ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В КГЭУ

Матвеев Александр Сергеевич1, Ибрагимов Ильдар Фанисович2
1ФБОУ «Казанский государственный энергетический университет»
2ФБОУ «Казанский государственный энергетический университет», Казанский институт (филиал) «Всероссийский государственный университет юстиции РПА Минюста России, Казанский государственный медицинский университет

Аннотация
Здоровье студентов — это показатель социально-биологического и психического благополучия будущего кадрового потенциала нашего государства, так как именно эта часть молодежи призвана осуществлять координирующую роль всего производства, претворять в жизнь стратегические цели, от которых зависит успех развития России и ее регионов.
Состояние здоровья студентов это важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, поэтому изучение закономерностей его формирования имеет чрезвычайно большое значение, как для государства в целом, так и для каждого его гражданина.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеев А.С., Ибрагимов И.Ф. Оценка состояния здоровья первокурсников в КГЭУ // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2023/01/55265 (дата обращения: 23.02.2024).

Проблема охраны здоровья студентов является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством, поскольку студенты являются одной из представительных групп молодежи страны.

Возрастные особенности студенческой молодежи приходятся на 17-25 возрастной интервал, который характеризуется этапом формирования социальной и физиологической зрелости, но подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья [2].

Чтобы поддерживать организм студенческой молодежи в наиболее оптимальной форме здоровья важно умело организовывать свой режим дня и в то же время, оздоровительные мероприятия должны быть включены в Учебный план вуза. А именно, обеспечение: двигательной активности, формирование здорового мотивированного поведения, грамотного использования широкого спектра средств физической культуры [4].

Педагоги по физической культуре должны обновлять технологии оздоровительных занятий, тем более сегодня число студентов с отклонениями в здоровье увеличились. Такая картина требует активной совместной работы не только педагога, но и медработника, психолога вуза. Хорошо было бы, чтобы медработник и психолог на каждого студента заводил карточку с расчетами физических показателей здоровья и результатами психологических тестов, среди которых много различных индексов. Все эти данные могли бы использоваться для формирования общего заключения (3 экземпляра), который бы также передавался преподавателю по физической культуре вуза, как руководство для формирования учебных групп по показателям здоровья.

Для студентов 1 курса, имеющих отклонения в здоровье рекомендуемым условием было бы использование щадящих форм физической нагрузки с применением оздоровительных технологий [1].

В странах Европы применяется ботмеровская гимнастика (эстетическая гимнастика) — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Оно включает в себя гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.

Также студенты и педагоги занимаются эвритмией. Это вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. В эвритмии движения исполняются в определенном ритме, иногда одновременно с произнесением стихов в унисон с исполняемыми комбинациями [6].

Однако, чтобы педагогу по физической культуре вуза применять ту или иную технологию важно разделить студентов с 1 курса на 4 группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная “Б” (реабилитационная). Как же это сделать для педагогов Казанского государственного энергетического университета? Наверное, изначально нужно оценить состояние здоровья первокурсников по психофизическим данным.

Для этого мы решили сравнить психофизическое состояние здоровья у студентов первого курса из сельской (контрольная группа) и городской местности (испытуемая группа).

Цель нашего исследования: оценить состояние здоровья и психофизического развития студентов, поступившим на первый курс с городской местности путем сравнения с полученными данными студентов, прибывших с сельских районов.

Материал и методы исследования.  Для оценки состояния здоровья и физического развития первокурсников использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, антропометрические измерения (Экспресс-оценка уровня здоровья [4,6] включала следующие показатели: длина тела (рост),  масса тела, окружность грудной клетки, функциональное состояние сердечно-сосудистой (ЧСС, САД, ДАД) и дыхательной систем (ЖЕЛ, ЖИ), физиологические методы исследования (дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), гипоксические пробы (проба Штанге, проба Генчи), МПК), методы математической статистики [8;10;11].

Полученные результаты:

Для определения двигательных качеств, оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений организма студентов 1 курса мы использовали специальные физиологические, педагогические и психофизические тесты (Таблица 1,2,3).

Таблица 1. Физиологические показатели первокурсников (сред. значения)

Тесты

Испытуемая группа (n=60)

Контрольная группа (n=60)

Юноши n=30

Девушки n=30

Юноши n=30

Девушки n=30

1

Рост, см

173,9±4,3

168,8±7,8

172,6±6,4

170,3±9,7

2

Масса тела, кг

64,5±8,2

62,2±6,3

65,2±9,1

59,6±7,9

3

ОГК, см

84,6±2,9

80,9±1,8

86,4±2,2

82,1±1,9

       ОГК вдох

88,0±1,1

84,8±1,5

89,6±1,1

85,5±1,4

       ОГК выдох

82,8±2,0

79,2±1,8

84, 9±2,3

79,1±1,5

4

ОГК- экскурсия, см

7,7±1,6

6,7±1,6

7,6±1,7

6,3±1,1

5

ЖИ, мл/кг

58,6±0,7

46,6±1,2

63,2±1,1

51,1±0,9

6

ЧСС, уд/мин

66,2±0,6

72,6±0,8

68,6±0,4

71,1±0,8

7

АДсист, мм рт.ст.

128,9±0,7

132,1±1,8

109,5±1,2

118,7±2,3

8

АДдиаст, мм рт.ст.

80,1±1,3

83,7±1,2

70,5±1,8

72,1±0,7

9

ЖЕЛ, мл

3684,2±74,5

3086,5±58,7

3773,0±95,1

3116,8±64,8

10

ДО, см3

260,3±16,1

248,0±20,2

264,7±12,3

257,2±10,2

11

МОД, л

12,91±1,15

10,64±1,07

13,75±1,16

10,92±1,14

12

Проба Штанге, с (вд)

43,9±2,6

34,4±1,6

50,1±3,6

32,9±1,3

13

Проба Генчи,с (выд)

27,4±6,7

23,8±2,3

31,4±6,1

28,0±3,1

14

Адаптационный потенциал

2,52±0,08

3,09±0,12

1,99±0,34

2,05±0,67

15

МПК, мл/кг/мин

30,9±5,1

31,1±2,6

33,1±4,7

32,9±6,1

16

PWC170

262,0±6,62

235,9±13,4

314,9±14,6

268,7±19,2

17

Индекс Скибински

2345,3±21,7

1628,1±24,0

2569,3±24,0

1851,9±20,6

18

Индекс Руфье

18,0±5,1

20,8±3,0

13,7±3,1

15,2±4,7

19

Индекс Шаповаловой

272,6±8,7

241,7±7,8

340,1±15,2

304,2±16,1

20

Индекс Робинсона

116,1±0,6

105,2±1,8

94,9±1,5

97,5±1,4

21

Проба Розенталя

13,3±2,1

10,9±1,8

14,4±1,9

14,1±0,8

 

Таблица 2. Использование  педагогических тестов испытуемых (сред. значения)

Тесты

Испытуемая группа (n=60)

Контрольная  группа (n=60)

Юноши n=30

Юноши n=30

Юноши n=30

Юноши n=31

1

Бег 100 м, с

15,4±1,3

17,4±0,6

14,5±0,4

16,8±0,5

2

Бег 1000 м, мин

3,43±0,25

4,79±5,14

3,32±0,72

4,59±6,05

3

Прыжки в длину с места, см

202,1±0,4

154,7±0,8

229,7±21,5

176,8±0,7

4

Становая динамометрия, кг

121,4±7,5

-

147,3±0,9

-

5

Кистевая динамометрия, кг

Левая

Правая

31,5±3,2

31,9±4,1

6,7±1,1

8,6±1,7

35,1±3,5

36,6±5,1

7,5±1,4

11,0±1,3

6

Подтягивание, раз

8,6±1,8

-

11,1±0,8

-

7

Пресс, раз/мин

-

22,6±3,4

-

33,1±0,7

8

Прыжки в длину с разбега, см

441,4±0,6

403,1±13,2

460,1±11,6

414,5±0,9

9

Бег 30 м, с

4,0±1,73

4,9±0,3

3,9±0,6

4,6±1,7

10

Метание гранаты, м

31,5±0,7

21,8±1,7

40,1±0,77

27,2±1,50

11

Челночный бег 3*10 м, с

10,3±0,9

11,3±0,7

9,5±0,42

10,9±0,58

12

Тест Купера, м  (12 мин) на выносливость

2085,2±20,1

1648,1±28,2

2428,3±17,4

 2319,5±18,2

 

Таблица 3. Результаты определения данных развития психофизических характеристик первокурсников (сред. значения)

Тесты

Испытуемая группа (n=60)

Контрольная группа (n=60)

Юноши n=30

Юноши n=30

Юноши n=30

Девушки n=30

1

Динамическая термометрия

- частота касаний, 1/с

- количество касаний, раз

2,51±0,82

40,5±2,0

2,63±0,19

44,0±2,8

2,42±0,27

39,5±2,4

2,54±0,79

41,6±2,5

2

Статическая термометрия

- частота касаний, 1/с

- количество касаний, раз

0,26±0,04

3,8±1,4

0,28±0,07

4,6±1,6

0,22±0,17

3,3±1,2

0,23±0,67

3,9±0,86

3

Избирательность внимания (тест Мюнстенберга)

- количество найденных слов

- количество ошибок

21,5±0,87

2,4±0,12

22,6±0,83

2,4±0,36

23,4±1,0

2,1±0,19

23,2±1,9

1,8±0,37

4

Реакция на движущийся объект, мс

2,79±0,07

3,08±0,11

2,89±0,19

3,01±0,56

5

Оценка статического равновесия (проба Ромберга),с

10,9±0,85

11,6±0,80

13,3±1,74

12,7±1,29

6

Оценка динамического равновесия (проба Яроцкого),с

25,2±2,0

22,6±1,8

27,4±2,4

23,9±2,6

7

Тест на распределение внимания «Расстановка чисел»

- время, с

- количество ошибок

179,8±5,87

3,4±0,79

196,3±6,65

3,0±1,2

1666,7±7,6

2,7±1,4

171,2±5,30

2,8±1,64

8

Корректурная проба Ландольта (шт.)

- продуктивность внимания

- точность выполнения

549,1±36,0

0,88±0,28

570,7±19,6

0,87±0,37

560,9±25,0

0,90±0,7

582,0±25,2

0,98±0,34

 

При оценке показателей физиологических тестов испытуемой и контрольной групп первокурсников, мы установили, что полученные нами данные соответствуют возрастным особенностям.  В показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки, ДО, МОД в экспериментальной и основной группах не наблюдалось расхождений.

В показатель частоты сердечных сокращений и в испытуемой (66,2 уд/мин у юношей и 72,6 уд/мин у девушек) и в контрольной  (68,6 уд/мин у юношей и 71,1уд/мин у девушек) группах не отклонялся от нормы, но в 23 % (12 чел.) случаев у юношей и в 34 % (13 чел.) у девушек испытуемой группы наблюдалось повышенное  систолическое артериальное давление, которое приближено к пограничной артериальной гипертензии. У юношей основной группы повышение систолического артериального давления регистрировалось в 8 % (2 чел.) и в 12 % (3 чел.) у девушек.

В показателе жизненной емкости легких между испытуемой и контрольной группами видны расхождения. Так, у юношей испытуемой группы ЖЕЛ = 3684,2 мл и это указывает на ослабление дыхательной мускулатуры, уменьшение растяжимости легких и грудной клетки, венозным застоем в малом круге кровообращения. В группе девушек регистрируется такая же ситуация.

Важной составляющей при анализе функциональных возможностей организма служит оценка работы сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения (индекс Руфье). Данная проба помогает оценить уровень адаптации к мышечной работе и процессе адаптационных реакций. Полученные исследования позволили нам отметить, что у 72,1 % юношей и 58,6 % девушек испытуемой группы наблюдалась адекватная реакция на нагрузку, причем гипертонический тип реакции выявлен у 11,8 % юношей и у 31,4 % девушек испытуемой группы, что указывает на ослабление организма и служит предрасположенностью к состоянию повышения давления.

Низкий индекс Робинсона 116,1 у юношей – 2 балла (низкий уровень) и 105,2 у девушек – 2 балла (низкий уровень) нам говорит о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкими данными этого индекса включаются в группу риска по артериальной гипертензии, синдрому вегетососудистой дисфункции, нарушению сердечного ритма.

Средние значения индекса Скибинского как у испытуемой группы (2345,- юноши, 1628,1- девушки), так и у контрольной группы (2569,3 и 1851,9) нам говорят о слабых функциональных возможностях системы дыхания и пониженной устойчивости организма к гипоксии, а значит к склонности к острым респираторным заболеваниям.

Усредненные значения получились (272,6±8,7- юноши – 3 балла) и ниже среднего (241,7- девушки – 2 балла) по индексу Шаповаловой,  и это указывает на ослабление силы организма и выносливости, что может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника, деформации стоп.

Полученные данные гипоксических проб (Штанге, Генчи) у студентов, прибывших из городских местностей (43,9 и 27,4 – юноши; 34,4 и 23,8 – девушки) оказались ниже, чем у студентов из сел (50,1 и 31,4; 32,9 и 28,0). Все это нам указывает на переутомление, кислородную недостаточность и озлобленность общего уровня тренированного человека.

Средние показатели адаптационного потенциала (АП) в испытуемой и контрольной группах отличаются. Студенты испытуемой группы показывают низкие значения АП – 3 балла (2,52 у юношей и 3,09 у девушек), и это говорит нам о функциональном напряжении механизмов организма студентов. В контрольной группе студенты имеют средний уровень адаптации АП – 4  балла (1,99 у юношей и 2,05 у девушек), то есть обладают средними адаптационными данными или достаточными функциональными возможностями организма.

Результаты педагогических тестов продемонстрировали превосходство контрольной группы над испытуемой по всем видам показателей, что так же укрепляет наше заключение о слабых функциональных возможностях организма испытуемой группы. Большие различия отмечаются как в скоростных качествах, так и в силовых.

Тест на выносливость, показывающий нам уровень физической работоспособности и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зарегистрировал низкий кислородный уровень обеспечения организма у студентов из городских местностей (2085,2 м у юношей и 1648,1 м у девушек), что указывает на их низкий потенциал адаптации.

Полученные данные кистевой динамометрии не обладают результирующими данными, так как больших отличий между группами не было обнаружено.

Оказалось, что психофизические характеристики значимо различались в испытуемой и контрольной группах, характеризующие внимание, память, способность к аналитическому мышлению.

Динамическая и статическая термометрия, динамическое и статическое равновесие у испытуемой группы по показателям проведенных тестов показали низкий уровень, поэтому контрольная группа студентов выглядела лучше по данным показателям. Низкими оказались значения теста «Реакция на движущийся объект» у юношей 2,79 с, у девушек 3,08 с по сравнению с показателями в опытной группе – 2,89 с и 3,01.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к заключению, что в физическом, психофизическом развитии испытуемая и контрольная группы первокурсников показали существенные различия, что, связано с отставанием по психо-физическому здоровью студентов, поступивших на учебу из городских территорий по причине низкого адаптационного потенциала. Улучшение адаптационных данных у студентов первого курса должно быть учтено педагогом по физической культуре, который может применить специально разработанные педагогические технологии оздоровления с учетом результатов отдельны тестов. Также выявленное количество первокурсников с ослабленным физическим состоянием здоровья служит основанием при формировании групп здоровья среди обучаемых по физической культуре. В ходе данного исследования можно также сказать, что студенты из городских местностей заметно уступают молодежи из сел и деревень.


Библиографический список
  1. Алтынова, Н.В. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе / Н.В. Алтынова, А.В. Панихина, Н.И. Анисимов, А.А. Шуканов // В мире научных открытий. – 2019. – №12. – С. 99-103.
  2. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 197 с. Антонюк, С.Д. Взаимосвязь показателей нервной системы человека с его морфологическими характеристиками / С.Д. Антонюк, М.В. Хватова // Морфология. – 2016. – Т.126. – №4. – С. 10.
  3. Бабунц, И.В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма / И.В. Бабунц, Э.М. Мираджанян, Ю.А. Машаех. – Ставрополь: Принт-мастер, 2012. – 112 с.
  4. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 2017. – 265 с.
  5. Батясов, В.Ю. Физическое развитие студентов некоторых вузов Казани / В.Ю. Батясов, Р.К. Ахтямова, Ю.И. Батясов // Казанский медицинский журнал. – 2015. – Т.84. – № 6. – С. 459- 462.
  6. Бровяков, В.П. Функциональные элементы валеологии / В.П. Бровяков, Л.И. Кудрявцева, П.П. Пурыгин. – Самара: СФ МГУС, 2003. – 242 с. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – М.: Наука, 2016. – 416 с.
  7. Дрижика, А.Г. Проблемы психодиагностики в образовании и психическое здоровье обучаемых / А.Г. Дрижика, Е.Е. Мамаева // Валеология. – 2015. – №4. – С. 6.
  8. Климов, И.А. Комплексная оценка физического состояния студентов / И.А. Климов, Н.В. Мищенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – Т. 18. – №1. – С. 17-22.
  9. Мишкова, Т.А. Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодежи в связи с оценкой физического развития: автореф. дисс. … канд. биол. наук: 03.03.02 / Мишкова Татьяна Анатольевна. – М., 2018. – 26 с.
  10. Мищенко, Н.В. Экспресс-оценка состояния регуляторных систем организма студентов и выявление группы риска / Н.В. Мищенко, Т.А. Трифонова, И.А. Климов // Здоровье населения и среда обитания. – 2015. – №1 (262). – С. 22-24.
  11. Негашева, М.А. Антропометрические параметры и адаптационные возможности студенческой молодёжи к началу XXI века / М.А. Негашева, Т.А. Мишкова // Российский педиатрический журнал. – 2015. – №5. – С. 12-16.
  12. Ондар, А.О. Сравнительная характеристика уровней физического здоровья и физической подготовленности студентов-первокурсников ТУВГУ / А.О. Ондар, С.О. Ондар, Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – №4 (14). – С. 68-79.


Все статьи автора «Матвеев Александр Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: