ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИГРОВОЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Чегулова Анастасия Андреевна1, Лехова Марианна Александровна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса магистратуры, факультет управления и социально-технических сервисов

Аннотация
В статье описываются особенности использования геймификации в образовательном процессе. Описаны основные принципы реализации игрового подхода в неигровых ситуациях. Традиционные занятия приобретают новый вид, когда появляется мотивация к их выполнению. Использование элементов геймификации является трендом современной системы образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Чегулова А.А., Лехова М.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Бердникова К.Э. Геймификация как игровой подход в современном образовательном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/52370 (дата обращения: 12.03.2024).

Для современного образовательного процесса характерна проблема повышения мотивации и увеличения уровня вовлечённости студентов к получению знаний. Особую актуальность данная проблема приобрела в условиях электронного обучения, когда образовательный процесс осуществляется через экран с помощью средств визуализации. Важным инструментом в активизации мотивации студентов к учебе является геймификация образовательного процесса. Геймификация представляет собой игровые методы, которые стали востребованы в связи с развитием цифровых технологий. Инструменты геймификации в настоящее время активно исследуются и дорабатываются. Игровые технологии в различных вариантах всегда присутствовали в процессе обучения, но рост востребованности электронных инструментов позволяет говорить о геймификации как об одном из трендов современного образования [1].

Использование игровых методик в обучении позволит повысить эффективность и мотивацию студентов. Под геймификацией понимается процесс внедрения игровых форм в неигровой контекст. Благодаря геймификации становится возможность увеличить вовлеченность студентов в образовательную деятельность.

Геймификация задействует естественные склонности человека к сотрудничеству, достижениям, здоровой конкуренции.  С помощью элементов геймификации повышается мотивация к достижению образовательных целей. Для вовлечения студентов в процесс освоения знаний могут стать уровни, которые необходимо пройти, рейтинг, различные вознаграждения, получение конкретного статуса. Стоит отличать геймификацию и игровой подход в обучении [2]. Игровое обучение предполагает образовательный процесс в рамках определённой игры, а геймификация подразумевает использование игровых инструментов в повседневных процессах с целью повышения мотивации студентов. Инструменты геймификации активно используется в обучении. Поколение Z привыкло к видеоиграм, поэтому перенос соревновательной и поощряющей методики в процесс обучения активно вписывается в их жизнь.

Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годван, Д.В. Стецкая в своих исследованиях выделяют преимущества использования геймификации в процессе обучения. В качестве основных возможностей они выделяют свободу потерпеть неудачу. Студенты практически не испытывают боязни потерпеть неудачу, поскольку инструменты геймификации предоставляют несколько попыток добиться высокого результата. Однако некоторая степень риска все-таки присутствует в процессе использования геймификации. Обучающиеся за неверные действия могут потерять баллы. Для достижения максимальной вовлечённости студентов в образовательный процесс цена поражения должна быть минимальной. В отличие от традиционной организации занятий, обучение с использованием геймификации будет способствовать повышению желания студентов рисковать, экспериментировать и снова пытаться прийти к успеху. Авторы также выделяют быструю обратную связь как одно из преимуществ геймификации. Традиционные формы обучения зачастую не могут обеспечить оперативную связь со студентами. Во время игрового обучения студенты могут быстро реагировать на возникающие обстоятельства и быстро принимать решения для достижения результатов [3].

Н.В. Быстрова, Н.А. Бакулина, А.В. Гнездин, А.В. Угарова утверждают, что использование геймификации находит отклик среди обучающихся. Авторы отмечают, что игровые методики повышают качество образования в век инновационных разработок. В своих исследованиях авторы делают вывод о том, что большинство современных студентов выросло на новейших цифровых технологиях, поэтому обучающиеся имеют высокие требования к процессу обучения. Тенденции современного образования ориентированы на использование информационных технологий, одной из которых является геймификация [4].

Благодаря геймификации становится возможным упростить многие процессы обучения. Рассмотрим принципы геймификации. Во-первых, мотивация. Любой игровой процесс сопровождается повышением мотивации для участников. Это важно для поддержания интереса студентов. Перед участниками геймификации важно определить цели, к которым они будут стремиться на протяжении образовательной деятельности. Геймификация может быть реализована путём предоставления бонусов студентам при переходе на следующие уровни. Во-вторых, это статус. В процессе игровой деятельности у студентов развивается его герой, растет количество бонусов. Чем больше уровней пройдет студент, тем больше результат будет от всего процесса обучения. В-третьих, вознаграждение. Обычно за наиболее трудные уровни дают более ценные поощрения. Студент знает, что при эффективном выполнении задания он будет оценен.

Таким образом, геймификация позволяет реализовывать большую вовлеченность студентов в образовательный процесс. Традиционные занятия приобретают новый вид, когда появляется мотивация к их выполнению. Использование элементов геймификации является трендом современной системы образования.


Библиографический список
  1. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Парадигма развития гейминга в образовательной системе вуза: история и перспективы // МНИЖ. 2021. №9-3 (111), 53-58.
  2. Жидкова М.А., Князева А.А. Геймификация в условиях цифровизации экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №12-1, 239-244.
  3. Гимельштейн Е.А., Годван Д.Ф., Стецкая Д.В. Применение инструментов геймификации в образовании // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №3 (17), 32-34.
  4. Быстрова Н.В., Бакулина Н.А., Гнездин А.В., Угарова А.В. Геймификация в современном образовательном процессе // Журнал прикладных исследований. 2022. №6, 416-425.


Все статьи автора «Лехова Марианна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: