Проблема личности преступника является одним из важных вопросов криминологии. На протяжении всего существования этой науки как самостоятельной сферы приложения человеческих сил и знаний участник уголовно наказуемого деяния привлекал пристальное внимание специалистов.
Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника. Главное при её рассмотрении - возраст. С ним связаны определенное биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо. У него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются такие волевые качества, как настойчивость, целеустремлённость, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.
Значительный вклад в развитие изучения личности преступника внесли ученые: Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян [1], В.В. Верин, Б.С. Волков [2], Я. И. Гилинский, В. П. Голубев, П.С.Дагель, А.И. Долгова, Б.С. Сарыев, Н.Я. Шило, Н.В. Шость, М.А. Матющенко [3], Н.П.Дубин, М.И. Еникеев, В.Д. Ермаков, С.А. Елисеев[4], И.Э.Звечаровский, А.Ф.Зелинский, К.Е.Игошев, С.М.Иншаков, М.А.Карманов, И.И.Карпец, Н.И.Крюкова, В.Н.Кудрявцев, В.Е.Кудряков, Н.Ф.Кузнецова, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, А.С.Михлин, В. Нерсесянц, Э.Ф.Побегайло, С.Л.Сибиряков, С.А.Солодовников, Н.А.Стручков, В.Е.Эминов и др.
Над разрешением этой проблемы трудились криминологи, социологи, психологи, психиатры, педагоги, демографы, и антропологи. Безусловно, в качества объекта исследования выступал и участник корыстных, корыстно-насильственных посягательств. Личность преступника – категория, традиционно выделяемая в криминологии, составляющий элемент её предмета. Личность преступника – понятие абстрактное, оно выражает не только сущность такого аморфного явления, как среднестатическое лицо, совершившее преступление, сколько служит криминологической формулой или моделью изучения преступников в целом лиц, совершивших преступление.
В криминологии нет единого подхода к определению личности преступника. Например, один из таких подходов основывается на психологизации личности преступника. В данном случае акцентируется внимание на субъективных факторах, психических свойствах, состояниях и процессах человека. Другой подход-социологизированный. Он выражается в преувеличенной оценке роли среды в формировании субъективных факторов, тех условий, в которых развивался (социализировался) человек и в которых он преступил уголовный закон.
В криминологии нет единства взгядов на определение рассматриваемой категории. Одни ученые активно отстаивают «Личность преступника» как качественно отличающуюся от личности других граждан. Сторонниками этой теории являются Н.Ф.Кузнецова, Г.М. Миньковский, В.Н.Бурлаков и др.
Так, Н.Ф. Кузнецова и Г.М. Миньковскский считают, что «личность преступника отличается от личности не преступника общественной опасностью» и говорить о личности преступника можно в том случае, если «человек совершил преступление, то есть становится субъектом преступления в смысле уголовного закона». [5]
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
А. Б. Сахаров, например, под личностью преступника понимают совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и прямо или косвенно влияющих на подобное его антиобщественное поведение. [6]
Аналогичную точка зрения разделяют также такие известные ученые, как А.И.Долгова, Г.Ф.Хохряков, Г.Г.Шиханцов, Н.С.Лейкина.[7]
Такой подход, при котором личность преступника рассматривается как особый социальный тип личности, представляется нам не совсем верным, так как он сужает круг признаков, подлежащих изучению.
Я. И. Гилинский наделяет личность преступника «совокупностью социально – демографических признаков (пол, возраст, этническая принадлежность, образование, профессиональной и социальный статус, семейное положение), психологических свойств (уровень интеллекта, характерологическое особенности, уровень притязаний и др.), а также некоторых социально – биографических характеристик (отличник, неуспевающий, судимый, профессионал и т.д.). Ясно, что каждый из составляющих личность признаков может иметь криминологическое значение». [8]
Подобный подход не учитывает внешние факторы, влияющие на формирование личности.
В. Н. Кудрявцев отмечает, что «говоря о личности преступника, имеют в виду особенности личности человека, совершившего преступление. Не существует какой либо заранее данной «преступной личности». Преступник – это человек, для которого совершение преступление не явилось неизбежностью. Для того, чтобы установить причины совершения преступления данным лицом и наметить пути его исправления необходимо глубоко изучить особенности личности. Только в этом случае мы и употребляем понятие «личность преступника». [9]
По нашему мнению, наиболее верной представляется следующая точка зрения. Под личностью преступника необходимо понимать совокупность психических, нравственных, физических и физиологических (биологических) свойств конкретного человека, совершившего преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выразившаяся в совокупности негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. Проблема личности преступника – одна из самых сложных в криминологии. По значимости она относится к числу центральных.
В криминологии нет проблем, которые были бы оторваны от личности преступника. Криминологическая информация почти целиком базируется на данных о личности преступника и её поведении. Личность преступника исследуется не как «вещь в себе», а в единстве личностных особенностей и условий жизни и деятельности.
Следует подчеркнуть, что личность преступника рассматривается во взаимосвязи с преступностью против собственности.
Когда исследуются преступления против собственности граждан (кражи, грабежы, разбои), задача изучения личности преступника сводится к тому, чтобы вскрыть конкретные механизмы прямой и обратной связи между лицами, совершающими эти преступления, и средой их обитания. Исследуются также формирование и реализация мотива, выбор варианта и способа преступления в определенной ситуации. С точки зрения организации эффективной борьбы с указанными преступлениями мало указать, что преступники «захотели» совершить посягательство на чужое имущество, надо выяснить почему они «захотели» и почему кража, грабёж или разбой оказался предпочтительным.
Как отмечалось выше, значительный вклад в состояние корыстно – насильственной преступности вносят несовершеннолетние.
Для всех или почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор такого варианта поведения связан с личностными деформациями, часто выражающимися в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательности досуга.
В большинстве случаев корыстный, корыстно – насильственный несовершеннолетний – это лицо, обладающие привычками, склонностями. Устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны:
- демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения;
- пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;
- бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
- проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
- виновное создание конфликтных ситуаций в среде сверстников, в семье;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних;
- привычка к присвоению всего, что плохо лежит, к тому, что можно безнаказанно отнять.
При изучений возрастных особенностей лиц, совершающих преступления, в данном случае несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет место выдвигается проблема личности несовершеннолетнего преступника. Успех предупреждения и профилактика преступлений во многом зависит от того насколько глубоко и всесторонне изучена личность несовершеннолетнего преступника в процессе следствия, судебного разбирательства и отбывания наказания.
В некоторых случаях поведение человека можно объяснить его возрастными особенностями, его социальный адаптацией, влиянием окружающей среды, а также взаимодействием между человеком и его окружением. Люди находятся под влиянием окружающей среды, но в то же время они сами выбирают способы действия. Человек одновременно и реагирует на ситуацию, влияя на них. Люди сами отбирают ситуации и формируются под их влиянием, они воздействуют на поведение других людей и формируются под влиянием поведения других. [10]
Поэтому важно подчеркнуть, что в подростковом возрасте, когда жизненные ценности ещё не сформированны, а а юношеская психика ещё не устойчива, наиболее типичный особенностью несовершеннолетней преступности является совершение преступлений в соучастьем, формирование которого связано повыщенной социально- психологической потребностью подрлстков в общении. По мнению известного учёного – педагога В.А.Сухомлинского “каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает унего это общение и к чему это направляет его волью”. [11]
Несовершеннолетние воры при взаимодействии с внешней средой в большинстве случаев являются не такими активными и самостоятельными, как взрослые преступники, поскольку у них менее обширный и стойкий негативный жизненный опыт. В то же время в силу возрастных особенностей они менее критично воспринимают внешние воздействия. Нередко определенные формы поведения им уже навязываются извне.
Такие «навязывание» существенно облегчается тем, что несовершеннолетние правонарушители живут в неполных или неблагополучных семьях. Не случайно подобные семьи всегда вызывали особый интерес практических работников и исследователей.
При исследовании влияния семьи на формирование личности несовершеннолетнего, совершающего кражи в группе, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, важно изучать воздействие на развитие подростка семьи как единого целого, и изучать роль каждого члена семьи в воспитании подростка. Следует отметить, что влияние семьи на несовершеннолетнего правонарушителя на различных этапах его жизни, ввиду физиологических и морально-этических особенностей развития личности подростка неодинакова, эту особенность необходимо учитывать при изучении данного вопроса.
Неблагополучные и неполные семьи не всегда являются причиной формирования личности правонарушителя. Поэтому следует отметить, что решающую роль в формировании личности подростка играет не состав семьи, не отношения между родителями, а их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив отвергание. Именно отвергнутый, вытолкнутый из семьи подросток ищет признания и поддержки в неформальных малых группах сверстников. Они далеки от позитивных ценностей, поскольку не встречают их в своем непосредственном общении в семье и иных сферах микросреды. При внешнем благополучии семьи, и вроде бы положительном отношении к ребенку может присутствовать психологическая отчужденность. В подобных случаях ребенок не нуждается в одежде, еде, родители следят за его образованием, но при всем при этом ребенку не хватает теплых эмоциональных контактов с ними, их заботы и ласки.
Характеризуя личность корыстного преступника, совершающего преступления против собственности, необходимо также раскрыть нравственно – психологический компонент его поведения. Так, А.И.Алексеев справедливо отмечает: « В плане нравственно – психологическом для лиц, совершающих преступления экономической направленности, характерны корыстно потребительская ориентация, стремление любой ценой к наживе, роскоши, обладанию благами и ценностями, которые не могут быть нажиты честным трудом.»
Период несовершеннолетия очень важен для развития личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление ей характера закладываются основы мировоззрения, формируются взгляды, убеждения, привычки и наклонности. В этот период он находится под большим, чем в период зрелости, воздействием микросреды, что объясняется возрастными особенностями и соответственно положением в системе отношений. Качественная характеристика микросреды напрямую зависит от образа подростка.
Библиографический список
- Антонян Ю.М. Личность преступника. /Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – СПб.: Юридический центр <<Пресс >>, 2004.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.К., Кадарин Ф.Д. Социология молодежи. Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на Дону, 2001, стр.106.
- Сарыев Б.С., Шило Н.Я., Шость Н.В., Матющенко М.А. Борьба с преступлениями среди несовершеннолетних. Ашхабад. Ылым, 1985
- Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. – Томск: Издательство Томского университета, 1989.
- Миньковскский Г.М. Некотрые данные исследования условий формирования личности несовершеннолетних правонарушителей. М., стр.431-432
- Сахаров А.Б. Правонарушение подростка и закон. (Преступность несовершеннолетних и борьба с ней в СССР). М.: Юрид. лит., 1967, стр.216.
- Долгова А.И. Криминология. – М., 2001.
- Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. – Санкт-Петербург, 2002.
- В. Н. Кудрявцев. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата, 1967
- Лоуренс Первин, Стивер Джон. Психология личности. М, 2001, стр. 435
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М. 1981. Стр.45