млн рублей, в то время как по остальным проектам – 600 тыс. рублей.

Planeta.ru открылась в 2012 году, но уже стала одной из главных российский краудфандинговых площадок. За время ее существования профинансировано более 3000 проектов на сумму более 325 млрд рублей. Самый интересный факт – ее идеологом и сооснователем стал Макс Лакмус – бас-гитарист группы «Би-2», а первый проект, реализованный с помощью этой площадки – создание нового студийного альбома группы.

Еще существует boomstarter.ru – проект, ничуть не уступающий «планете», созданный также в 2012 году, но по большей части ориентированный на нематериальное вознаграждение – награду. Есть еще несколько отличий. Так, Boomstarter работает по такой схеме: если проект не успевает собрать всю сумму, деньги возвращаются инвесторам, грубо говоря, либо все, либо ничего.

Виды краудфандинга:

1.         Бизнес-проекты. Многие начинающие стартаперы не имеют финансовых возможностей для реализации задуманного. Люди жертвуют деньги на идеи, которые им интересны.

2.         Творчество. Популярные проекты краудфандинга, которые направлены на сбор средств для финансирования музыкального альбома, тура, фестиваля и так далее.

3.         Политика. Некоторые политические деятели собирают средства в свой фонд для реализации собственной программы.

4.         Социальный краудфандинг – Под этим словосочетанием подразумевают метод группового финансирования социальных инициатив: благотворительных проектов, социальных предприятий и проектов некоммерческих организаций. Основными донорами является большое количество людей, которые делают частные пожертвования. Социальные проекты краудфандинга разделяются на такие блоки: дети, пожилые люди, животные, окружающая среда, культура и социальный бизнес.

Реализация социальных проектов через краудфандинг стала очень популярной, так люди собирают на дорогостоящие операции, помощь малоимущим и так далее. Стоит отметить, что краудфандинг, как правило, используется для финансовой поддержки новых, нетривиальных, актуальных проектов. Они вынуждены быть такими, иначе просто не привлекут внимания и их реализация не будет возможной. Такой порядок вещей способствует естественной конкуренции среди авторов проектов, претендующих на народную поддержку.

Неактуальны идеи отсеиваются, остаются преимущественно те из проектов, конечный продукт которых может иметь перспективы спроса среди массовой аудитории потребителей.

Большинство исследователей считают основной причиной популярности краудфандинга — быстрый способ сбора средств по сравнению с государственным инвестированием и простые условия финансирования против сложных бюрократических процедур банка. Однако, следует указать на ряд других причин рост популярности этого способа финансирования.

Необходимо отметить, что чаще всего в краудфандинг привлекаются денежные средства. Если речь идет о привлечение человеческого ресурса (исполнение трудовых функций) для проекта, то это — краудсорсинг. Хотя иногда эти понятия отождествляют или называют краудфандинг видом краудсорсинга.

Безусловно, краудфандинг является высокотехнологичным и удобным инструментом для модернизации финансово-инвестиционной системы. Он имеет перечень достоинств, представляет собой интересную и перспективную технологию финансирования и инвестирования. Но невозможно не согласиться с тем, что существуют некоторые барьеры для его использования в нашей стране: мошенничество, недобросовестность заёмщиков при соблюдении условий финансирования, неразрешенные вопросы с налогообложением, низкий уровень доверия – этот фактор связан тем обстоятельством, что донор не защищен государственными органами. Наличие таких проблемных аспектов требует быстрого их исследования и решения.

Главное отличие краудфандинга от благотворительности — это наличие вознаграждения для каждого человека, который вносит свои деньги в проект. Вознаграждение может быть, как виртуальным, так и реальным. По виду вознаграждения различаю три типа проектов:

1.   Благотворительность

Эта модель – фактически сбор пожертвований, проявление альтруизма, так как большинство проектов, основанных на этой модели вознаграждения – социальные, медицинские и политические. Благодарность остается на усмотрение организатора проекта, но она очень относительна («спасибо» или упоминание на сайте). Стоит заметить, что в чистом виде без вознаграждения такие проекты встречаются очень редко, и в большей мере с очень малой запрашиваемой суммой финансирования, в основном организаторы пытаются вознаградить спонсоров любыми подарками, даже маленькими, но памятными.

В таком типе проектов основной мотивацией спонсоров становится не получение вознаграждения или выгоды, а поддержка близких по душе инициатив.

2.    Награда

Награда или нефинансовое вознаграждение – на сегодняшний день самый распространенный тип проектов. Главной особенностью его является получение спонсором нефинансового вознаграждения – награды. Краудфандинговые платформы рекомендуют в качестве награды предлагать продукт проекта. Например, если цель проекта – проведение концерта, то билеты на него станут отличным вознаграждением.

Таким образом становится очевидно, что способов финансирования проектов очень много и проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Однако, надо понимать, что в социальных проектах не всегда возможна возвратная основа.

С точки зрения основного вида финансирования социальные проекты можно разделить на инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные и благотворительные проекты.

Однако, социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. В мировой практике негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов, используют смешанную модель финансирования или фандрайзинг. Такой подход позволяет аккумулировать средства из разных источников, так как каждый из этих финансовых источников в отдельности не в состоянии финансово обеспечить проект полностью. Именно поэтому можно сказать, что фандрайзинг – это необходимость.


Библиографический список
  1. PR: теория и практика: учеб. пособ. под ред. М А Лукашенко. – М, 2007.
  2. Автономов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: учебник / А.С. Автономов, Т.И. Виноградова, М.Ф. Замятина, Н.Л. Хананашвили; под общ. ред. А.С. Автономова. – М.: Фонд НАН, 2003.
  3. Акции по сбору частных пожертвований: успешный опыт : брошюра под ред. М. А. Юндина. – Ставрополь 2000.
  4. Алексеева, О. “Привлечение пожертвований российских компаний”[Электронный ресурс] / О. Алексеева, М, 2001. – Режим доступа http://www.focus-media.ru/new-fr.htm.
  5. Алексеева, О. “Тактика поиска средств у частных лиц” [Электронный ресурс] / О. Алексеева . – М, 2001. – Режим доступа : http://www.focus-media.ru/new-fr.htm.
  6. Основы фандрайзинга: методич. пособ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tesi.seu.ru/method_25.html.
  7. Основы фандрайзинга: учеб. пособ. – Екатеринбург, 2008. Паньков, В.В. “Особенности национального фандрайзинга” [Электронный ресурс] / В.В. Паньков – Режим доступа http6//www.az.ru.


Все статьи автора «Сильковская Наталия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: