АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кулухова Элла Анатольевна
Северо-Осетинский государственный университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы изучения иностранного языка в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кулухова Э.А. Актуальные проблемы изучения иностранного языка в образовательных учреждениях // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50940 (дата обращения: 21.02.2024).

Иностранный язык выступает главным орудием в современном мире. Наблюдается широкий интерес к изучению иностранного языка. Данный интерес сопровождается некоторыми причинами и влечет за собой различные проблемы в ходе его изучения. Наиболее популярным иностранным языком в настоящее время выступает – английский. Данный язык является и самым распространенным в школах, в отличие от немецкого и французского языков. Английский язык является важным средством международного общения, а в более чем пятидесяти странах мира – государственным языком.

Президент РФ на ежегодной пресс-конференции заявил: «Что касается иностранных языков, Россия – открытая страна, и английский язык, безусловно, является наиболее универсальным с точки зрения его применения в бизнесе, в гуманитарной сфере, в дипломатических отношениях. В дипломатических отношениях он такой же универсальный, как когда-то был французский язык, сегодня это, безусловно, английский. И мы поддерживаем изучение иностранных языков и в школах, в высших учебных заведениях. Мы продолжаем программы подготовки наших специалистов не только на территории Российской Федерации, но и за границей, и будем это дальше делать.

Изучение иностранных языков – это самая лучшая гимнастика для ума. Рассчитываю, что это мои коллеги услышат и будут это делать». [7].

При изучении иностранного языка были выделены три проблемы: психологические, технологически и учебно-практические.

Психологические проблемы возникают, когда ребенок не готов к изучению языка. Опираясь на свою практику преподавания иностранного языка, наблюдается боязнь, неуверенность и неспособность сказать что-либо на иностранном языке. Дети боятся показать свое незнание, допустить ошибку.  Ученики проявляют неуверенность в своих силах. На первых этапах изучения языка необходимо помочь и поддержать ученика, чтобы преодолеть языковой барьер. Ничего постыдного нет в том, что человек делает ошибки, говоря не на своем родном языке. Данные трудности отбивают желание изучить иностранный язык. [1].

Ученые отмечают, человек, который освоил русский язык, может освоить любой язык. Для иностранцев выучить русский язык – это поистине неимоверный труд. Следовательно, русские люди являются носителем одного из самых сложных языков, и о неспособности изучения языка иностранного говорить не приходится.

Важным пунктом является преодоление языкового барьера.

Технологическая проблема изучения иностранного языка в школах. К данной категории проблем относится недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка.

В начальной школе отводится 2 часа в неделю на его изучение, к сожалению, этого недостаточно. Педагог не может организовать индивидуальный подход. Кроме того, бывают сбои в расписании, когда из-за карантина, праздничных дней, выпадающих среди учебной недели и т.д. предмет отсутствует в расписании в течение нескольких недель. [5].

Второй проблемой, которая так же является технологической – недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов.

Оснащенность учебных кабинетов пособиями, дисками, отсутствие интернета – выступают барьером. Интернет положительно влияет на процесс усвоения знаний. [2].

Технологически и учебно-практические проблемы.

Каждый ребенок обладает разным уровнем подготовки по иностранному языку. Не каждый школьник осознает необходимость говорения на иностранном языке. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы.

Главной причиной у детей является и неумение мыслить на языке, в основном они мыслят на родном языке. Для выражения своих мыслей первоначально думают на родном языке (русский или осетинский), далее переводят слова согласно грамматическим нормам и формируют предложение. Данный процесс являются долгим, так как необходимо учитывать все грамматические нормы и не допустить лексико-грамматических и стилистических ошибок. [3].

В связи с этим на уроках английского языка выявляются определенные трудности в выражении собственных мыслей.

Перед педагогом стоит нелегкая задача – сформировать у детей коммуникативные навыки для достижения взаимопонимания. [4].

А.А.Потебня подтверждает: «Понимание – недостижимый идеал, к которому, тем не менее, необходимо стремиться» [6].

Преподавание иностранных языков напрямую связано с инновационными процессами, происходящими в мире, в обществе. Разрабатываются современные коммуникативные технологии, главная миссия которых – оптимизировать взаимодействие и взаимопонимание в человеческом обществе [6]. Сегодня необходим новый подход к обучению иностранным языкам.

От профессиональной компетентности учителей школ и преподавателей вузов, их мастерства зависят формирование иноязычной коммуникативной компетенции подрастающего поколения, воспитание нравственности, уважительного отношения к иной культуре, успешное общение и взаимопонимание между народами.

Несмотря на существующие проблемы, английский язык является очень востребованным языком и наблюдается большой интерес к его изучению. Необходимо дальнейшее внедрение коммуникативной системы обучения и, возможно, ее постепенная модернизация в соответствии с меняющимися со временем реалиями современного мира.


Библиографический список
  1. Клычникова Б.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 11. – C. 65.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. – М.: Высшая школа, 2001. – C. 144–145.
  4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2001 – 4. – С. 5-7.
  5. Иностранные языки в школе. – 2000. – № 11. – C. 65.
  6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. – 6-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 224 с.
  7. http://linguamr.com/pryezidyent-ob-izuchyenii-inostrannykh-yazykov.html


Все статьи автора «Кулухова Элла Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: