Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.
При реализации проектов в сфере развития профессионализма педагогических кадров необходимо использовать «живой подход»: обсуждать проблемы, которые беспокоят каждого молодого учителя, выявлять профессиональные затруднения и помогать в их разрешении. Система наставничества в коллективе должна ориентироваться на профессиональный опыт, которым опытный коллега готов поделиться, а не на стаж педагогической работы.
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Для проектирования курса использован подход обратного педагогического дизайна (модель ADDIE).
В процессе наставничества могут быть выделены следующие основные этапы:
1. Адаптация. Данный этап подразумевает знакомство, выявление цели взаимодействия, установление взаимопонимания и доверия.
2. Основной. На данном этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. Также выстраивается процесс взаимодействия.
3. Заключительный. Данный этап позволяет выполнить оценку и самоанализ выполненной работы. Рассмотрим подробнее процесс наставничества именно в системе профессионального образования. В настоящие время именно в системе образования стало уделяться особое внимание наставничеству. Это связано прежде всего в заинтересованности учреждения в молодых специалистах. Процесс наставничества позволяет осуществлять более быструю адаптацию в профессиональной деятельности. Кроме того, это дает возможность в получение поддержки начинающего педагога, как в совершенствовании практических, так и теоретических знаниях. Основная цель, стоящая перед наставником, – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении стабильного педагогического кадрового потенциала. Результатом деятельности наставника должны стать сформированные у молодого педагога на достаточно высоком уровне: методическая культура; умения планировать учебную деятельность, как собственную, так и студенческую, осуществлять контроль и оценку знаний студентов, использовать технические средства обучения, проектировать воспитательную работу с группой, организовывать индивидуальную работу и др.
Сегодня многие образовательные учреждения посредством внедрения нормативно-правовых актов, например, Положений, закрепляют на обязательной основе за преподавателем, имеющим педагогический от 5 лет (в среднем), молодого коллегу. Основной целью данного процесса является быстрое и качественное ознакомление основам производственной деятельности. Особенно актуальным это является для учреждений профессионального обучения: специалисты узкой специальности в большинстве случаев не имеют педагогического образования. В таком случае тяжело адаптироваться к организации учебного процесса, заполнению журналов и т.д. Работа наставника начинается со знакомства с молодым специалистом и небольшого анкетирования, которое позволит выявить имеющиеся проблемы и трудности. Наставник должен разработать тезисный план дальнейшей работы по устранению всех пробелов.
В таком случае применяются следующие формы взаимодействия: консультирование, инструктирование и т.д. Например, посещение уроков наставника молодым специалистом – это позволит в дальнейшем правильно и конструктивно организовывать занятие, так он знакомится со структурой и методикой ведения занятия.
Так и наоборот: посещение наставником занятий коллеги – это поможет более опытному коллеге выявить ошибки и указать на них. Каждое посещенное занятие анализируется с точки зрения дидактических и методических принципов, эффективности и уместности выбранных методов и приемов, даются рекомендации по устранению выявленных недостатков и ошибок. Молодой педагог должен не бояться этих посещений и понимать, что это поможет ему научиться анализировать свою деятельность, т.е. учит его работать в режиме постоянной сопровождающей рефлексии.
Библиографический список
- Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональноличностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
- Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения. Самара: Издательство СГАСУ, 2014. 104 с.
- Лидовская Н.В. Традиции наставничесва в Магнитогорском политехническом колледже [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpk74.ru/images/kpk/deyatelnost/metodicheskaya_deyatelnost/lokalnie_normativnie_akti/sbornik_nastavnichestvo.pdf