ВИДЫ УЗОРОВ В ОТДЕЛКЕ ТУРКМЕНСКИХ НАРЯДОВ

Тагандурдыева Айджерен
Туркменский сельскохозяйственный институт
старший преподаватель кафедры общественных наук

Аннотация
Вышивка, украшенная вышивкой одежда в прошлом и настоящем является ценным изделием народного творчества и художественных ремёсел. Разнообразие узоров и их гармония – изделие длительного исторического развития и результат многовековых традиций. В наши дни вышитую одежду носят с удовольствием, а узоры обогащаются новыми элементами.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Тагандурдыева А. Виды узоров в отделке туркменских нарядов // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/02/55306 (дата обращения: 21.02.2024).

Туркменские женщины на своем жизненном опыте убедились, что еда и питье, красивая и правильная одежда влияют на здоровье, душу и внешний вид человека. Искусство вышивания туркменских женщин идет с древних времен. В находках встречаются образцы туркменской вышивки, относящиеся к III-II тысячелетиям до нашей эры. Эти вышивки в то время тоже что-то означали. Также, как многие ученые считают, что древние символы ковровых гёлей, вероятно, имеют какое-то значение, можно предположить, что и туркменская вышивка недалека от этого.

Длинные платья наши родители носили с давних времен, а рукава, ворот, а иногда и всю юбку расшивали вышивкой. Они носили чуть укороченные по сравнению с платьями доны, халаты. Согласно историческим источникам, во времена Гомера хлопок, шерстяные ткани и красители были завезены из Малой и Средней Азии. Загадочные геометрические фигуры в женских узорах дошли своей красотой до наших дней. Узоры на одеяниях Ахилла, считающегося самым смелым и мудрым в произведениях Гомера, и на одеяниях Афины, поднявшейся в то время до уровня Бога, можно сегодня увидеть в рукоделии туркменских женщин [3, с. 87-88]. Разнообразие узоров и их гармония – изделие длительного исторического развития и результат многовековых традиций. Они дошли до наших дней в составе археологических находок, древних образцов, сохранившихся в музеях или у населения.

Вышивка не только украшает девушку, но и делают ее счастливой. Кешде – вышивка – гордость женщин, наперсница и покровительница их в минуты печали. Именно поэтому в вышивках можно увидеть и талант девушек, и свет их глаз, и их трудолюбие. Как таковые, они были поэтами и восхвалителями тех прекрасных работ, которые возникли в результате их труда.

По народности и изяществу туркменские узоры-вышивки, берущие свое начало из глубины древности, не имеют себе равных. Говоря об узорах и вышивках, невольно вспоминаются туркменские ковры и паласы. Поскольку узоры вышивок включаются в ковры, а ковровые узоры также применяются для вышивки и других видов рукоделия. Если туркменский ковер украшает дом, то туркменская вышивка украшает шею девушки. Если внимательно рассматривать вышивку, то увидишь, насколько прекрасно, изысканно это искусство. Невеста в вышитом платье, халате, вышитом «курте» и «чырпы» (одеяние, которым покрывают голову) выглядит как весенний цветок [1, с.76-77].

Туркменские женщины умело передают узоры из поколения в поколение. Помимо вышивания тюбетеек, воротов, балаков (штаны, украшенные вышивкой), фартуков, различных видов халатов и донов, они также ткут ковры, паласы, коврики, кошмы, вяжут рукавицы и носки. Красота вышивки даже превосходит красоту украшений. Потому что нет красоты, которая могла бы соперничать с красотой вышивки. Именно поэтому во все времена продолжались узоры, не пропадающие с нарядов девушек, женщин, матерей и бабушек и по сей день. В каждой вышивке заложена чистая, благородная работа и талант. В каждой вышивке заключены мысли, размышления, талант наших матерей, которые продолжают это искусство и рукоделие. Туркменки вложили в свои узоры свои печали, радость, счастье и сладкие мечты, и отразились в их песнях, колыбельных. Все это гармония сердечной страсти туркменских женщин с их рукоделием, заботами, мечтами, красноречием.

Старинные узоры и вышивки бывают разных типов. Нужно их не смешивать, полностью разделяя их названия. В ходе научных исследований мы записываем и систематизируем названия известных древних образцов. Некоторые из них были созданы в глубине шестикрылых белых юрт, которые можно было разбирать и собирать, когда хотелось. Белая юрта туркмен, через дверь которой были видны величественные горы, бескрайняя пустыня и голубое небо, была сокровищницей узоров. Разнообразие создания необъятных узоров с древнейших времен раскрывает широту мировоззрения, духовное богатство и воодушевление туркмен.

Вышивка украшает головные уборы (тахья, тюбетейка), чекмени, доны, платья, а также некоторые предметы быта.

Вышивающие женщины использовали самые разные швы. Наиболее распространенными видами швов являются кешде, илме, кайма, басма, каралама и гурама, которые более распространены почти во всех этнических группах туркмен, особенно в южных районах Туркменистана.

В вышивках разных этнических групп туркмен отдельные части узоров выполнены в определенных цветах. Например, при вышивании тюбетейки узор «секиз кешде» изображается с использованием красного шелка.

Искусство туркменской вышивки многогранно. Туркменские женщины-мастерицы брали узоры с природных особенностей и использовали разные термины. Вышивки можно разделить на следующие категории в зависимости от характеристик изображения:

1. Вышивка, изображающая производственную жизнь туркмен: “бычгы диш” (зубья пилы), “дарак” (гребень), “лабыр” (якорь), “ганрак” (крюк), “чарх” (колесо).

2. Вышивки, которые носят названия животных, а точнее названия частей их тела: “гочак” (рог), “жуйже бурун” (цыплячий клюв), “гуш гоз” (птичий глаз), “гуш ганат” (птичье крыло), “пишик дырнак” (кошачий коготь), “газ аяк” (гусиная лапка), “дуе боюн” (верблюжья шея), “тазыгуйрук” (хвост борзой), “ичянагыз” (пасть скорпиона).

3. Вышивки, которые носят названия растений, цветов: “чынар япрак” (лист чинары), “бугдай” (пшеница), “эрик гюл” (цветок урюка), “беш гюл” (пять цветов), “чигилдем” (цветок тюльпана).

4. Вышивки, которые носят названия частей тела человека: “гелин бармак” (девичьи пальчики), “келле” (голова), “дырнак гол” (узор ноготь) we ş.m

5. Вышивки, связанные с талисманами и оберегами: “догажык”, “гюляйды”.

6. Вышивки, связанные с геометрическими фигурами: “алажа”, “эгрем” (изгиб), “пишме” (ромб).

Мастерицы изображали цветущие растения так, как видели их в природе.

Соответственно, большая часть гармонии рисунка была похожа на природные изображения. Например, узорами в форме растений, они в основном вышивали «курте» и «чырпы», а в технике гайма, басма они делали узоры на донах и разных халатах.

Животный мир широко отражен в туркменских узорах. У многих народов Средней Азии классический образ петухов используется в традиции ношения оберегов. По поверьям туркмен, птичьи перья оберегают их от опасности, беды и сглаза. Они считались символом Дня, мира и счастья, и в то же время петух и курица считались создателями потомства. Эта традиция присуща многим туркменским этносам. Туркмены вышивали на своих тюбетейках изображения филинов, петухов и павлинов. Скажем, у туркмен гокленов петушиное перо прикреплялось к тюбетейке девушки вокруг, а к головному убору невесты сверху, а в узорах, связанных с животными, изображается не все животное, а какая-то часть его тела. Среди них есть “сыгыр гуйрук” («коровий хвост»), “товук келле” («куриная голова»), “ичянагыз” («пасть скорпиона»), “йыланбаш” («змеиная голова») и другие. Узор, известный в основном как голова змеи, разнообразен в обработках балканских туркмен и отличается неповторимой окраской. Этот узор более популярен среди туркмен, проживающих на Каспийском побережье.

Одним из самых распространенных среди туркменских вышивок является узор «гочак» (рог горного барана). О нем ходит много суеверий и легенд. В них образы козы и овцы показаны как помощники людей. Различные варианты узора «дорт гочак», принадлежащие туркменам предгорий Копетдага, можно увидеть на платьях, тюбетейках, длинных донах, халатах, курте и чырпы [2, с.160-161].

Небесные тела – Солнце, Луна, звезды, круг, точка, серп, ромб и крестообразные фигуры встречаются в туркменской вышивке. Это показывает, что женщины-мастерицы, создавшие их, интересовались многими типами изображений.

В заключение, создание туркменскими женщинами разнообразия узоров, богатства содержания, красок и приемов исполнения вышивок свидетельствует о том, что они являются мастерами художественного прикладного искусства.


Библиографический список
  1. Байриева А. Женская одежда туркменок в свадебных обычаях и обрядах // Этнография Туркменистана. – А.: Ылым, 1993.
  2. Васильева Г.П. Туркмены-нохурли. Среднеазиатский этнографический сборник. Новая серия. – М. 1954.
  3. Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. – М.: Издательство Наука, 1979.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: