Роль маркетинга в деятельности турфирмы чрезвычайно важна, так как он позволяет организации наиболее эффективно и результативно организовывать производство и сбыт туристических услуг.
Турфирмы, которые верно оценивают степень важности маркетинга и уделяют время тщательной разработке маркетинговой стратегии, значительно лучше могут ориентироваться на рынке. Например, в вопросах объёма и качества услуг.
Стратегия маркетинга представляет собой целый комплекс мероприятий, нацеленных на более точное попадание в интересы своих потребителей.
Сначала проводится реализация стратегии на практике, которая обладает перспективным характером. Иначе говоря, тактика фирмы строго следует её маркетинговой стратегии.
Ключевым фактором развития является совместная работа по стратегическому планированию с анализом маркетинговой информации. Благодаря такой работе турфирмы может улавливать все новые экономические тенденции, структурные сдвиги и даже изменения в психологии человеческих масс.
Выбор направлений работы турфирмы на долгий срок и вариантов экономического развития – это база стратегического планирования и разработки концепция маркетинга.
Определение долгосрочных направлений деятельности компании, выбор конкретного варианта экономического роста является основной не только стратегического планирования, но и разработки концепций маркетинга.
Планирование маркетинговой стратегии должно основываться на:
- оценке перспектив в области политики ;
- новых технологиях;
- опираться на современные методы прогнозирования и анализа;
- отслеживании новых тенденций;
- выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства фирмы [1].
Чтобы грамотно сформулировать и принять план-стратегию маркеинга необходимо провести анализ конъюктуры фирмы и сформировать прогнозы на будущее. Однако существуют факторы, которые мешают составлению верных прогнозов. Среди них можно выделить нестабильность экономического развития, постоянно меняющиеся условия на рынке и многое другое.
Для формирования стратегии маркетинга турфирмы часто используют SWOT-анализ, который представляет собой анализ различных сторон фиры. Также он помогает при поиске её возможностей и потенциальных угроз. SWOT-анализ отражают через таблицу или матрицу со списком возможных факторов.
Успех туристской организации напрямую зависит от его конкурентов, ведь именно благодаря анализу конкурентов турфирма может узнать свои слабости и преимущества.
Благодаря SWOT-анализу турфирмы может объективно и наиболее полно оценить свою позицию на туристическом рынке.
Чтобы сформулировать свою конкурентную стратегию необходимо знать о своих конкурентах как можно больше. Судя по многолетней практике, турфирме нужна примерно следующие позиции информации.
Позиции организации, зависящие от конкурентов:
- планирование товаров и услуг
- ценовая политика
- структура затрат
- новые технологии
- оборот
- практика финансирования
- оплата труда
- стратегия реализации.
Главная функция анализа конкурентной ситуации в плане выбора состоит в том, чтобы выявить свои решающие преимущества, последовательно использовать их в рыночной деятельности. Важно, важно чтобы стратегические преимущества обеспечивались бы в основном наиболее важными для клиентуры параметрами.
Также очень важно регулярно следить за конкурентами, это может помочь во многих аспектах.
Как может помочь наблюдение за конкурентами
- более адекватно оценивать собственные успехи фирмы
- легче определять приоритетные направления использования ресурсов
- оперативно реагировать на меры с их стороны
- укреплять позиции предприятия на рынке в рамках «наступательной» стратегии[2].
Таким образом, мы проанализировали место и роль маркетинга в разработке стратегии развития организации.
Маркетинг в сфере туризма мало чем отличается от маркетинга в других сферах: например, различные маркетинговые стратегии можно применять и там, и там. Стратегии маркетинговой деятельности детализируют стратегии развития компании в целом, последние выявляются и анализируются в стратегическом планировании компании. Далее, из общих стратегий компании вытекают общие маркетинговые стратегии по отношению к конкретным рынкам[3].
Общие маркетинговые стратегии по отношению к конкретным рынкам:
- расширение существующих рынков
- проникновение на новые рынки
- поддержание уровня сбыта на существующих рынках
- концентрация усилий на меньшем числе рынков
- уход с рынка.
В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий.
Рыночные стратегии:
- Стратегия завоевания или расширения доли рынка
- Стратегия инноваций
- Стратегия снижения издержек производства
- Стратегия индивидуализации потребителя
- Стратегия дифференциации продукции
- Стратегия выжидания.
Исходя из выбранной общей стратегии деятельности на рынке, с учетом конкретной ситуации, сложившейся на данном рынке, уровня конкурентной борьбы выбирается маркетинговая стратегия по отношению к продукту. В этой области можно выделить несколько стратегий.
Стратегии отношения к продукту:
- Стратегия дифференциации
- Стратегия лидерства по полным затратам
- Стратегия специализации или фокусировки
- Стратегия диверсификации
- Стратегия расширения областей использования продукта.
Выбранная общая стратегия маркетинговой деятельности может быть конкретизирована с точки зрения выбора оптимального комплекса маркетинга, отдельных его элементов (стратегии в области ценообразования, продвижения продуктов и т.д.). Важным моментом является выбор факторов и параметров, изменение которых предопределяет изменение маркетинговых стратегий (действия конкурентов, величина прибыли и т.п.) [4].
Таким образом, мы рассмотрели особенности маркетинга в сфере туризма.
Библиографический список
- Алексунин, В. А. Маркетинг: учебник [Текст] / В. А. Алексунин. – М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.
- Миллер, А. Реклама: энциклопедия для всех [Текст] / А. Миллер. – М.: Вершина, 2011. – 252 с.
- Баумгартен, Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. [Текст] / Л.В. Баумгартен. – М.: Академия, 2007, – 352 с.