1 января 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются главным условием развития североамериканского хозяйственного комплекса.
Первые официальные действия, направленные на ускорение интеграционных процессов в Северной Америке, начались с реализации плана Эббота. Его целью было направить инвестиции США в ведущие секторы канадской экономики. Этот план был принят в 1947 году.
Затем, в 1959 году, США и Канада подписали соглашение о совместном военном производстве, что способствовало внедрению американских стандартов в канадское военное производство. Начало следующего этапа развития двусторонних отношений началось в 1965 г. с соглашения между США и Канадой о либерализации торговли продукцией машиностроения, что, в свою очередь, способствовало интеграции и других отраслей. Профсоюз США с Канадой и Мексикой был активно инициирован Вашингтоном в конце 1970-х гг. Сначала речь шла только об оформлении энергетического союза трех стран.
Конгресс Соединенных Штатов принял Закон о торговых соглашениях 1979 года, разрешающий президенту Соединенных Штатов создать Североамериканскую зону свободной торговли. В 1980-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш выразили поддержку долгосрочному обеспечению свободной торговли в Северной Америке.
После трех лет трудных переговоров в сентябре 1988 года было подписано Соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой, предусматривающее 10-летнее соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой.
В конце 1980-х гг. изменение политической и экономической ситуации в мире, активизация интеграционных процессов в Европе и Азии, Тихоокеанском регионе, усиление конкуренции со стороны Японии, социально-экономические реформы в странах Латинской Америки, экономическая взаимозависимости США, Канады и Мексики. Он поставил вопрос о необходимости «перебазирования» американского бизнеса в Западное полушарие и, в конечном счете, о создании Североамериканской зоны свободной торговли.
Североамериканское соглашение должно было увеличить мощь Соединенных Штатов не только в экономическом, но и в геополитическом плане. Это ключевая часть будущей политики Соединенных Штатов, направленная на достижение следующих широких целей: свободное движение американских товаров и услуг; открытый доступ к американским инвестициям; защищать права интеллектуальной собственности; повышение конкурентоспособности; Использование преимуществ высоких технологий США и инвестиций в регион за счет сочетания дешевой рабочей силы Мексики и дешевых природных ресурсов обеих соседних стран.
Мексике успешная реализация экономических реформ НАФТА была необходима для модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависящей от экспорта нефти, но сегодня она стала экспортером промышленной продукции, что обеспечивает надежный экономический рост.
В ходе переговоров Мексика хотела обеспечить себе доступ к основным мировым рынкам, увеличить инвестиционные потоки и снизить степень защиты рынка США. Участие Канады в переговорах открывает новые экспортные рынки и возможности прямых иностранных инвестиций для Мексики. Кроме того, создание зоны свободной торговли может создать благоприятные условия для безопасных инвестиций в Мексике. Это позволило бы вкладывать инвестиции из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении соглашения заключается не только в сохранении ценностей зоны свободной торговли, но также зависит от реструктуризации некоторых ее положений, помимо обеспечения безопасного размещения ее товаров на мексиканском рынке, и в будущее на быстрорастущих рынках стран Латинской Америки зависит от выполнения
НАФТА — первое соглашение между развивающейся страной и двумя развитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на их долю приходится 85% валового внутреннего продукта и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, а Мексика не входит даже в первую десятку. В то же время несбалансированность взаимодействия обусловлена слабыми интеграционными связями Канады и Мексики и доминирующим положением США. Эти обстоятельства отличают НАФТА от других интеграционных групп.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 2, 2022.