Эгоцентризм в психологии – это своеобразная, особая познавательная позиция, которая характеризуется неспособностью соответствия и координации отличных друг от друга точек зрения. Данный термин возник благодаря швейцарскому философу и психологу Жану Пиаже, описывающему «эгоцентризм» с точки зрения качественного своеобразия мышления подростка [1].
В исследованиях Т. И. Пашуковой можно заметить, что любая степень эгоцентризма закономерно связана с увеличением центрированности собственной самоутверждающейся личности. Такое состояние способно привести к негативным влияниям и последствиям в отношении формирующейся личности, где подросток «уходит в себя», в более комфортное собственное «Я» [2]. И потому требуется незамедлительная психолого-педагогическая профилактика и коррекция эгоцентричной направленности, которые должны быть направлены на своевременное создание комфортной, благоприятной среды для общения и взаимодействия подростка с окружающими сверстниками, взрослыми. Такая профилактика будет способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков для обработки, сравнения, восприятия полученной информации.
В качестве теоретических методов, способствующих предупреждению и развитию эгоцентризма, Н.Б. Буртовая предлагает использовать:
- беседу. Необходимо провести с подростком предварительную беседу для того, чтобы должным образом установить необходимый контакт;
- диагностику с учётом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося (замкнутость подростка стоит обследовать с помощью рисуночных тестов, гиперактивность – с помощью вербально-ориентированных тестов-опросников);
- определение особенностей психического развития и психологических факторов риска;
- составление психологического портрета испытуемого, в котором должны указываться возможные направления коррекции;
- составление отдельного психологического заключения о подростке;
- разработку программы необходимых коррекционно-профилактических мероприятий с участием в ней подростка с эгоцентричными направленностями;
- сотрудничество с работниками специальных профилактических служб [3].
В качестве практических методов исследования, способствующих профилактики эгоцентризма у подростков, педагоги-психологи в своей практике могут использовать:
- игры: на сплочение, командообразование, принятие себя как части единой системы;
- тренинги: на принятие себя в кругу сверстников/в обществе, нормализацию центрированности, развитие навыков взаимодействия и коммуникации;
- мероприятия, раскрывающие личности объективность отличных точек зрения от собственной, принятие верного, правильного решений и пр.
Только комплексное психолого-педагогическое воздействие способно оказать грамотную систему мер коррекции по проблеме подросткового эгоцентризма, и чем раньше проблема будет выявлена, тем эффективнее сработает программа профилактики.
Библиографический список
- Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка» – Римис, 2008.– 448 с.
- Пашукова Т. И. Исследования эгоцентризма с помощью эгоцентри- ческого ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возраст- ной физиологии. 1991. No 2. С. 45-48.
- Буртовая Н. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-korrektsii-egotsentrizma-v-podrostkovom-vozraste-i-reshenie-problemy-sotsialnoy-dezadaptatsii (дата обращения: 21.06.2022).