НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА

Семененко Арина Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, магистрант

Аннотация
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в образовании является наставничество. Сфера образования заинтересована в привлечении молодых специалистов. Но, как правило, большинство таких кадров не имеют достаточного практического опыта преподавательской деятельности. В таком случае необходимо передать молодому коллеге накопленный опыт и правильно организовать структуру и методику его занятия.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Семененко А.И., Рыбина Е.А., Торопова А.И., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Наставничество в профессиональном становлении педагога // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/52409 (дата обращения: 04.11.2024).

Наставничество  как  социально-педагогическое  явление  существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.

При реализации проектов в сфере развития профессионализма педагогических кадров необходимо использовать «живой подход»: обсуждать проблемы, которые беспокоят каждого молодого учителя,  выявлять профессиональные затруднения и помогать в их разрешении.  Система наставничества в коллективе должна ориентироваться на профессиональный опыт, которым  опытный коллега готов поделиться, а не на стаж педагогической работы.

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Для проектирования курса использован подход обратного педагогического дизайна (модель ADDIE).

В процессе наставничества могут быть выделены следующие основные этапы:

1. Адаптация. Данный этап подразумевает знакомство, выявление цели взаимодействия, установление взаимопонимания и доверия.

2. Основной. На данном этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. Также выстраивается процесс взаимодействия.

3. Заключительный. Данный этап позволяет выполнить оценку и самоанализ выполненной работы. Рассмотрим подробнее процесс наставничества именно в системе профессионального образования. В настоящие время именно в системе образования стало уделяться особое внимание наставничеству. Это связано прежде всего в заинтересованности учреждения в молодых специалистах. Процесс наставничества позволяет осуществлять более быструю адаптацию в профессиональной деятельности. Кроме того, это дает возможность в получение поддержки начинающего педагога, как в совершенствовании практических, так и теоретических знаниях. Основная цель, стоящая перед наставником, – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении стабильного педагогического кадрового потенциала. Результатом деятельности наставника должны стать сформированные у молодого педагога на достаточно высоком уровне: методическая культура; умения планировать учебную деятельность, как собственную, так и студенческую, осуществлять контроль и оценку знаний студентов, использовать технические средства обучения, проектировать воспитательную работу с группой, организовывать индивидуальную работу и др.

Сегодня многие образовательные учреждения посредством внедрения нормативно-правовых актов, например, Положений, закрепляют на обязательной основе за преподавателем, имеющим педагогический от 5 лет (в среднем), молодого коллегу. Основной целью данного процесса является быстрое и качественное ознакомление основам производственной деятельности. Особенно актуальным это является для учреждений профессионального обучения: специалисты узкой специальности в большинстве случаев не имеют педагогического образования. В таком случае тяжело адаптироваться к организации учебного процесса, заполнению журналов и т.д. Работа наставника начинается со знакомства с молодым специалистом и небольшого анкетирования, которое позволит выявить имеющиеся проблемы и трудности. Наставник должен разработать тезисный план дальнейшей работы по устранению всех пробелов.

В таком случае применяются следующие формы взаимодействия: консультирование, инструктирование и т.д. Например, посещение уроков наставника молодым специалистом – это позволит в дальнейшем правильно и конструктивно организовывать занятие, так он знакомится со структурой и методикой ведения занятия.

Так и наоборот: посещение наставником занятий коллеги – это поможет более опытному коллеге выявить ошибки и указать на них. Каждое посещенное занятие анализируется с точки зрения дидактических и методических принципов, эффективности и уместности выбранных методов и приемов, даются рекомендации по устранению выявленных недостатков и ошибок. Молодой педагог должен не бояться этих посещений и понимать, что это поможет ему научиться анализировать свою деятельность, т.е. учит его работать в режиме постоянной сопровождающей рефлексии.


Библиографический список
  1. Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональноличностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
  2. Галицков С.Я.Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения. Самара: Издательство СГАСУ, 2014. 104 с.
  3. Лидовская Н.В. Традиции наставничесва в Магнитогорском политехническом колледже [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpk74.ru/images/kpk/deyatelnost/metodicheskaya_deyatelnost/lokalnie_normativnie_akti/sbornik_nastavnichestvo.pdf


Все статьи автора «Семененко Арина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: