Интеграционное движение в Латинской Америке началось в 1960-х годах, когда было подписано соглашение о создании трех блоков. Первым интеграционным объединением стала Латиноамериканская зона свободной торговли (ЛАЭС), которая была создана в рамках Соглашения Монтевидео. Его целью было создание зоны свободной торговли в Западном полушарии. В него вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. В эту группу вошли 85% стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это крупные и средние страны по размеру ВВП. Они преследовали чисто экономические цели, а именно индустриализацию и регулирование экономики, и расширение рынков сбыта. Разница на высшем уровне между странами не позволила полностью реализовать проект. В ее границах была установлена система взаимных торговых льгот, основу которой составляют товары, не подлежащие взаимному вывозу.
Спустя 20 лет (в 1980 г.) ЛАЭС стала называться Латиноамериканской интеграцией (ЛАИ) — более мягкое, упрощенное соглашение, допускавшее торговые соглашения между партнерами, но не создававшее зону свободной торговли. В рамках ЛАИ существовали двусторонние соглашения в виде перечня товаров со 100% тарифными уступками. На определенном этапе LAI неуклонно способствовал экономической интеграции Латинской Америки.
Вторая латиноамериканская интеграционная группа была создана в 1960 г. Центральноамериканским рынком был MAUB, в который входили 5 стран: Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика. Страны-участницы хотели создать таможенный союз, но дошли только до зоны преференциальной торговли. В первые годы работы МАУБ снижение тарифов способствовало увеличению взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в общем объеме торговли снизилась. Всего за период с 1990 по 2002 год взаимный экспорт группы увеличился с 667 миллионов долларов до 2 598 миллионов долларов. В 2000 году страны ввели единый таможенный тариф с пошлинами от 0 до 15%. В то же время активизировалось движение МАУБ по созданию зоны свободной торговли с другими странами, США и Доминиканской Республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000 году. Имеются соглашения о создании двусторонних торговых зон – между Никарагуа и Мексикой (1997 г.) и между Коста-Рикой и Мексикой (1994 г.).
Третья группировка в регионе объединила страны карибских вод. В 1968 году была создана Организация восточнокарибских государств (КАРИКОМ). В него входят 14 штатов. Сегодня КАРИКОМ представляет собой таможенный союз.
Другой лидирующей группировкой является Андский союз (1969 г.), в который входят 5 стран (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла). На рубеже двух столетий эта экономическая интеграция достигла уровня таможенного союза.
В отличие от других регионов развивающегося мира страны Латинской Америки начали освобождаться от колониальной зависимости в 19 в. Экономическая история стран Латинской Америки повлияла на их экономическую структуру. Его основу составляет добыча минерального сырья и производство продукции тропического земледелия, а также налаживание торговых отношений со странами бывшего приграничья. Экономика многих стран попала в зависимость от структурных изменений на мировых рынках.
Современные интеграционные движения в Латинской Америке происходят в рамках принципа «Открытого региона». Впервые он был одобрен в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1992 году.
В 1994 году была разработана концепция «Открытого региона», в основе которой 9 направлений:
1. Проведение отраслевой либерализации рынка товаров и услуг, различающихся по времени для разных стран;
2. Провести масштабную либерализацию рынков на основе участия большего числа стран, в первую очередь традиционных партнеров;
3. Обеспечение достоверности и прозрачности выпуска в соответствии с нормами ВОЗ;
4. В целях защиты народного хозяйства следует применять умеренные защитные меры против третьих стран и постепенно переходить к общеиностранным тарифам;
5. Снизить издержки операций по банковским счетам между государствами и внутри каждого государства, обеспечить обменность национальных валют, заключить платежные соглашения;
6. Содействие трансферу технологий на основе заключения косвенных договоров;
7. Разработка специальных мер по адаптации экономически слаборазвитых стран и регионов, в том числе налоговых льгот по привлечению инвестиций за счет снижения ограничений;
8. Разработать специальные институциональные рамки для участия общественности.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 1, 2019.