ГОЛОСИСТОЕ ЭХО ПРОШЛОГО

Худайназаров Велидат1, Бердыева Мяхри2
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, старший преподаватель факультета романо-германских и восточных языков
2Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель факультета романо-германских и восточных языков

Аннотация
Одной из древнейших культур, зародившихся на туркменской земле, является культура земледелия. С развитием общественного сознания возникли и материальные основы жизни. Источники и реки, стекающие с горы, создавали благоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Худайназаров В., Бердыева М. Голосистое эхо прошлого // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/55134 (дата обращения: 21.02.2024).

В наш новый исторический период город Анау как и другие уголки нашей страны  претерпел замечательные преобразования. В результате неустанных усилий нашего Героя -Аркадага  и Уважаемого Президента в упомянутом городе за короткий исторический период были построены современные здания, в том числе жилые, социально-культурные, спортивные и многие другие промышленные предприятия .

На  2024 год город Анау был объявлен «культурной столицей тюркского мира». Это историческое решение было принято на очередном заседании Постоянного совета Международной организации турецкой культуры (ТЮРКСОЙ), состоявшемся в Турции городе  Бурсе.

Одной из древнейших культур, зародившихся на туркменской земле, является культура земледелия. С развитием общественного сознания возникли и материальные основы жизни. Источники и реки, стекающие с горы, создавали благоприятные условия для развития сельского хозяйства. При регулярном и правильном поливе можно было получить обильный урожай с сельхозугодий, не расходуя много воды. Эти условия открыли путь для установления оседлости на юге Туркменистана и занятия земледелием. В результате научных исследований один из памятников, относящийся к периоду неолита 6-го тысячелетия до н.э., был связан с памятником Джейтун и получил название «Джейтунская культура». Период неолита известен своими всемирно известными открытиями, такими как выращивание ячменя и пшеницы, строительство глинобитных домов и создание гончарных изделий. В эпоху энеолита, в V-IV тыс. до н.э., территория у подножия Копетдага оказалась центром земледельческой культуры. Эта культура была обнаружена профессором института Карнеги в Вашингтоне  Рафаэлем Пампелли в 1904 году в результате археологических раскопок, проведенных в древнем Энее. Эти раскопки показали, что на холме к северу от Анау было два культурных слоя. Термин «Анауская культура» впервые был введен в научный оборот в двухтомнике «Исследования в Туркестане» и «Древнее развитие Анау», изданном в Вашингтоне в 1908 году Рафаэлем Пампелли. Таким образом, культура Aнау приобрела всемирную популярность. В своём развитии Анауская культура прошла несколько стадий-периодов. Среди них наиболее очевидны особенности гончарного искусства. Северный холм Анау является одним из наиболее изученных памятников. Раскопки показали, что основу экономики того времени составляли земледелие и животноводство, которые обеспечивали основную часть продовольственного снабжения. Действительно, во времена Анауской культуры земледелие и животноводство развивали традиции, созданные Джейтунской культурой. Орошаемое земледелие велось с использованием приливной воды из горных ручьев и родников. Восточное  население собралось в районе полноводных рек Манечай и Чачечай. Во второй половине V тысячелетия до н.э. началось заселение берегов реки Теджен. Отсутствие осадков способствовало развитию первых способов искусственного орошения, строительству сооружений прудового типа на ручьях в предгорьях. В связи с этим были созданы благоприятные условия для села Гоксюйри, расположенного на берегу притока реки Теджен. Земледелие было надежной основой культурного прогресса. Белая пшеница и двухрядный ячмень были основными посевами в Анау, Алтындепе, Йылгынлыдепе, Гоксюйре, которые считаются памятниками, относящимися к IV-III тысячелетиям до нашей эры. Саразмский памятник, относящийся ко II тысячелетию до н.э., характерный для южного Туркменистана, в IV-III тысячелетии до нашей эры был обнаружен в Таджикистане рядом с памятником Пенджикент. Таджикский археолог А. Исаков в своих статьях упоминает о сходстве находок из Саразма с находками комплекса памятников Гоксуйри в Туркмении и о влиянии Анауской культуры на Саразм.  Обнаруженные памятники и находки дают основание считать Туркменистан самостоятельным центром древних культур. Как мы знаем, наши предки с давних времен накопили богатый опыт земледелия и оттачивали свое ремесло. Сейчас наш народ восстанавливает и развивает свои древние земледельческие традиции. Остатки такого здания, известного в народе как мечеть Сейита Джемаледдина, находятся на востоке поселка Анау. Археологические данные позволили ввести в научный оборот памятники эпохи энеолита Южного Туркменистана под названием «Анауская культура». Комплекс состоит из четырех зданий – мечети, мавзолея  и двух домов с высоким сводчатым залом. Этот комплекс функционировал как мечеть, кладбище, медресе и ханака. На персидском Анау означает новая вода, т. е. “ab nu”.Начало изучения мечети в Анау было положено Жуковским  в 1886 году. В 1904 году руины были раскопаны американской экспедицией Р. Помпелли. В последующем году А.А. Семенов опубликовал краткое описание мечети и приглашение изучать её. В 1920-е годы А.А. Карелин и В.Р. Трипольский исследовали причины деформации и разрушения, а инженером  С.С. И Скляровским был выдвинут чертёж работы. Консервацию памятника в разное время проводили В.Р. Трипольский и Н.М. Бачинский. В 1947 году под руководством М.Й.Массона  археологическая экспедиция Южного Туркменистана провела глубокое и всестороннее изучение комплекса в результате которого появились многие статьи и  обширная монография Г.А.Пугаченковой (1959 г.), в которой над порталом мечети упоминается имя султана Абул-Касым-Бабира (1446-1457 гг.), правителя Хорасана. Надпись на нем гласит: «Сие сооружение соотворилось во времена правления великого султана, хозяина своего народа, защитника стран и веков Абул-Касым-Баир Бахадур-хана, да увековечит его власть Сам Всевышний и царство его навеки.» сообщается, что он построил памятник своему отцу Джемал-эд-дунья-ва-д-дин на собственные средства в 1455-1456 гг. Построенная из кирпича мечеть богато украшена керамической мозаикой и глазурью.

Это здание, известное как мечеть Сейтджемаледдина, действительно представляет собой очень сложное сооружение, выполнявшее функции мечети, кладбища, медресе и ханаки.

Легенда:

Ещё в древности сложилась легенда, объясняющая появление такого сооружения. В ней говорится:

«Давным-давно у основания крепостной стены города было посажено дерево, и к нему был подвешен большой колокол. Каждый путник, попавший в беду, звонил в колокол.Таким образом он предупреждал жителей города о навалившейся на него беде и просил о помощи. Однажды, когда страной правила справедливая и разумная  Джамал, люди услышали громкий и бешеный звон колокола. Бросившись к воротам, они увидели огромного, распластавшегося дракона, звонящего в колокол. Он будто  хотел что-то сказать указывая на гору, а затем пополз к двум мужчинам стоящим в толпе с кинжалами в руках. Предупредив о чём-то, дракон пополз в сторону горы. Королева Джамал приказала мастерам следовать за драконом. Когда они подошли к горе,то увидели другого дракона, лежащего в мучении от сильной боли, который проглотил живьем большого горного козла, но его вьющиеся большие рога застряли в горле дракона. Но бесстрашные мужчины вошли в зияющую пасть дракона, срезали ножом горному козлу рога и разрезали козье мясо на куски. Так они избавили дракона от мучений. После этого первый дракон пополз к реке, полной сокровищ, и разрешил им взять всё, что им нужно, и то, что они могут унести.

На следующее утро горожан снова разбудил звон колокола. Когда они вышли из замка, то увидели двух драконов, которые принесли много золота и драгоценных камней. Они оставили эти драгоценности перед правительницей и вернулись на гору. На эти драгоценности Джамал приказала построить  большую мечеть, а на ее алтаре  нарисовать изображения драконов, которые их пожертвовали. «В легендах драконы изображаются существами-хранителями жителей Анау, и их изображения охраняли «Дом Красоты», как говорится в надписи на рухнувшей мечети».

Наш Уважаемый Президент проводит большую работу по пропаганде в мире туркменского Алабая, который является нашим символом. Желаем ему крепкого здоровья и успехов во всех его начинаниях.


Библиографический список
  1. Гурбангулы Бердимухамедов. “Знания – это счастье, вдохновение, успех.” – Ашхабад,2014.
  2. Гурбангулы Бердимухамедов. “Туркменистан – сердце великого шелкового пути.” Ашхабад, 2008.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: