Направления развития региональной системы здравоохранения ориентированы на решение стратегических и тактических задач общества в плане сохранения и укрепления здоровья граждан, народосбережения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни. Особое место в регулировании системы здравоохранения Российской Федерации отводится государственным программам и национальным проектам.
Ключевым стратегическим документом, задающим в настоящее время императивы развития всей национальной системы здравоохранения, является национальный проект «Здравоохранение» [1]. Структурно указанный документ можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Следует отметить, что целевые индикаторы развития системы здравоохранения в анализируемом национальном проекте в полной мере направлены на нивелирование ключевых проблем национального здоровьесбережения, указанных в предыдущем параграфе настоящего исследования.
Рисунок 1 – Структурная характеристика национального проекта «Здравоохранение» [1]
Национальный проект состоит из восьми федеральных проектов, которые в свою очередь содержат конкретные задачи и мероприятия их достижения.
Следует признать, что национальный проект «Здравоохранение» является одним из наиболее последовательных и системных документов в ряду других национальных проектов. Системный и комплексны подход обеспечивает всестороннее развитие системы здравоохранения.
В частности, зафиксирован в качестве ключевого и первого показателя национального проекта показатель «снижение смертности населения трудоспособного возраста» (рисунок 2), достижение которого обеспечит снижение смертности до 350 случаев на 100 тысяч населения.
Рисунок 2 – Снижение смертности населения трудоспособного возраста, число случаев на 100 тыс. населения [1]
Бесспорно, данные проекты непосредственно объединены с проблемой – прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов риска. В частности, введены два показателя характеризующих диспансеризацию населения (рисунок 3).
Рисунок 3 – Охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами [1]
В данном направлении Министерство здравоохранения ставит задачу – ввести инновационные медицинские рекомендации и протоколы лечения всех пациентов и переоснастить всю сеть первичных сосудистых отделений и региональных центров. В частности, в рамках национального проекта поставлена цель снижение смертности от болезней системы кровообращения (рисунок 4).
Рисунок 4 – Снижение смертности от болезней системы кровообращения, количество случаев на 100 тысяч населения [1]
В настоящее время их цель в борьбе с онкологическими заболеваниями комплексная и непростая. Ее суть состоит в формировании всеобщей бдительности к онкологическим болезням в первичном звене, для чего особому обучению подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, которые работают в амбулаторных учреждениях. Для преодоления указанной проблемы введен целевой показатель – снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (рисунок 5).
Рисунок 5 – Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, количество случаев на 100 тысяч населения
Не менее важно переоборудование более 100 региональных учреждений, которые оказывают помощь онкологическим больным. В соответствии с этим намечено увеличение уровня, последующего формирования федеральных онкологических центров с развитием сети протонных центров, так намечено создание 18 подобных центров. Отдельной частью проекта предусматривается не просто устранение недостатка сотрудников в онкологической службе, а формирование новой генерации кадров, включая не только медицинские кадры, но и инженерный персонал. Такая организационная деятельность будет реализовываться в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Совместно будут образовываться кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков – таких экспертов, без которых не может развиваться радиология. Одно из направлений проекта «Здравоохранение» – это задача по развитию цифровой медицины.
Также следует обратить внимание на целевые показатели, которые должны быть достигнуты в рамках обеспечения доступности медицинской помощи всем территориям, как городским, так и сельским, и малочисленным.
К 2022 г. во всех 85 регионах обязана быть сформирована полноценная информационная система, которая соответствует общим жестким критериям, с подсоединением абсолютно всех медицинских учреждений к такой региональной информационной системе. До конца 2019 г. предусмотрено закончить создание вертикально интегрированной телемедицины – среди ведущих государственных медицинских исследовательских центров по профилям, которым они соответствуют, и региональными организациями третьей степени.
В рамках Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года, наряду с первичным и региональным (третьим) уровнями, уже сформирована сеть специально оснащенных и укомплектованных кадрами медицинских организаций межмуниципального/межрайонного (второго) уровня, с целью оказания населению специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет оптимального размещения медицинских центров второго уровня обеспечивается доставка пациентов из любой точки региона в течение «золотого часа», что способствует эффективному снижению смертности от всех основных причин. Трудность в осуществлении данного проекта, бесспорно, сопряжена с тем, что главные полномочия по реализации оказания медицинской помощи в нашей стране переданы субъектам Российской Федерации. В случае реализации проекта в таком виде, как запланировано, российская медицина перешагнет на новый уровень качества.
Государственное регулирование деятельности в сфере здравоохранения должно выступать как деятельность государства, направленная на обеспечение интересов населения и самого государства посредством применения преимущественно административных методов воздействия на поведение субъектов хозяйствования. В России сформировалась национальная правовая база в сфере здравоохранения, которая сегодня не может полностью удовлетворить современные потребности общества. В то же время решение проблем, связанных с государственным регулированием в сфере здравоохранения в Российской Федерации, можно назвать важным направлением в управленческой и организационной медицинской деятельности.
Одной из актуальных проблем в регулировании сектора здравоохранения сегодня является проблема стандартизации отрасли, так как вопросы уровня лицензирования медицинских услуг, уровня аккредитации, потребности в медицинской помощи, экономического уровня, которые определяют необходимость проведения лечебных процедур, остаются нерешенными, как уровень эффективности, так и качество оказания медицинской помощи. Таким образом, существует необходимость комплексного изучения правового регулирования медицинской деятельности, в первую очередь, это касается разработки актуальной нормативной базы, а также оценки эффективности реализации государственных программ и проектов в исследуемой сфере для формирования инструментов реализации государственной политики и совершенствования управления здравоохранением в Российской Федерации в целом.
Библиографический список
- Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru