ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Ротанова Валерия Александровна1, Семененко Арина Игоревна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Куденкова Наталья Андреевна1, Рыбина Екатерина Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие инновационной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, описываются условия наиболее эффективного осуществления инновационной деятельности в процессе образования в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Семененко А.И., Торопова А.И., Куденкова Н.А., Рыбина Е.А. Понятие инновационной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/51338 (дата обращения: 23.02.2024).

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мира преподавания в конкретном детском объединении.

Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования считается неполноценной, если она строится исключительно на воспроизводстве однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – это целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики либо несоответствием традиционных норм новым ожиданиям. В таком случае инновация оправданна, более того, необходима. В тот момент, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям, происходят фиксация инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции [1].

Если инновационная деятельность отвечает трем предыдущим условиям, то ее особый смысл заключается в направленности на преобразование существующей практики либо на порождение принципиально новой практики. В этом случае в ней должен присутствовать вектор «институциализации», организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике [2].

Инновационная деятельность представляет целостную систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:

-       научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

-       проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

-       образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации [3].

Практика показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более эффективно, если выполняются следующие условия:

-       каждая система изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения методической системы;

-       освоение каждой новой методической системы обучения детей в дополнительном образовании осуществляется не изолированно, а в сравнении, как с традиционной, так и с ранее изученными системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);

-       в ходе освоения каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с учетом специфики данной системы и приобретать определенный опыт проведения таких занятий (принцип практического освоения методической системы).

Высокие достижения педагога дополнительного образования в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека – важнейший источник его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования – это целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов в образовательном процессе.


Библиографический список
  1. Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 6-9.
  2. Сидорова, А.В. Методическая поддержка педагогов: опыт построения эффективной модели повышения квалификации / А.В. Сидорова // Народное образование. – 2017. – № 6-7. – С. 69-74.
  3. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5-15.


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: