Индивидуальная беседа – один из важнейших методов, применяющийся в воспитательной работе с осужденными, для условия успешной ресоциализации.
Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации, изучения личности и воздействия на нее (в психоанализе, бихевиоризме, нейролингвистическом программировании, гештальттерапии, логотерапии, трансактном анализе, дианетическом и других направлениях) [1].
Цель беседы: оказание помощи и поддержки осужденному в сложившейся для него кризисной ситуации.
Одной из важных проблем в исправительных учреждениях является недоверие и скепсис осужденных в отношении пенитенциарных психологов. В связи с этой проблемой лицо, заключенное под стражу, не видит целесообразным выговориться, рассказать о своих чувствах и переживаниях, поэтому психологу исправительного учреждения нужно установить доверительные отношения. Для этого необходимо:
- выявить отношение осужденного к беседе;
- проявлять склонность к сотрудничеству (внимание, улыбка, снисходительность к ошибкам, приветливость).
Тактика проведения индивидуальной беседы с осужденными [2]:
1. Создать доверительную атмосферу.
2. При постановке использовать корректную форму вопроса, чтобы не ввести в ступор осужденного.
3. Не использовать ироничные выражения и грубость.
4. Стараться не делать письменных заметок в ходе беседы.
5. Быть готовым своевременно принять меры для решении вопросов.
6. Составить план и корректные мероприятия для решения проблемы (в присутствии осужденного).
7. Поставить в известность о том, что выводы, сделанные в процессе беседы, предварительны и требуют дальнейшей проработки или же они окончательны.
8. Обосновать необходимость выполнения и сроки, когда в следующий раз прийти на беседу.
9. Сформулировать результаты беседы, акцентируя внимание осужденного по пунктам, где достигнуты цели беседы, что должно вызвать у него состояние удовлетворенности.
Таким образом, только при установлении доверительных отношений между пенитенциарным психологом и осужденным можно добиться эффективного влияния на осужденного индивидуальной беседы для дальнейшей успешной ресоциализации.
Библиографический список
- Новоселова АС. Теория и практика ресоциализации личности социально-неадаптированной молодежи. – 2-е изд. – Екатеринбург, 2013. – 51 с.
- Деев В.Г. Психологическое консультирование различных категорий осужденных//Прикладная пенитенциарная психология. – Рязань, 2000
- Самойлик, Н. А. Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции / Н. А. Самойлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10974/ (дата обращения: 24.06.2022).