ТИПЫ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Ораева Огульширин1, Ашырова Акмарал2, Чашемова Джерен3
1Туркменский государственный институт культуры, преподаватель
2Туркменский государственный институт культуры, преподаватель
3Туркменский государственный институт культуры, лаборант

Аннотация
Историческим источником считается любой памятник прошлого, дающий сведения об истории человеческого общества. Рукописи, изданные книги, построенные здания, предметы быта, древние обычаи, древние слова, сохранившиеся в разговорном языке людей, — все это исторические реликвии прошлого.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Ораева О., Ашырова А., Чашемова Д. Типы источников по истории Туркменистана // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/02/55340 (дата обращения: 22.02.2024).

Историческим источником считается любой памятник прошлого, дающий сведения об истории человеческого общества.  Рукописи, изданные книги, построенные здания, предметы быта, древние обычаи, древние слова, сохранившиеся в разговорном языке людей, — все это исторические реликвии прошлого.

Эти исторические источники создавались в определенных исторических условиях.  Люди, которые их создавали, также интересовались своими личными интересами.  Поэтому необходимо критически относиться к историческим источникам.  Потому что невозможно написать правдивую историю, если не подходить к историческим источникам с критической точки зрения или использовать их однобоко.

В науке исторические источники делятся на две группы: исторические останки и исторические предания.  Исторические останки – это прямые свидетельства, оставленные людьми со времени их жизни (документы, деньги, памятники архитектуры, предметы быта и т.д.).  Исторические традиции включают письменные описания любого исторического события современниками или их потомками.

В исторических традициях люди записывают, как событие произвело на них впечатление.  Так что это может быть правильно или неправильно.  Поэтому исторические останки ученые считают более достоверным источником, чем исторические предания.  Но историк должен использовать оба набора источников.

Уже на заре исторической науки историки работали с большим количеством источников.  В последнее время их виды и количество с каждым годом увеличиваются.  Для того чтобы проанализировать их значимость и достоверность, историки были вынуждены разделить их на несколько групп.  Первоначально эти деления были очень простыми.

В 19 веке европейские ученые И. Г. Драйзен, Э. Бернгейм и др. начали классифицировать источники на научной основе.  Они делят источники на две основные группы – культурные реликвии (артефакты) и исторические (традиционные) предания.  Если выводы включают факты, непосредственно связанные с происшедшим событием, то исторический нарратив является словесным представлением этого события.  По их мнению, реликвии (артефакты) точно описывают исторические события, а исторический вымысел так или иначе искажает правду.  Потому что любой исторический рассказ выражает субъективный взгляд отдельного человека.  На сегодняшний день исторические источники делятся на следующие основные виды: 1) Материальные (документы и др.), 2) Этнографические, 3) Лингвистические, 4) Устные (устные или фольклорные), 5) Исторические источники, 6) Архивные документы.

Внутри этих типов исторические источники можно разделить на более мелкие группы в зависимости от их происхождения, формы, содержания и других характеристик.

Финансовые ресурсы.  Наиболее важными среди них являются археологические памятники.  Как мы уже упоминали, если история человечества длится 2,5-3 миллиона лет, то самая древняя письменность только до нашей эры.  Он возник в III тыс. до н.э.  То есть мы можем оценить древнейшую часть истории человечества посредством археологических исследований.  Большинство письменных источников по истории многих народов, в том числе и туркмен, по разным причинам не сохранилось.  Поэтому даже о Средневековье мы часто можем делать выводы только на основании археологических находок.

Ученые называют Туркменистан археологическим музеем под открытым небом.  В Туркменистане есть всемирно известные археологические памятники древности, античности и средневековья.  Следует упомянуть самые известные из них – Джейтун, Анью, Алтындепе, Конургенч, Мерв, Сарахс, Мешады-Миссериан.

Этнографические источники – создают представление о древних традициях, хозяйстве, одежде, предметах быта людей.  Например, животноводство, земледелие, рыболовные традиции, аксессуары, сбор жира, сбор крови, охота и т. д.  случилось со многими народами, в том числе и с туркменами.  Этнографии нужно избегать, чтобы использовать этнографические материалы в исторической работе.

Лингвистические источники-топономика являются одними из самых достоверных лингвистических источников.  Любое из названий сел, рек, холмов может быть связано с историческими событиями.  Но чтобы разобраться, надо хорошо разбираться в лингвистике, иначе часто бывают случаи, когда далеко идущие выводы делаются на основе анекдотических или случайных аналогий.

Устные источники – легенды, былины, рассказы, песни, притчи, рассказы и др.  принадлежать  Они также широко распространены среди туркмен.  Это способ передать следующему поколению свидетельства о событиях, происходивших в самые древние времена.  Конечно, некоторые события можно испортить, забыв.  Но механическая память неграмотных людей выше, чем у грамотных.  Вот почему рассказчики могут декламировать огромные тексты по памяти.  «Огузнама», «Горкут Ата», «Неджеп оглан», «Героглы» – самые известные из них.  Мы Мирали, Кеймир Кор, Кемине, Искендер Жулкарнейн, Недир Шах и др.  мы знаем много туркменских легенд об исторических личностях.

Письменные источники могут быть рукописными или опубликованными.  Они должны стать основой исторических исследований.  Восполнить недостаток письменных источников с помощью других источников очень сложно.  Письменными источниками могут быть как подлинники, так и фотокопии.  Оригиналов сохранилось очень мало.  Оригинальные копии истории Туркменистана очень немногочисленны и относятся только к последним векам.


Библиографический список
  1.  Алиханов-Аварский М. Экспедиция на Хиву (кавказские отряды) 1873 г.  Спб.  1899 г.
  2. А.Р.  Памятники минувших поколений – Избр.произведен.-Ташкент, 957.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: