Тема: Путешествие в зимний лес.
Группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Тип коррекционно-развивающей деятельности: комплексная.
Вид: занятие-путешествие.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Цель: уточнить и систематизировать представления детей по теме «Зима».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима»;
- закрепление обобщающих понятий по теме «Зимующие птицы», «Дикие животные»;
- совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами –онок, -енок), составление предложений с опорой на картинку;
- закрепление навыка порядкового счета;
- совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку;
- уточнение знаний о геометрических фигурах;
- закрепление умение ориентироваться в пространстве;
- профилактика нарушений письменной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие навыков фонематических дифференцировок;
- развитие зрительного внимания и гнозиса;
- развитие четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие музыкального слуха;
- развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
- развитие чувства ритма;
- развитие тонкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества;
- воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительна работа: чтение произведений, заучивание стихов, пословиц и поговорок о весне, загадывание загадок, беседа о диких животных, зимующих птицах, рассматривание картин.
Оборудование: синтезатор, мультимедийное оборудование, презентация, сюжетные картинки по теме «Зима», предметные картинки (зимующие и перелетные птицы), льдинки («полубуквы»), набор геометрических фигур, су-джоки, ребристая доска, ваза, цветы с бутонами красного и голубого цвета.
Ход деятельности
I этап. Организационный момент
Логопед: Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с ними! А теперь все глазки на меня!
Логопед: Ребята скажите пожалуйста, какое время года наступило? (Наступила зима). После какого времени года пришла зима? ( Зима пришла после осени). Какой месяц за окном? (За окном месяц декабрь) А как называют его в народе?. А почему его так называют? (Повсюду снег). А какие еще весенние словечки вы знаете?. Молодцы ребята, вы назвали много красивых зимних слова, но чтобы узнать о долгожданной зиме еще больше я предлагаю вам сегодня отправиться на прогулку в зимний лес. Хотите отправиться в зимний лес? А чтобы дорога была веселей предлагаю вспомнить зимнюю песенку.
Дети под музыкальное сопровождение музыкального руководителя, выполняют движение с речевым сопровождением):
Будем по лесу гулять
Свежим воздухом дышать (руки вверх – вдох через нос, руки вниз- выдох через рот).
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем (бег на носочках)
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдем (ходьба с высоким подниманием колен)
Вот и елки на пути
Нам их нужно обойти (бег змейкой)
За зимою вслед пойдем
Хоровод мы заведем (ходьба по кругу взявшись за руки).
Дети исполняют Зимний хоровод(совместно с музыкальным руководителем).
Логопед: Ребята вот мы и незаметили как оказались в зимнем лесу, только мне кажется, что мы заблудились. А что нужно сделать, если вы заблудились в лесу? (Кричать АУ).
Логопед: Правильно крикнуть громко АУ. А сколько всего звуков нужно произнести? ( Всего 2 звука). А какой первый звук? ( Звук [а]) А какой второй звук? (Звук [у]). А теперь громко крикнем все вместе АУ.
Появляется Лесная Фея (воспитатель).
Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Я так рада вас видеть! Ведь всю зиму ко мне никто не приходил в гости. Мне было очень грустно, но ваша весенняя песенка меня порадовала. А почему вы теперь такие грустные, что у вас случилось?
Логопед: Мы заблудились в вашем лесу. Уважаемая Лесная Фея, помогите нам, пожалуйста, найти дорогу домой!
Лесная Фея: Не расстраивайтесь, я вас провожу по лесу и помогу вернуться домой, но сначала я хочу с вами поиграть! Согласны играть со мной и выполнять мои задания? (Да)
II этап. Основная часть
1. Игровой упражнение «Помоги найти детенышей
Лесная Фея: Ой, ребята посмотрите, кто это? (Это дикие животные?) А почему их так называют? (Потому что они сами себе добывают пищу и сами строят жилище). Назовите, каких диких животных вы видите? (белку, ежа, зайца, медведя). А что происходит в жизни диких животных зимой?
Лесная Фея: Сегодня в лесу случилась беда, дикие животные потеряли своих детенышей. Помогите их найти. Скажите, кто кого ищет?
Кого ищет белка? – Белка ищет бельчонка.
Кого ищет лиса? – Лиса ищет лисенка.
Кого ищет влчица?- Волчица ищет волчонка.
Кого ищет зайчиха? – Зайчиха ищет зайчонка.
Кого ищет медведица? – Медведица ищет медвежонка.
Кого ищет ежиха? – Ежиха ищет ежонка.
Логопед: Ребята, посмотрите, я нашла маленьких ежат, но они совсем замерзли, давайте их согреем (массаж рук с помощью су-джоков).
Вот колючий ежик.
Он без ручек и без ножек.
Ежик круглый и упругий.
Он катается по кругу.
Лесная Фея: Посмотрите, как много птиц прилетело…А вы узнали этих птиц? Давайте отберем только зимующих птиц и посадим их на ветку
Лесная Фея: А почему их так называют? А какая птица улетает первой? Как про нее говорят в народе?
Игровой упражнение «Какая птица по – счету?» (5 минут)
Лесная Фея: Назовите, какая птица первая по – счету? Назовите третью птицу по счету? Назовите пятую птицу по счету? Какая птица сидит за воробьем? Какая птица сидит перед снегирем? Какая птица сидит между дятлом?
Лесная Фея: Молодцы, ребята! Идем дальше!
III этап. Заключительная часть (2 минуты)
Лесная Фея: Молодцы, ребята! Вы очень многое знаете, с вами было очень интересно играть! Посмотрите, мы с вами играли и даже не заметили, что вернулись к вам в детский сад! Вам понравилось у меня в лесу? А что понравилось больше всего?
Лесная Фея: Вот настало время нам прощаться. Если вам понравилась наша встреча и у вас радостное хорошее настроение, вы должны взять и поставить в вазу ярко-красный цветок, если не понравилось и у вас грустное настроение, то вы поставите светло-голубой цветок.
Спасибо ребята! До свидания! До скорых встреч!