ESP- ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Реджепова Гулялек
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
преподаватель

Аннотация
Сегодня в нашей стране особое внимание уделяется реализации двух концепций, имеющих стратегическое значение для качественного развития образовательной сферы, цифровому обучению и совершенствованию методик преподавания иностранных языков с использованием науки и инновационных технологий в данной сфере.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Реджепова Г. ESP- преподавание английского языка для специальных целей // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/01/55277 (дата обращения: 22.02.2024).

Сегодня в нашей стране особое внимание уделяется реализации двух концепций, имеющих стратегическое значение для качественного развития образовательной сферы, цифровому обучению и совершенствованию методик преподавания иностранных языков с использованием науки и инновационных технологий в данной сфере. В статье обсуждаются особенности преподавания английского языка для специальных целей, история возникновения этой модели языкового образования необходимая при изучении и преподавании иностранного языка, а также приводится теоретический материал о различиях между ESP (English for Specific Purposes) и GE (General English).

Формирование всесторонне развитого молодого поколения, обладающего глубокими знаниями и широким кругозором, подготовка высококвалифицированных кадров, способных мыслить по-новому, являются приоритетными задачами государственной политики Туркменистана. Обучение иностранным языкам, используя современную методику преподавания является одной из важнейших задач, поставленных перед преподавателями иностранных языков. Однако сегодня перед преподавателями английского языка стоит еще одна задача- обучить учащихся не только общему английскому (GE), что включает в себя грамматические, фонетические и лексические основы данного языка, но и языку для специальных целей (ESP), что включает в себя изучение языка для профессиональных целей. Это значит, что помимо изучения основных аспектов, обучающиеся должны овладеть профессиональной лексикой в достаточной степени для использования её в академических и профессиональных ситуациях, что является ключевым фактором продуктивности и успешности трудовой деятельности специалистов. В нашем ВУЗе создаётся адекватная образовательная среда при изучении английского языка для специальных целей. 1.В учебные программы предназначенные для студентов изучающих как гуманитарныетак и естественные науки в высших учебных заведениях является обязательным включение английского языка, что способствует личностному и профессиональному росту специалистов, совершенствованию различных способностей, установлению нравственных позиций. Учебный процесс можно разделить на 2 этапа:

  1. Это формирование базовых знаний по фонетике, лексике и грамматике английского языка;
  2. Непосредственное изучение  английского языка для специальных целей, изучение особенностей  лексики полностью соответсвующей дисциплины. Так у будующих специалистов  по прикладной математике изучающих английский язык акцент делается на термины, грамматические структуры присущие данной специальности.

Еще в начале прошлого столетия ученые пришли к выводу о необходимости преподавания «функционального языка», включающего терминологию для описания и использования в определенных областях и ситуациях. При этом акцентировалось внимание на коммуникативной роли языка и его стилевой функциональности (Пражский кружок, Л. В. Щерба).

Позднее, в 60-е годы, с ростом значения английского языка на мировой арене, в англоязычных странах возникает термин: English for Special/Specific Purposes — ESP (Английский язык для специальных целей). Этот термин одновременно определяет и научное направление, и тип обучения английскому языку, который соответствует потребностям учащихся. [6]

Контекстный подход «Скажи, для чего тебе нужен английский, и я скажу, какой английский нужен тебе» послужил важнейшим принципом обучения ESP.

Мотивация легла в основу эффективности учебного процесса. Все это определило методические и дидактические принципы, согласно которым соответствие содержания обучения требованиям и интересам обучаемого имеет наиболее важное значение. Стандартным и, кстати, довольно простым путем достижения этого соответствия стало использование специальных тематических текстов при обучении различных групп — тексты связанные с биологий для биологов, с экономикой для экономистов и т. д. В основе такого подхода лежало утверждение, что изучение «специальных» текстов, с их терминологией, повышает интерес обучаемого, тем самым делая процесс более эффективным. [5]


Библиографический список
  1. Hutchinson T., Waters A. Specific Purposes: Alearner-centered approach. —Cambridge: CUP, 1987. —183 p.
  2. Gatehouse K. Key issues in English for Specific Purposes: 9ESP) curriculum development // TESL Jornal. —October 2001. Vol. VII. No.10. Available at http: // www. iteslj.org/Articles/Gatehouse- ESP.html (дата обращения 12.09.2019).
  3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. – Страсбург: Cambridge University Press, 2001; М.: МГЛУ, 2003.
  4. Tom Hutchinson & Alan Waters. English for Specifi c Purposes. – Cambridge University Press, 2006.
  5. М. В. Афанасьева. ESP – английский для специальных целей: история и современность- Гуманитарные науки №3 (7)/2012
  6. Л.М.Босова. Основные стратегии преподавания ESP в ВУЗе- Гуманитарные науки №1-2 январь 2020 г.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: