Русская литература изучается в Туркменском государственном университете имени Махтумкули начиная с 30-х годов XX века, также начиная с 2008-2009 учебного года была введена специальность «Итальянский язык и литература».
В учебной программе университета большое внимание уделяется изучению детской литературы в контексте истории итальянской и русской литературы.
Детская литература – жанр литературы, специально предназначенный для детей до 16 лет и осуществляющий языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.
Детская литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление не только ребёнка, но и подростка, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Благодаря чтению дети учатся правильно составлять предложения, у них расширяется словарный запас, развивается воображение.
Детская итальянская литература имеет продолжительную историю, и у ее истоков стоит жанр сказки. Литературная сказка это эпический жанр, близко взаимосвязано с народной сказкой, но различие в том, что она принадлежит определенному автору. В основном, литературная сказка сочиняется в народно лироэпическом стиле. Как и другие народные сказки, итальянские сказки показывают исключительность национальной культуры, уклада жизни, нрава народа.
Считается, что первоначально кто применял сюжеты и темы сказок – Джованни Боккаччо в своем произведение «Декамерон». Также, в XIV веке Франко Саккетти обращался к жанру сказки, и его лучшие произведения, такие как «Новеллино» и «Триста новелл», до сих пор составители вводят в сборники итальянских сказок.
Несмотря на все жанровые отличия, итальянская новелла и сказка длительное время существуют синхронно, пишутся теми же писателями, издаются в тех же сборниках книг.
В конце XV – начале XVI в веке самым выдающимся итальянским новеллистом был Джованфранческо Страпарола, который оказывал заметное воздействие в формирование национальной сказки.
Но один из самым выдающим итальянским писателем сказок был Джамбаттиста Базиле и его известное произведение «Пентамерон» («Сказка сказок») написано на неаполитанском диалекте, так, же местами чередуется латинскими изречениями выделяет изумительное чувство юмора. У Базиле бесконечное призвание выдумывать и сочетать темы, он изумляет изобилием сюжетов.
В 60-х годах XVIII века любимый народный жанр итальянская сказка под воздействием творчества Карло Гоцци, приобрела новый всплеск в своём формировании. Так как драматург был почитателем театра «комедия дель Арте», он объединив сказку и театр, в итоге создал трагикомическую сказку. Основными персонажами сказок Гоцци, становятся театральные или сценические маски, такие как Панталоне, Труффальдино, Тарталья, Бригелла и др. Также, его сценические маски очень быстро получили большой успех, который сохранился до сегодняшнего дня. Его сказки дали большой толчок для развития театра и литературы.
В XX веке создав такие сказка как «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Путешествие «Голубой стрелы»» и др. писатель Джанни Родари завоевал огромный успех не только в своей стране, но и во всем мире.
С 2011 года в Туркменистане стал выходить в свет журнал «Мировая литература», где переводятся наиболее значительные произведения иностранных авторов на туркменский язык. В числе зарубежных авторов, чьи произведения часто переводятся на туркменский язык, следует назвать сказки выдающегося итальянского писателя Альберто Моравиа и Джанни Родари.
Итальянская детская литература и в ХХI веке продолжает развиваться и радовать юных читателей новыми идеями, героями и сюжетами.
Основной акцент в современной литературе сфокусирован на детской и подростковой психологии. Итальянские авторы стремятся отразить в своем творчестве всю широту эмоций юных героев, полноту их духовных запросов, глубокий чувствований и, вместе с тем, дают реалистичную и многогранную картину современной действительности.
Нельзя не упомянуть отдельно о современном классике детской литературы в Италии – Бьянке Питцорно. Самый популярный её роман – «Послушай моё сердце» – рассказывает о жизни девятилетних подруг, а также их одноклассниц в 1950-е годы.
Большое внимание в книге уделено теме поиска детьми своего предназначения, главного дела в жизни. Это подкупающая своей искренностью, без малейшего намёка на снисходительный тон по отношению к юным читателям, книга. Следует отметить, что в современной итальянской детской литературе преобладает художественная литература, особенно фантастические и приключенческие сюжеты.
В XVII-XVIII веках впервые в русской литературе для детей стали писать сказки. Детская литература в XVIII веке носила воспитательный и образовательный характер, так как появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. После начали появляться стихи, басни, сказки, рассказы и романы.
Характерные черты детской литературы следующие:
- Детям отводится главная роль. Примером может стать рассказ В.Распутина «Уроки французского», так как главными героями рассказа являются дети.
- По тематике соответствует детскому возрасту. С каждым возрастом книжки меняются, самые простые книжки с короткими стихотворениями меняются на более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например, «Карусель» или «Цирк» С. Маршака.
- Относительно небольшой объём, много рисунков. Особенно в книгах для маленьких детей, например, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие народные сказки.
- Простой язык, для чего авторы используют слова понятные, для детей. Например, басни И.Крылова. Язык басен сближает читателей с живой разговорной речью своего времени. Крылов по традиции использует для создания аллегорий и характеров образы животных. Например, лисица – хитрая, собака – преданная, пчела – трудолюбивая и др.
- Много диалогов и действия. Диалоги могут быть в стихотворной форме, например, произведение К.Чуковского «Мойдодыр», которое учит детей соблюдать чистоту и порядок.
- Счастливый конец (победа добра над злом). Примером могут стать народные сказки русской литературы, это «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», «Морозко» и другие.
- Воспитывает ребёнка. Стихи, сказки, рассказы учат детей многому. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.Пушкина дети учатся тому, что нужно довольствоваться тем, что уже есть.
Задачи и цели русского детского литературного образования – это познавательное, воспитательное, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие личности.
Начиная с середины 80-х годов прошлого века стали все чаще появляться не только отдельные издания, но и серии, не служащие больше исключительно воспитательным инструментом для подрастающего поколения, а целостные литературные произведения.
Большее внимание стало уделяться отображению реальной жизни во всех ее проявлениях, пробуждению читательского интереса в самих детях и подростках, рождение «критически настроенного» читателя.
Библиографический список
- Mustakow R. Daşary ýurt edebiýatynyň taryhy. III kitap. Aşgabat, TDNG. 2018.
- Бабушкина А.П. История русской детской литературы. Москва. 1948.
- Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пурищев. М., 1976.
- История зарубежной литературы XVII века. Сост. В.М.Жирмунский. М., 1987.
- Истрия итальянской литературы XIX – XX веков. Москва: «Высшая школа», 1990.
Количество просмотров публикации: Please wait