ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Ротанова Валерия Александровна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Семененко Арина Игоревна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей; описываются факторы, влияющие на инновационную деятельность педагогов дополнительного образования; определяются основные отличия содержания педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе от традиционной системы обучения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Рыбина Е.А., Семененко А.И., Торопова А.И., Куденкова Н.А. Особенности инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/51339 (дата обращения: 23.02.2024).

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества, создающую условия для самосовершенствования личности.

Практика показывает, что не все педагоги дополнительного образования осуществляют инновационную деятельность. Педагогам может не хватать определенных знаний и умений, мотивации к данному виду деятельности, сформированного отношения к инновациям в образовании как к ценности. Инновационная деятельность педагога зависит:

1) от существующих в конкретном учреждении дополнительного образования условий:

-       благоприятный морально-психологический климат и творческая атмосфера;

-       помощь в получении информации об инновационных технологиях;

-       финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

-       содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;

2) от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

-       личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

-       специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

Педагог дополнительного образования должен осознавать необходимость преобразований в образовательном процессе на ценностно-смысловом уровне, поэтому методист должен воздействовать на образ мышления педагога вместо выдачи инструкций и передачи готовых к использованию инноваций. Данный тезис подтверждается М.В. Клариным, сотрудником лаборатории проектирования деятельностного содержания образования, который вкладывает в понятие «инновация» следующий смысл: «инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [1].

Инновации педагога дополнительного образования могут быть представлены в виде как относительной новизны, предполагающей внесение изменений в уже имеющуюся практику, так и абсолютной новизны, когда в данной сфере отсутствуют аналоги или прототипы новой педагогической продукции. Сфера дополнительного образования в силу своей гибкости и мобильности позволяет внедрять инновации в образовательный процесс более быстро и эффективно в отличие от других ступеней образования. В таком случае дополнительное образование становится площадкой для апробации инноваций, для отработки технологий будущего в области педагогики.

Педагог дополнительного образования может черпать инновационные идеи из различных источников, среди которых можно выделить:

-       неожиданное для самого педагога событие (успех или провал, как толчок к развитию деятельности);

-       различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

-       потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

-       изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения).

Рассмотрим основные отличия содержания педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе от традиционной, выделяемые большинством экспертов:

1. Значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности.

2. В современном педагогическом процессе в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

3. Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования.

Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования – это целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов в образовательном процессе. Инновационная деятельность педагога зависит от существующих в УДО условий и личностной готовности педагога к этой деятельности.


Библиографический список
  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. 2-е издание. – М.: Луч, 2018. – 640 с.
  2. Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 6-9.


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: