Образование всегда было индивидуализированным процессом. В соответствии с этим индивидуализация является актуальной проблемой современного образования. Данный процесс выступает причиной для развития тьюторства в образовательной деятельности, которое отличается особой формой взаимодействия педагога и обучающихся.
Институт тьюторства был сформирован еще в XII веке. В образовательном процессе того времени отсутствовали стандарты и студентам давалось большое количество свободы, поэтому им необходим был наставник, способный сориентировать в большом объеме предлагаемых педагогических услуг [1]. Такой наставник помогал студентам сопоставить образовательный процесс с личностными возможностями обучающегося. Тьютор находил подход к студентам и помогал определиться с объемом занятий, необходимым для конкретного обучающегося. Деятельность тьютора была также направлена на содействие в составлении индивидуального плана, наблюдение за выполнением требований педагогов и готовностью к экзаменам.
Институт тьюторства в России представляет собой совокупность трех составляющих.
Во-первых, тьюторство представляет собой поддержку. Предполагается, что это вид педагогической деятельности, цель которой состоит в формировании самостоятельности и ответственности участников образовательного процесса. Важнейшим источником развития образования становятся информационные технологии. Современные обучающиеся показывают высокие результаты в освоении навыков. С одной стороны, они являются студентами с большими познавательными способностями, а с другой нередко не проявляют тяги к знаниям [2]. Основополагающей целью современного образования становится необходимость воспитать выпускника, которому предстоит, возможно, не один раз изменить жизненные установки, поменять профессиональную сферу.
Во-вторых, тьюторство рассматривается как сопровождение. Тьютор оказывает помощь в воплощении индивидуальных образовательных программ, проектных работ и исследовательской деятельности.
В-третьих, тьюторство как фасилитация. Данная деятельность направлена на оказание помощи в профессиональном, культурном и личностном самоопределении [3].
В российских высших учебных заведениях реализуется тьюторская деятельность в различных формах.
Тьютор-стажер – студент старших курсов, активист студенческих объединений. Данный вид тьюторства направлен на оказание помощи абитуриентам в адаптации к образовательному процессу, вовлечению их во внеучебную деятельность.
Академический тьютор – магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого нацелена на формирование и внедрение индивидуального учебного плана.
Тьютор-наставник – выпускник, освоивший тьюторскую программу. Его основной задачей является оказание помощи в формировании личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Тьютор – супервизор – профессор, основополагающей задачей которого является организация работы всех тьюторов, формирование и поддержка специфического стиля педагога.
Особым направлением современной системы образования в рамках развития института тьюторства, является его реализация в дистанционном обучении. В этом случае тьютор выступает наставником педагога, выполняя при этом посредническую роль [4].
Одной из важнейших функций современного тьютора в высшей школе является раскрытие потенциальных возможностей выпускника. Данный процесс предполагает использование социальных технологий, направленных на свободную коммуникацию между участниками процесса обучения, актуализацию внутреннего потенциала.
Таким образом, тьюторская деятельность представляет собой особый вид педагогической деятельности, предусматривающий выполнение определенных функций для обеспечения единства обучения, самоорганизации обучающихся. Для реализации указанных функций необходимо использовать взаимодополняющие технологии. Тьюторство представляет собой систему, которая позволяет развивать у студентов способности самостоятельно осуществлять свой потенциал.
Библиографический список
- Донова М.М., Киселев В.Н., Веретенникова Е.Г., Лозина Е.Н., Щербаков С.М. Автоматизация деятельности тьюторов в вузе // Бюллетень науки и практики. 2021. №2, 314-323.
- Байчорова А.М., Гагуа М.А. Конфликтологическая компетентность тьютора как компонент профессионализма // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №12 (202), 450-453.
- Лепешев Д.В., Вашкарин В.В. Дополнительное образование и инклюзивные образовательные практики: роль тьютора // НИР/S&R. 2020. №3, 4-8.
- Веретенникова Е.Г., Донова М.М., Лозина Е.Н. Имитационное моделирование учебно-методической деятельности тьюторов в вузе // Учет и статистика. 2020. №3 (59), 64-73.