КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Горшенкова Арина Олеговна1, Широкова Любовь Константиновна1, Сущева Светлана Михайловна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Авторы дают подробное психологическое описание термина «копинг-стратегия», рассматривают проявление данного феномена в подростковом возрасте, выделяют характерные копинг-стратегии, использующиеся подростками как в процессе формирования личности, так и на основе уровня самооценки. В заключении авторами дается небольшая профилактическая рекомендация родителям, столкнувшихся с неадекватной копинг-стратегией подростка.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Копинг-стратегии в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/06/50324 (дата обращения: 23.02.2024).

В силу того, что подростковый возраст является пубертатным, кризисным периодом, а также характеризуется сменой типичного вида деятельности (учеба) на абсолютно новый (общение), мы можем говорить о возникновении стрессовых ситуаций на протяжении всего личностного формирования.

Психика подростка, сталкиваясь с трудностями, не всегда быстро адаптируется к новым условиям. Процесс адаптации создает новые нейронные связи в разных участках головного мозга, которые позволяют раскрывать внутренний (скрытый) потенциал, выбирать нестандартные пути решения, особо демонстрировать творческие возможности. Поэтому мы можем говорить о том, что каждый подросток, оказывающийся в стрессовой ситуации, использует собственную копинг-стратегию.

Копинг-стратегия – термин, впервые появившийся в психологической литературе в 1962 благодаря Л.Мэрфи, означающий особое действие, которое человек предпринимает для ликвидации стрессового состояния. Традиционно копинг-стратегии в психологии разделяют на две формы:

-       активные (отражают поведение подростка в стратегии «поиска социальной поддержки»);

-       пассивные (отражают поведение подростка в стратегии «избегания»).

В зависимости от того, какую именно форму «избирает» подросток, копинг-стратегии подразделяются на типы:

-       копинг с ориентацией на ситуацию (бегство, бездействие, уход);

-       копинг с ориентацией на представление (замена/поиск информации);

-       копинг с ориентацией на оценку (переоценка проблемы) ;

-       копинг-стратегия разрешения проблем – комплекс навыков, которые способствуют эффективному управлению стрессовыми ситуациями [1].

Для младших и старших подростков, находящихся в стрессовой ситуации, характерно использование таких копинг-стратегий, как: «плачу», «думаю», «разговариваю сам с собой», «один на один с собой», «обнимаю», «слушаю музыку», «смотрю телевизор». С их помощью подростки стремятся к гармонии не только с окружающей средой, но и собственным «Я».

Результаты исследования Д. Шека показывают, что в подростковом возрасте наиболее часто используется копинг-стратегия «поиск социальной поддержки». С ее помощью подросток способен найти в окружении эмоциональную поддержку, отклик, социальное общения и взаимодействие со сверстниками [2].

В исследовании Стьюдента отмечается интересная закономерность: подросток, обладающий адекватной самооценкой, чаще всего использует копинг-стратегию «разрешение проблем»; подросток с высокой самооценкой – копинг-стратегию «поиск социальной поддержки»; подросток с низкой самооценкой – копинг-стратегию «избегание» [2]. Это связано с тем, что при столкновении со стрессовой ситуацией подростки не всегда могут быстро ориентироваться в новых условиях и рассчитывать возможности. Те, кто имеют адекватную самооценку, чаще других полагаются на собственные силы; те, кто имеют высокую самооценку, могут без труда обращаться за помощью к окружающим, а те, кто имеют низкую самооценку, часто испытывают страх, стеснение, неуверенность в собственных силах.

Для того, чтобы подросток в стрессовой ситуации использовал активные копинг-стратегии, родителям стоит уделить повышенное внимание формированию его позитивной «Я-концепции» путем повалы, бесед, поддержки [3]. Именно с их помощью можно развить чувство защищенности в стрессовой ситуации, эмоциональный баланс, сформировать адекватную самооценку, уверенность в собственных силах и возможностях. Чем чаще преобладают активные копинг-стратегии, тем выше побуждения использования внутренних ресурсов для достижения успеха, а также недопущение влияния стрессовых ситуаций на формирующуюся личность подростка.


Библиографический список
  1. Сибгатуллина И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы/ И. Ф. Сибгатуллина, Л. В. Апакова, Л. Д. Зайцева // Прикладная психология- 2002- № 5–6. -105 с.
  2. Дубинина А. С. «Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста» / А. С. Дубинина. – текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – С. 60-64. – URL: https://moluch.ru/archive/252/57747/ (дата обращения: 21.06.2022).
  3. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. – Бишкек – СПб. -1994. -163 с.
  4. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.06.2022).


Все статьи автора «Горшенкова Арина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: