На сегодняшний день в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики проблема взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи считается актуальной, так как направлена на воспитание и всестороннее развитие личности дошкольников. Семья – самый первый и самый главный институт социализации ребёнка. Семьёй определяются уровень и содержание развития личности ребёнка в эмоциональном и социальном аспектах. К сожалению, на сегодняшний день снижается воспитательный потенциал семьи, изменяется роль родителей в процессе первичной социализации ребёнка, отмечается тенденция отстранения родителей от ответственности за ребёнка. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно оказывать родителям социально-педагогическую помощь. Необходимость разработки системы взаимодействия между детским садом и семьёй с использованием современных технологий развития детей обусловила актуальность темы данной статьи.
Проблему объединения усилий дошкольного учреждения и семьи в своих трудах рассматривали Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Волков, Т.А.Макарова и другие. Авторы акцентируют внимание на том, что дошкольная организация может удовлетворить потребности семьи, если она представляет собой открытую систему, а родители выступают как субъект взаимодействия с детским садом. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей [2]. Считаем, что сегодня важно подходить к работе с родителями, используя современные технологии, так как традиционные уже малоэффективны и неинтересны для них.
Целью статьи является изучение современных технологий развития детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности, а также их использование при взаимодействии с семьями воспитанников.
На сегодняшний день дошкольное образовательное учреждение – общественный институт, который регулярно взаимодействует с родителями воспитанником.
В Типовой образовательной программе Донецкой Народной Республики «Растим личность» отмечено, что заботясь о здоровье и всестороннем развитии, педагоги совместно с семьей должны стремиться к тому, чтобы сделать счастливым детство каждого ребёнка. Среди отличительных особенностей программы указана важность взаимодействия с семьями. Программой подчеркивается ценность семьи как уникального института воспитания. Акцентируется внимание на необходимости развития ответственных и плодотворных отношений с семьями. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволит педагогам реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования [4].
Существующая традиционная практика работы с семьями воспитанником, в которой родителям демонстрируется стандартная система ценностей, но не учитываются особенности семьи, требует изменения. В ходе взаимодействия таких социальных институтов, как семья и дошкольное учреждение, важно дифференцированно подходить к каждой семье, изучать и учитывать социальный статус, микроклимат семьи. Важно насколько родители заинтересованы в воспитании детей.
Педагоги дошкольного учреждения должны признать, что родители – полноценные участники образовательных отношений, которым нужно оказывать педагогическую помощь. Педагогам стоит привлекать родителей к единству подходов к воспитанию, совместными усилиями раскрывать возможности и способности детей.
Для того чтобы сотрудничество происходило успешно, педагогам нужно учитывать принципы общения с семьями дошкольников:
- сотрудничество, основанное на взаимопонимании и взаимодоверии;
-предоставление родителям возможности знать, как проходит день ребёнка в детском саду, чем он занимается и как проходит его развитие;
- создание такой развивающей среды, при которой взрослые будут видеть, перенимать единые подходы к воспитанию и развитию личности дошкольника.
Современные дошкольные образовательные учреждения ведут работу с родителями по следующим направлениям:
‒ Внутри организации (информирование о работе учреждения, изучение особенностей воспитания в семье).
‒ За пределами организации (школы для родителей, лекции и т.д.) [5].
Для того чтобы рассказать родителям о работе детского сада, проводятся дни открытых дверей, мероприятия с приглашенными гостями, оформляются стенды. Актуальным направлением является сайты образовательных учреждений, на которых можно найти много полезной и интересной информации.
В современных условиях развития общества актуальным направлением является и работа педагога-психолога в дошкольном учреждении. Его задачей так же выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое понимается как создание педагогических, социальных и психологических условий. Оно имеет за цель успешную реализацию личностного потенциала отдельного ребёнка и детского коллектива в целом.
Одно из направлений сотрудничества – психологическое просвещение специалистами детского сада родителей. Если дошкольное учреждение ориентированно на повышение психологической культуры конкретно взятой семьи, то повышаются требования относительно уровня знаний об особенностях возрастного и индивидуального развития, о методах воспитания и обучения [1].
При реализации задачи педагогического просвещения родителей, педагога следует обогащать их конкретными, а не абстрактными, знаниями, которые можно использовать как руководство к действию.
При педагогическом просвещении родителей нужно также формировать у них элементы педагогической рефлексии. Это необходимо для того, чтобы родители умели самостоятельно оценить себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию со стороны ребёнка.
Итак, при работе с семьей крайне важно уходить от простого сосуществования к сотрудничеству, партнёрству. Нужно помнить, что на формирование психики ребёнка очень влияют и объем знаний, и ожидания, и взгляды родителей. Не стоит забывать учитывать представления родителей о развитии детей, корректировать их, воплощать совместно.
Родительские представления – это достаточно сложные, системно организованные и относительно устойчивые образования. «Родители не могут изменить верования и взгляды так же, как меняют старую одежду на новую» [3, с.72].Для осуществления более адекватной практики воспитания, нужна коррекция имеющихся знаний родителей.
Единственно правильная функция педагога дошкольного учреждения с семьей – поддержка родителей и их детей, оказание им необходимой помощи, широкое просвещение. Г.А. Широкова выделила факторы, которые позитивно влияют на эффективность взаимодействия педагогов и родителей:
-вера в необходимость совместных действий;
- повышение авторитета семьи;
- проведение профилактической работы;
-восприятие ошибок воспитания как возможностей для родителей;
-учёт интересов и запросов родителей;
- единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации и педагога-психолога;
- использование разнообразных методов работы с родителями;
- понимание родителями целей детского сада;
- создание в дошкольном учреждении обстановки взаимного доверия [2].
К негативным факторам, препятствующим взаимодействию специалистов детского сада с семьей, относят:
-непонимание родителями целей и установок дошкольного образовательного учреждения;
- непонимание родителями целей и особенностей деятельности педагогов;
- надежда на быстрый и легкодостижимый результат со стороны родителей;
-несистематичность в работе с родителями;
-отрыв деятельности педагогов от запросов родителей;
-приоритет стереотипов в поведении родителей, наличие личностных ограничений [5].
В Донецкой Народной Республике современными педагогами дошкольных учреждений всё чаще применяются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлекать семью в процесс обучения, развития и воспитания ребёнка.
Интерактивность означает способность к взаимодействию, умению находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия представляют собой диалог, благодаря которому осуществляется взаимодействие.
Характеристики «интерактива» следующие:
- форма организации, при которой отмечаются комфортные условия взаимодействия; воспитуемый чувствует себя успешным;
- все участники вовлечены в процесс познания;
- диалог ведёт к взаимодействию, взаимопониманию;
- каждому участнику предоставляется возможность внести индивидуальный вклад, обменяться знаниями, поделиться идеями;
- нет доминирования;
-создаются условия для формирования умения критически мыслить, рассуждать;
- участники учатся уважать чужое мнение, выслушивать других, делать обоснованные выводы;
- участнику даётся возможность, услышав доказательные аргументы других, изменить точку зрения [1].
Цели интерактивного взаимодействия могут быть следующие:
- поделиться опытом;
- прийти к общему мнению;
- формировать или развивать умения, навыки;
- вести диалог;
- изменить психологическую атмосферу.
Самой общей задачей педагога, который использует интерактивные технологии - направить и помочь в процессе обмена информацией.
Принципы интерактивных форм взаимодействия:
- согласованное взаимодействие;
- открытость и доверие;
- сотрудничество;
- активность и сознательность;
- воздействие на семью через ребёнка и на ребёнка через семью.
Концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:
- Процесс усвоения информации должен проходить в активном режиме, включать в себя проблемные ситуации.
- При интерактивном общении происходит умственное развитие.
- Обратная связь способствует повышению эффективности обмена информацией.
- Полученные знания должны применяться на практике [2].
Применяя интерактивные методы, можно значительно расширить воздействие педагога на родителей.
На сегодняшний день часто используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями. Они основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Новые формы взаимодействия помогают в реализации принципа партнерства, в ведении диалога.
Семейные клубы. Данная форма отличается от родительских собраний, так как уходит от назидательно-поучительной формы общения. Клуб характеризуется добровольным вступлением, личной заинтересованностью. Членов клуба объединяет проблема, поиски выхода из ситуации. Тематику встреч формулируют и запрашивают родители.
Дискуссия – важнейшая форма деятельности, которая стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объект дискуссии – неоднозначная проблема.
Различают такие формы дискуссии:
• круглый стол - участники могут обмениваться мнениями при условии полного равноправия;
• симпозиум - обсуждение проблемы, где участники выступают с докладами, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных сообщений представителей соперничающих сторон и опровержений. При организации дискуссии ведущий ориентирует участников на непредвзятое отношение к разным мнениям, формируя опыт конструктивного участия в обмене суждениями [5].
Интерактивная игра — это интервенция ведущего в групповую ситуацию в настоящий момент, которая структурирует активность членов группы в соответствии с целью. Упрощённый мир в интерактивной игре позволяет участникам лучше понять структуру, причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Так, можно с относительно малым риском научиться новым способам поведения.
Тематические акции представляют собой интерактивные формы работы с родителями, которые направлены на сотрудничество в решении проблем образования и воспитания детей, повышение ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основные цели акций - формирование системы педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в интересах развития личности ребёнка [3].
Итак, интерактивные формы взаимодействия представляют собой диалог, благодаря которому осуществляется взаимодействие. На сегодняшний день важно и необходимо использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями. Среди них: семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты, интерактивные игры, тематические акции. Все перечисленные формы нацелены на формирование системы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в интересах развития личности ребёнка. Это помогает организовать комфортный процесс развития детей дома и в детском саду.
Библиографический список
- Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
- Биккулова, Ю. Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников / Ю. Б. Биккулова // Преемственность в образовании. — 2016. — № 3. — С. 12—16.
- Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2017. — № 1 (30). — С. 62—65.
- Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
- Шапоренко, Я. Ф. Формы взаимодействия с семьёй в дошкольном учреждении: методические рекомендации / Н.Ф. Шапоренко. — М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 200 с.