МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «СПАСЕНИЕ ОЛАФА»

Чумаченко Евгения Юрьевна1, Ломоносова Зоя Викторовна2, Старченко Татьяна Сергеевна3
1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода, учитель-логопед
2Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода, воспитатель
3Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода, воспитатель

Аннотация
Занятие помогает раскрыть потенциал каждого ребенка. Способствует положительному настрою на дальнейшее обучение в школе. Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает возможность всесторонне показать уровень речевого развития каждого ребенка. Занятие может быть использовано педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами для детей с ОНР, ФФНР, лексико-грамматическим недоразвитием речи, с системным недоразвитием речи.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Чумаченко Е.Ю., Ломоносова З.В., Старченко Т.С. Методическая разработка конспекта коррекционно-развивающей деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушениями речи «Спасение Олафа» // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/01/55266 (дата обращения: 22.02.2024).

Цель: формирование навыков языкового анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные задачи:

-          совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов;

-          закрепления слогового анализа слов;

-          совершенствование умения определения ударного слога в словах;

-           закрепление умения работы с деформированными предложениями, анализ и синтез предложений;

-          совершенствования навыка чтения слов;

-          закрепление образа буквы, навыка написания печатных букв;

-          закреплять навык образования имен прилагательных от существительных;

-          формирование навыка графического планирования и чтения графических алгоритмов.

Коррекционно-развивающие задачи:

-          развитие  фонематических дифференцировок;

-          развитие тонкой и общей моторики;

-          развитие графо-моторных навыков;

-          развитие зрительного внимания и восприятия;

-          развитие связной речи (диалогической);

-          развивать умение понимать переносное значение глаголов и образования словосочетания;

-          развивать навык ориентировки в пространстве плоскости.

Воспитательные задачи:

-          формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, взаимопомощи;

-          воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к собственной речи [1, с.44].

Оборудование: демонстрационное пособие «шахматное поле», искусственные ёлочки, следы, снежинки, проектор, новогодние игрушки в виде схем, схемы предложения, карточки со словами для чтения, планшеты,  маркеры, подушки для организации пространства на ковре, игрушка Олаф

Ход деятельности

I.             Орг.момент.

Включается песня «Кабы не было зимы»

- Ребята, отгадайте загадку!

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила! (Зима)

- О каком времени года эта загадка? (О зиме).

- Ребята, а вы любите зиму?

- Я вам сегодня предлагаю побывать в зимней сказке, но, чтобы там оказаться, необходимо получить снежинку. Снежинку может получить только тот, кто скажет, за что он любит зиму (ответы детей).

II.             Основная часть

- Какие молодцы.

Логопед: Ой, ребята, посмотрите к нам кто-то в гости пришёл.

ЛОСЬ: Здравствуйте, друзья. Вы узнали, кто я? Ребята, мой друг попал в беду. Он рассыпался. Помоги мне его найти. А кого вам нужно найти, вы узнаете, отгадав загадку.

Меня не растили-из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный, большой.

Кто я такой? (снеговик)

ЛОСЬ: Чтобы снеговика спасти, нам нужно пройти по заколдованному зимнему лабиринту и вот вам первая подсказка (на экране изображена подсказка).

- Ребята, кто может объяснить, что изображено на экране.

-Что обозначают стрелочки и цифры? (движение по шахматному полю).

- Отправляемся в путешествие. Дети идут по заданному маршруту (Приложение 1).

1)     Повторение пройденного игра «Доскажи словечко» [2, с. 72].

- Ребята, смотрите, на елочке игрушка, давайте посмотрим что нарисовано на игрушке.

- Кто помнит, что обозначает этот треугольник? (Слова-особенности).

- Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Если на улице идет снег, то погода …(снежная)

Если на дворе мороз, то погода…(морозная)

Если дует сильный ветер, то погода …(ветреная)

Если на улице холод, то погода…(холодная)

Если сильная стужа, то погода…(студеная).

- Молодцы.

ЛОСЬ: Ребята, быстрее спасайте снеговика. Я Вам сейчас подскажу куда дальше идти. Вот следующая подсказка (дети определяют дальнейший маршрут).

2)     Дидактическая игра «Слова-действия».

- Ребята, смотрите, какая красивая игрушка висит на елочке. Что на ней изображено?

- Чтобы получить следующую подсказку, нам надо подружить словечки. Давайте поиграем в игру «Подбери слово-действие». Дети читают слова на карточках, определяют слова предметы и слова-действия, далее соединяют эти слова в словосочетания.

Морозы….(ударили)

Реки, озера….(замерзли)

Метели….. (метут)

Снег ….(хрустит)

Сосульки….(висят).

3)     Игра «Путаница»

ЛОСЬ: Ребята, быстрей спасайте снеговика. Вот следующая подсказка (дети определяют следующий маршрут).

- Ребята, а вот еще одна новогодняя игрушка. Что на ней изображено?

- Что такое предложение?

- Что делают слова в предложении?

- Как пишем первое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Чтобы получить следующую подсказку, нам нужно из слов составить предложения.

Нас, у , дворе, во, горка.

Дети, горки, катаются, с.

Забавы, зимние, любят, дети, все.

- О чем говорится в предложении?

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова-предметы.

Дети составляют предложения, определяют количество слов в предложении, называют их по порядку. Обращаем внимание на слова-помощники – предлоги.

-Ребята, а теперь давайте сделаем так, чтобы в конце нашего предложения стоял ?, !. Дети произносят правильно интонационно предложения.

4)     Д/и «Зашифрованные слова» (звуко-буквенный анализ слова ЗИМУШКА).

ЛОСЬ: Ребята, продолжайте дальше искать снеговика. Вот вам следующая подсказка. Дети идут по маршруту.

- Ребята, вам необходимо составить словечко, а какое это словечко  отгадайте.

- Сколько всего звуков? Назовите только гласные звуки?  Назовите только согласные звуки? Назовите только звонкие согласные звуки? и  т.д.

- Давайте разделим слово на слоги и подберем нужную схему.

- Берем «волшебные молоточки» и ставим ударение в слове.

ЛОСЬ: Ребята, быстрее. Скоро начнется метель, и вы не сможете найти моего друга. Вот последняя подсказка.

5)     Игра «Составь словечко»

- Ребята, перед вами заколдованное слово. Вы должны определить первый звук в названии картинок и написать нужную букву на планшете. И потом мы прочитаем и узнаем, какое слово у нас получится (получилось слово ОЛАФ).

- Как вы думаете, кто такой Олаф? (снеговик).

- Мы с вами узнали, как зовут друга ЛОСЯ (Приложение 2).

- Ребята, а где же сам Олаф? Посмотрите, Лось дает нам подсказку.

- Кто догадался, где нам нужно искать Олафа? (под елочкой).

- А вот и ОЛАФ, соберите его.

- Ребята, Лосю мы помогли, друга его нашли. Только как же нам теперь вернуться домой, обратно в детский сад?

- Может кто-то запомнил, по какому пути мы искали снеговика? Дети на маленьком шахматном поле расставляют маленькие елочки, вспоминая маршрут, по которому они шли.

III.             Итог занятия. Рефлексия.

– Ребята, мы выполнили все задания Лося.

Мы с вами молодцы?

-Почему мы молодцы?

-Правильно, мы нашли друга Лося.

- Мы со всеми заданиями справились?

- Дорогу обратно в детский сад нашли?

-Олаф и Лось говорят вам спасибо.

-До свидания.


Библиографический список
  1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.


Все статьи автора «Чумаченко Евгения Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: