Научные материалы известных ученых Востока и Запада, касающиеся творчества Абусаид убедительно указывают на то огромное влияние , которое он оказал на развитие всей мировой культуры. Будучи универсальным ученым, он профессионально разбирался в вопросах медицины, математики, естествознания, астрономии, одновременно являясь широко известным религиозным деятелем своего времени. Он сыграл большую роль в нравственном воспитании молодежи.
Люди считали, что если Ибн Сина лечил тело человека, то Мяне баба лечил и наполнял верой душу человека. Все, кто писал об Мяне баба , говорили о его высоких нравственных качествах : исключительная человечность, доброжелательность, скромность, порядочность.
Великий туркменский поет Махтумкули, исследуя творчество Абусаида , ставил его в один ряд с такими известными восточными поэтами, как Омар Хайям, Хемедани, Фирдоуси, Низами , Хафиз Первани, Желаледдин Руми. Сам Махтумкули в одном из своих стихотворений признавался, что был бы рад , если бы его имя тоже оказалось в этом перечне великих поэтов.
Перу Абусаида принадлежат более 720 рубаи и другие стихотвореные произведения разных форм. Он пользовался непререкаемым авторитетом у своих современников: ученых и правителей.
Как известно, Абусаид Абулхайр родился в Мехне в 967 году. Начальное образование он получил здесь же. Первым учителем Абусаида был его отец. Затем в юношеском возрасте он отправился в Мерв, бывший в то время одним из центров науки и культуры для продолжения своего обучения. В Мерве Абусаид в течение пяти лет обучался законам шариата у Абу Абдулла Хизри, затем после его смерти стал учеником Абу Бакра Каффала Мервези. Полагают, что Абусаид обучался в Мерве приблизительно в 979-989 гг.
Абусаид Абулхайр – туркменский философ X века, оставил неизгладимый след в культурном наследии народа. Великий поэт и прорицатель Абусаид Абулхайр Мянели был известным человеком своего времени. Благодаря своему отцу Абусаид Абулхайр стал ученым. Его отец Абулхайр был знахарем и содержал аптеку. Отец великого ученого Абылхайыр был близким другом правителя государства Газналы, на воротах дворца правителя он изобразил одержанные Махмудом Газналы победы. Он питал глубокое уважение к султану и увековечил его имя в узорах на стенах дворца Мяне. Здесь же он изобразил приближенных султана, его коней и слонов.
Его отец в свое время был известным ученым в городе и дал сыну хорошее воспитание. Абусаид мянели до конца своей жизни с уважением вспоминал отца.
“Асрар – ат- Тоухид “ – это сокровищница рассказов, которая включает в себе этикет, обычаии , традиции, верования, убеждения, экономическое, политическое и социально-культурное положение средневекового общества. Это вечное творение является зеркалом событий, которые пережили Нищапур и мяне благодаря присутствию великого шейха.
Великий восточный мыслитель Абусаид Абулхайр в своих рубаи, которые являются подлинным сокровищем его литературного творчества, говорит о разных путях теософии. Важнейшим и основным из них является образ красоты, описываемый мыслителем.
В рубаи мяне баба встречается такое слово “зеркало ” как вещественное зеркало, как вид зеркала, которое является одним из средств отображения красоты.
Изучение литературных произведений и рукописей, в которых упоминается имя великого мыслителя Востока Абусаид Абулхайр, известного как Мяне- баба , необходимо для того, чтобы лучше понять его творчество, оставленный им след в мировой науке.
Абусаид Абулхайр проповедовал гуманистические идеи. проникновенные рубаи, созданные шейхом и поэтому Абусаид Абулхайр неразрывно связан с судьбой народа, и в них проповедуются порядочность, честность, добросердечность.
Библиографический список
- Гурбангулы Бердимухамедов. “Знания – это счастье, вдохновение, успех.” –Ашхабад,2014.
- Гурбангулы Бердимухамедов. “Туркменистан-сердца великого шелкового пути.” Ашхабад, 2008.
- Абусагыт Абылхайр – великий мудрец востока” Ашхабат, 2007.
- Мухаммет ибн Муневвир Мянели ”Рассказы о случаях и чудесах Мяне Баба” Ашхабат, 2005.
- Гурбангозел Комекова, Аннадурдиев.”Рубаи Мяне Баба” Ашхабат, 2012.