ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

Хорькова Лидия Вячеславовна1, Уверская Вера Юрьевна2
1Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский педагогический колледж», к.п.н., методист
2Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский педагогический колледж», заведующий отделением

Аннотация
В статье рассматриваются особенности сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебно-профессиональном становлении.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хорькова Л.В., Уверская В.Ю. Особенности сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебно-профессиональном становлении // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/55062 (дата обращения: 27.02.2024).

В соответствии с современной государственной политикой РФ осуществляется реализация права каждого на получение образования, независимо от ограничений жизнедеятельности и особых образовательных потребностей.   Согласно разработанным и утвержденным требованиям,  методическим рекомендациям, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться образовательной организацией с учетом особенностей их  психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Для  обоснования особенностей опыта работы со студентами, имеющими нарушения зрения, педагогический коллектив  ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж»  представляет   реализуемые различные виды сопровождения: организационное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, техническое сопровождение, социальное сопровождение, тьюторское сопровождение.

Анализ образовательных ситуаций подтверждает, что в колледже осуществлен переход  от медицинской модели к «социальной»  модели обучения.  Это выражено в новом смысловом центре в обучении студентов данной категории: педагогический коллектив делает акцент не только на формирование общих и профессиональных компетенций. Особое внимание при взаимодействии с данной категорией обучающихся преподаватели колледжа обращают   на их личностное и социально-эмоциональное развитие, формирование самосознания, сознательной регуляции поведения не только на уровне студенческой группы, колледжа, но и в социуме.

Содержательные аспекты реализуемой социальной модели обучения студентов колледжа с нарушениями зрения   представлены   на основе ранее указанных видов сопровождения. Организационное сопровождение осуществляется на управленческом уровне во взаимодействии всех структурных подразделений колледжа для повышения эффективности решения актуальных проблем обучения, воспитания и развития данной категории обучающихся. Техническое сопровождение не является неизменным, специальное оборудование постоянно пополняется, что во многом зависит от разновидностей физических недостатков обучающихся с нарушением зрения.

С учетом особенностей познавательной деятельности студентов с нарушениями зрения преподаватели   колледжа в их обучении  используют специальные технические средства (видеоувеличители, аудиооборудование для прослушивания, обеспечивающие поступление информации по сохранным каналам восприятия и другое), делают упор на словесно-логическую память,   снижают формальное усвоение учебной информации,   уточняют образы для лучшего усвоения материала,   обосновывают значимость информации для последующей профессиональной деятельности,  увеличивают количество повторений  и тренировок,  дают больше времени для выполнения заданий с учетом замедленности темпа  их  работы. При работе со студентами, имеющими нарушения зрительной функции они  изначально  учитывают их деление на слепых и слабовидящих с разной степенью слабовидения (тяжелая, средняя, слабая). Преподаватели рекомендуют  обращать особое внимание  на целый ряд выявленных ими особенностей познавательных процессов данной категории обучающихся.

Психолого-педагогическое, социальное и тьюторское  сопровождение  реализуют  ряд специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, заведующий отделением, классные руководители, тьютор. Преподавателями колледжа в учебно-профессиональном взаимодействии  учитывается, что включенность в образовательный процесс  студентов  с  нарушениями  зрения  может быть полной, частичной и фрагментарной в зависимости от тяжести  их заболевания, индивидуальных особенностей и медицинских рекомендаций. В соответствии с этим  в каждой отдельной ситуации принимаются конкретные решения об особенностях  комплексного сопровождения студентов  данной категории  различными специалистами  при проведении адаптационных  и коррекционно-развивающих мероприятий для повышения их способности  успешно преодолевать затруднения, возникающие   в учебно-профессиональном становлении.

Следует особо подчеркнуть, что учебно-профессиональное взаимодействие  преподавателей колледжа и других специалистов с данной категорией обучающихся полностью построено на диагностической основе. Осуществляется комплексное психолого-педагогическое обследование: выявляются особые образовательные потребности; определяются ресурсные возможности каждого из них; проводится разработка наиболее эффективных методов и приемов  для обучения в зоне ближайшего развития; уточняется, какие необходимы  дополнительные условия для освоения ими адаптированной рабочей программы. Результаты первичной диагностики дают возможность  оказывать  конкретные виды помощи в решении учебно-профессиональных и личностных проблем  данной категории студентов.

Диагностическая работа направлена и на выявление личностных ресурсов обучающихся, что позволяет определить скрытые дискомфортные ситуации, связанные с внутренним неблагополучием. Постоянная работа по выявлению индивидуально-психологических особенностей студентов с нарушениями зрения позволяет своевременно вносить полученную диагностическую информацию в  индивидуальные психологические карты, определять необходимые коррекционно-развивающие меры.

Преподавателями колледжа систематически проводится разработка учебно-методических материалов для обучения студентов, имеющих нарушения зрения. Апробирование этих авторских разработок осуществляется на основе проведения проблемных лекций, эвристических бесед, проектирования, анализа конкретных ситуаций, группового тренинга и других активных форм, и методов обучения. Такая целенаправленная работа преподавателей дает возможность представлять лучшие методические разработки, подтверждающие успешную реализацию технологий адаптивного, проблемного и развивающего обучения. Они могут быть представлены и в более детализированном виде как следующие социокультурные технологии.

Преподаватели колледжа руководствуются следующим подходом при построении индивидуального образовательного маршрута: при его разработке и реализации они  рекомендуют  использовать   технологии, методы  и приемы обучения, в которых есть большая возможность для актуализации  личностного потенциала  студента с нарушениями зрения,   формирования его  активности в достижении положительных результатов своего учебно-профессионального становления.

Во взаимодействии со студентами с нарушениями зрения они учитывают индивидуально-психологические особенности каждого из них. Представим некоторые их психологические особенности: наличие чувства неполноценности, особенности проявления самооценки как отношения к себе и своему ограничению. Анализ различных ситуаций показал, что самооценка  данной категории обучающихся отличается сильной  противоречивостью: проявляются  резкие различия в оценке  своих отдельных качеств,  они могут давать очень высокие или очень низкие оценки. Следует особо подчеркнуть, что их   завышенная самооценка  чаще всего   связана с психологической самозащитой. Преподаватели учитывают, что у большинства студентов данной категории проявляется очень высокий уровень сосредоточенности на своих проблемах.  В соответствии с этим возникает тревожность,  как обоснованная,  так и не соответствующая ситуациям, реально существующим в их жизни. Понимание  ими на начальном этапе обучения  отсутствия  полноты знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физических возможностей   весьма часто способствует возникновению  отрицательной оценки своей дальнейшей  перспективы. Низкая самоэффективность также может способствовать развитию депрессии, усиливать неумение преодолевать трудности. Преподаватели колледжа при наличии у студентов с нарушениями зрения  подобных отрицательных проявлений  подчеркивают, что им в  большей мере необходим индивидуальный подход.

На основе представленных типичных личностных проявлений студентов с нарушениями зрения усиливается необходимость их социальной интеграции. Социальная интеграция   рассматривается преподавателями колледжа как  расширение общественных функций и связей   данной категории обучающихся на основе проявления ими своих способностей в различных видах деятельности; укрепление веры в свои силы; формирование умения  рационально использовать их при возникновении различных препятствий в учебно-профессиональном становлении. В соответствии с этим в реализации социальной модели преподаватели колледжа на первый план выдвигают необходимость формирования   у них устойчивых   волевых качеств, совершенствования учебно-познавательных способностей для более успешной социальной интеграции.  Наблюдения подтвердили, что следует уделять особое внимание и оценке уровня сформированности благоприятного психологического климата в студенческой группе   во взаимодействии с  обучающимися с нарушениями зрения. Ведущая роль в оценке межличностных отношений студента с нарушениями зрения отводится педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогу дополнительного образования.

При оценке комфортности общения со сверстниками и взрослыми  создаются дополнительные условия на основе такого компенсаторного механизма как включение студентов с нарушениями зрения в  активную деятельность, формирование у них положительной мотивации и ценностных  установок.

Педагог-психолог проводит первичную (входную) диагностику, используя для  этого различные диагностические методики (диагностика типов темперамента,  диагностика преобладающего стиля поведения и другие).

Наблюдения показали, что на начальном этапе обучения у студентов чаще всего отсутствует вера в свои силы, преобладает приспособление как основной стиль поведения.

Эти проявления  подтверждают недостаточную  сформированность мотивации, что в большей мере связано с   отсутствием каких-либо вариантов дальнейшего   трудоустройства .Преподаватели колледжа для усиления мотивации   сформировали банк данных, в который вошло множество примеров,  подтверждающих   высокие трудовые достижения   известных людей из разных стран, имеющих нарушения зрения   (музыкантов, поэтов, народных певцов,  массажистов и других).

Он используется в работе со студентами данной категории и имеет достаточно сильное психоэмоциональное воздействие на них, так как приводятся конкретные примеры проявления способностей людей с инвалидностью по зрению на основе преодоления ими различных жизненных препятствий.

 

Следует отметить, что наличие у педагога-психолога и социального педагога диагностического инструментария, используемого ими на начальном, основном и заключительном этапах диагностического обследования, также является весомой составной частью имеющегося опыта педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению  данной категории обучающихся.

Полученные диагностические материалы обрабатываются и в интегративном виде  с сохранением принципа конфиденциальности доводятся до сведения членов педагогического коллектива для построения ими  индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.

Преподаватели отмечают, что выбор методов, приемов и средств обучения данной категории студентов необходимо осуществлять на основе знаний тифлопедагогики и тифлопсихологии, их индивидуально-психологических особенностей; постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности в ходе самообразовательной деятельности.

Совместная работа преподавателей колледжа как единой команды  весьма важна, так как  каждый из них способен положительно влиять на необходимые изменения в личностных и профессиональных качествах  обучающихся данной категории. Например, преподавателями физической культуры выявлено, что специальные комплексы физических  упражнений  могут способствовать улучшению зрения студентов, имеющих частичное нарушение его функции.

В сопровождение студентов данной категории  с большим желанием  включаются и  волонтеры колледжа для оказания им поддержки в решении  некоторых вопросов быта и самообслуживания,  помощи  при выполнении отдельных видов учебных заданий. Наблюдения показали, что благоприятный психологический климат в студенческом коллективе и колледже способствует повышению активности студента, имеющего нарушения зрения. При построении коррекционно-развивающей работы с данной категорией обучающихся преподаватели колледжа учитывают особые требования, предъявляемые к подготовке современных специалистов. В индивидуальной и групповой беседах они обращают внимание обучающихся на следующие важные факты и утверждения:

–успешные в современном мире люди легко находят общий язык с другими, умеют устанавливать коммуникативные связи в бизнесе и других сферах жизни;

–эмоциональный интеллект (EQ) занял шестое место в рейтинге Всемирного экономического форума ТОП-10 навыков, которыми должны обладать будущие специалисты.

Однако, следует отметить, что   эмоциональное выгорание может проявиться у молодого специалиста   с нарушениями зрения   даже ещё на этапе поиска работы  из-за  постоянно возникающих препятствий в трудоустройстве. В связи с тем, что поиск вариантов трудоустройства у выпускников с нарушениями зрения вызывает множество затруднений, в колледже проводят с ними специальные занятия для формирования умения  успешно преодолевать  возникающие препятствия,  выстраивать в дальнейшем свою профессиональную карьеру. На тренинге-практикуме или практических занятиях участники получают возможность пройти реальное собеседование, получить обратную связь от всех участников тренинга, выявить свои ошибки в личной стратегии прохождения собеседования.

Участники  учатся отвечать на реальные и каверзные вопросы, которые могут им задавать на собеседовании работодатели. Особое место в профессиональной подготовке студентов данной категории отводится тренингам по повышению  уверенности в себе.

Цель проведения этих тренингов:  овладение приемами регуляции собственного эмоционального состояния; повышение уровня мотивации и уверенности в себе;  корректное «считывание» эмоций других людей,  построение эффективной коммуникации с ними;  формирование способности вежливо, но решительно представлять в диалоге свою точку зрения на анализируемую проблему.

Тренинги для  преодоления психологических барьеров  при  дальнейшей подготовке  к трудоустройству  помогают студентам с нарушениями зрения учиться управлять своим эмоциональным состоянием,  получать дополнительную  энергию на основе  собственных эмоций.

Для развития творческого потенциала, креативности студентов, имеющих нарушения зрения, в колледже постоянно выявляются и создаются дополнительные специальные условия.

Следует отметить, что выявление этих условий  преподавателями  осуществляется на основе анализа тех факторов, которые в большей мере  влияют на развитие активности и творчества данной категории обучающихся.

Большую роль в социализации студентов-инвалидов с нарушениями зрения, совершенствования их учебно-исследовательских навыков имеет подготовка и презентация  социальных проектов на различных уровнях, в том числе и  на международном уровне. Особое место в повышении статуса студентов  данной категории отводится их участию в чемпионатах «Абилимпикс различных уровней».

Преподаватели колледжа подчеркивают особую значимость постоянного повышения своего профессионализма, так как практика показывает, что эффективное профессиональное образование студентов с нарушениями зрения является в дальнейшем  важнейшей  предпосылкой  их успешной  самостоятельной  трудовой деятельности.



Все статьи автора «Хорькова Лидия»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: