ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ С ТНР

Томаровская Ирина Александровна1, Телепнева Наталья Александровна1, Широбокова Татьяна Николаевна1
1МДОУ "Детский сад №15 п.Разумное "Тропинка детства", Белгородская область

Аннотация
В статье раскрываются коррекционно-педагогические условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе использования методов ТРИЗ-технологий. Сформулированы цели и задачи ТРИЗ-технолоий в коррекционно-разивающей деятельности для детей с ОНР. Описываются специальные методики ТРИЗ-технологий, где за основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Томаровская И.А., Телепнева Н.А., Широбокова Т.Н. Триз-технология как одна из форм коррекционно-развивающей деятельности в развитии связной речи детей у детей с ТНР // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/55130 (дата обращения: 29.02.2024).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Формирование  и развитие  связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)  является одной  из основных задач  в обучении и воспитании детей данной категории. В первую очередь это  определяется распространенностью данной структуры речевого нарушения  среди дошкольников, а  также   тем, что степень сформированности связной речи является одним из значимых критериев готовности детей к обучению в школе.

Обучение полноценным рассуждениям,  формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста детей с ОНР, которые, как показывает практика  возможно эффективно развивать через использование ТРИЗ-технологий  [1, с. 45] .

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер.  В последствии данная технология была адаптирована  к дошкольному возрасту   А.М. Страунинг и  на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения [1, с. 5] .

В настоящее время приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в коррекции речевых нарушений,   для повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и диалектического мышления.

Основными целями теории решения изобретательских задач для дошкольников с ОНР  является формирование и развитие связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности  [5, с. 21.].

О.В. Серегина считает, что достижению этих целей способствует решение следующих задач [4, с.52].

1) осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

2) придание занятиям коррекционно-комплексного характера;

3) воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;

4) развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.

При  использовании ТРИЗ-технологий  основная задача состоит в том, чтобы  не давать детям готовые знания, а  учить ее находить. За основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Рассмотрим несколько специальных ТРИЗ-методик для развития связной речи детей с ОНР.

«Моделирование сказок».  Данная методика направлена, сначала на то, чтобы  обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого-то еще, а черный он, потому что тот, кто в нем живет – злой…).

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее.

«Коллаж из сказок». Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Например, педагог  говорит: «Карабас-Барабас встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку».

Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства,  которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, в сказке «Гуси – лебеди» дается новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. «Волк и семеро козлят»: волку мешает лиса, которая зовет его на свой день рождения. А в «Сказке о рыбаке и рыбке» рыбка захотела сама встретиться со старухой.

Метод «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог  говорит детям: «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Предложите свои варианты спасения котенка».

Метод «Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Крошечка – Хаврошечка» превращается в сказку по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи  у дошкольников с ОНР могут стать  методы теории решения изобретательских задач. Внедрение   специальных  ТРИЗ-методик  помогают  педагогам организовать систему коррекционно-развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. В результате чего, речь  детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы  решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.


Библиографический список
  1. Артемьева О.И. Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14711/
  2. Глухов  В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием  / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002. – 144 с.
  3. Корзун  А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики / А.В. Корзун // Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики: материалы научно-практической конференции. –  Саратов, 2004. – URL: http://www.trizminsk.Org/e/233007.htm
  4. Серегина О.В. Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования речи у детей с ОНР / О. В. Серегина // Логопедия сегодня. – 2011. – № 02. – С. 52 – 56.
  5. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, 2004. – 59 с.


Все статьи автора «Томаровская Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: