ПРОФИЛАКТИКА ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Горшенкова Арина Олеговна1, Широкова Любовь Константиновна1, Сущева Светлана Михайловна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
В статье представлена психологическая характеристика термина «эгоцентризм», а также продуктивные теоретические и практические методы профилактики эгоцентричных наклонностей в отношении подростков. Авторами отмечено, что своевременная психолого-педагогическая помощь позволит не только снизить вероятность проявления эгоцентризма, но и нормализовать личностную, эмоциональную, коммуникативную и поведенческую составляющую подростка.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Профилактика эгоцентризма в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/06/50323 (дата обращения: 02.11.2024).

Эгоцентризм в психологии – это своеобразная, особая познавательная позиция, которая характеризуется неспособностью соответствия и координации отличных друг от друга точек зрения. Данный термин возник благодаря швейцарскому философу и психологу Жану Пиаже, описывающему «эгоцентризм» с точки зрения качественного своеобразия мышления подростка [1].

В исследованиях Т. И. Пашуковой можно заметить, что любая степень эгоцентризма закономерно связана с увеличением центрированности собственной самоутверждающейся личности. Такое состояние способно привести к негативным влияниям и последствиям в отношении формирующейся личности, где подросток «уходит в себя», в более комфортное собственное «Я» [2]. И потому требуется незамедлительная психолого-педагогическая профилактика и коррекция эгоцентричной направленности, которые должны быть направлены на своевременное создание комфортной, благоприятной среды для общения и взаимодействия подростка с окружающими сверстниками, взрослыми. Такая профилактика будет способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков для обработки, сравнения, восприятия полученной информации.

В качестве теоретических методов, способствующих предупреждению и развитию эгоцентризма, Н.Б. Буртовая предлагает использовать:

-       беседу. Необходимо провести с подростком предварительную беседу для того, чтобы должным образом установить необходимый контакт;

-       диагностику с учётом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося (замкнутость подростка стоит обследовать с помощью рисуночных тестов, гиперактивность – с помощью вербально-ориентированных тестов-опросников);

-       определение особенностей психического развития и психологических факторов риска;

-       составление психологического портрета испытуемого, в котором должны указываться возможные направления коррекции;

-       составление отдельного психологического заключения о подростке;

-       разработку программы необходимых коррекционно-профилактических мероприятий с участием в ней подростка с эгоцентричными направленностями;

-       сотрудничество с работниками специальных профилактических служб [3].

В качестве практических методов исследования, способствующих профилактики эгоцентризма у подростков, педагоги-психологи в своей практике могут использовать:

-       игры: на сплочение, командообразование, принятие себя как части единой системы;

-       тренинги: на принятие себя в кругу сверстников/в обществе, нормализацию центрированности, развитие навыков взаимодействия и коммуникации;

-       мероприятия, раскрывающие личности объективность отличных точек зрения от собственной, принятие верного, правильного решений и пр.

Только комплексное психолого-педагогическое воздействие способно оказать грамотную систему мер коррекции по проблеме подросткового эгоцентризма, и чем раньше проблема будет выявлена, тем эффективнее сработает программа профилактики.


Библиографический список
  1. Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка» – Римис, 2008.– 448 с.
  2. Пашукова Т. И. Исследования эгоцентризма с помощью эгоцентри- ческого ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возраст- ной физиологии. 1991. No 2. С. 45-48.
  3. Буртовая Н. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-korrektsii-egotsentrizma-v-podrostkovom-vozraste-i-reshenie-problemy-sotsialnoy-dezadaptatsii (дата обращения: 21.06.2022).


Все статьи автора «Горшенкова Арина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: