Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества, создающую условия для самосовершенствования личности.
Практика показывает, что не все педагоги дополнительного образования осуществляют инновационную деятельность. Педагогам может не хватать определенных знаний и умений, мотивации к данному виду деятельности, сформированного отношения к инновациям в образовании как к ценности. Инновационная деятельность педагога зависит:
1) от существующих в конкретном учреждении дополнительного образования условий:
- благоприятный морально-психологический климат и творческая атмосфера;
- помощь в получении информации об инновационных технологиях;
- финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
- содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;
2) от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
- личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Педагог дополнительного образования должен осознавать необходимость преобразований в образовательном процессе на ценностно-смысловом уровне, поэтому методист должен воздействовать на образ мышления педагога вместо выдачи инструкций и передачи готовых к использованию инноваций. Данный тезис подтверждается М.В. Клариным, сотрудником лаборатории проектирования деятельностного содержания образования, который вкладывает в понятие «инновация» следующий смысл: «инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [1].
Инновации педагога дополнительного образования могут быть представлены в виде как относительной новизны, предполагающей внесение изменений в уже имеющуюся практику, так и абсолютной новизны, когда в данной сфере отсутствуют аналоги или прототипы новой педагогической продукции. Сфера дополнительного образования в силу своей гибкости и мобильности позволяет внедрять инновации в образовательный процесс более быстро и эффективно в отличие от других ступеней образования. В таком случае дополнительное образование становится площадкой для апробации инноваций, для отработки технологий будущего в области педагогики.
Педагог дополнительного образования может черпать инновационные идеи из различных источников, среди которых можно выделить:
- неожиданное для самого педагога событие (успех или провал, как толчок к развитию деятельности);
- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
- изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения).
Рассмотрим основные отличия содержания педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе от традиционной, выделяемые большинством экспертов:
1. Значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности.
2. В современном педагогическом процессе в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.
3. Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования.
Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования – это целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов в образовательном процессе. Инновационная деятельность педагога зависит от существующих в УДО условий и личностной готовности педагога к этой деятельности.
Библиографический список
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. 2-е издание. – М.: Луч, 2018. – 640 с.
- Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 6-9.