В соответствии с современной государственной политикой РФ осуществляется реализация права каждого на получение образования, независимо от ограничений жизнедеятельности и особых образовательных потребностей. Согласно разработанным и утвержденным требованиям, методическим рекомендациям, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться образовательной организацией с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Для обоснования особенностей опыта работы со студентами, имеющими нарушения зрения, педагогический коллектив ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» представляет реализуемые различные виды сопровождения: организационное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, техническое сопровождение, социальное сопровождение, тьюторское сопровождение.
Анализ образовательных ситуаций подтверждает, что в колледже осуществлен переход от медицинской модели к «социальной» модели обучения. Это выражено в новом смысловом центре в обучении студентов данной категории: педагогический коллектив делает акцент не только на формирование общих и профессиональных компетенций. Особое внимание при взаимодействии с данной категорией обучающихся преподаватели колледжа обращают на их личностное и социально-эмоциональное развитие, формирование самосознания, сознательной регуляции поведения не только на уровне студенческой группы, колледжа, но и в социуме.
Содержательные аспекты реализуемой социальной модели обучения студентов колледжа с нарушениями зрения представлены на основе ранее указанных видов сопровождения. Организационное сопровождение осуществляется на управленческом уровне во взаимодействии всех структурных подразделений колледжа для повышения эффективности решения актуальных проблем обучения, воспитания и развития данной категории обучающихся. Техническое сопровождение не является неизменным, специальное оборудование постоянно пополняется, что во многом зависит от разновидностей физических недостатков обучающихся с нарушением зрения.
С учетом особенностей познавательной деятельности студентов с нарушениями зрения преподаватели колледжа в их обучении используют специальные технические средства (видеоувеличители, аудиооборудование для прослушивания, обеспечивающие поступление информации по сохранным каналам восприятия и другое), делают упор на словесно-логическую память, снижают формальное усвоение учебной информации, уточняют образы для лучшего усвоения материала, обосновывают значимость информации для последующей профессиональной деятельности, увеличивают количество повторений и тренировок, дают больше времени для выполнения заданий с учетом замедленности темпа их работы. При работе со студентами, имеющими нарушения зрительной функции они изначально учитывают их деление на слепых и слабовидящих с разной степенью слабовидения (тяжелая, средняя, слабая). Преподаватели рекомендуют обращать особое внимание на целый ряд выявленных ими особенностей познавательных процессов данной категории обучающихся.
Психолого-педагогическое, социальное и тьюторское сопровождение реализуют ряд специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, заведующий отделением, классные руководители, тьютор. Преподавателями колледжа в учебно-профессиональном взаимодействии учитывается, что включенность в образовательный процесс студентов с нарушениями зрения может быть полной, частичной и фрагментарной в зависимости от тяжести их заболевания, индивидуальных особенностей и медицинских рекомендаций. В соответствии с этим в каждой отдельной ситуации принимаются конкретные решения об особенностях комплексного сопровождения студентов данной категории различными специалистами при проведении адаптационных и коррекционно-развивающих мероприятий для повышения их способности успешно преодолевать затруднения, возникающие в учебно-профессиональном становлении.
Следует особо подчеркнуть, что учебно-профессиональное взаимодействие преподавателей колледжа и других специалистов с данной категорией обучающихся полностью построено на диагностической основе. Осуществляется комплексное психолого-педагогическое обследование: выявляются особые образовательные потребности; определяются ресурсные возможности каждого из них; проводится разработка наиболее эффективных методов и приемов для обучения в зоне ближайшего развития; уточняется, какие необходимы дополнительные условия для освоения ими адаптированной рабочей программы. Результаты первичной диагностики дают возможность оказывать конкретные виды помощи в решении учебно-профессиональных и личностных проблем данной категории студентов.
Диагностическая работа направлена и на выявление личностных ресурсов обучающихся, что позволяет определить скрытые дискомфортные ситуации, связанные с внутренним неблагополучием. Постоянная работа по выявлению индивидуально-психологических особенностей студентов с нарушениями зрения позволяет своевременно вносить полученную диагностическую информацию в индивидуальные психологические карты, определять необходимые коррекционно-развивающие меры.
Преподавателями колледжа систематически проводится разработка учебно-методических материалов для обучения студентов, имеющих нарушения зрения. Апробирование этих авторских разработок осуществляется на основе проведения проблемных лекций, эвристических бесед, проектирования, анализа конкретных ситуаций, группового тренинга и других активных форм, и методов обучения. Такая целенаправленная работа преподавателей дает возможность представлять лучшие методические разработки, подтверждающие успешную реализацию технологий адаптивного, проблемного и развивающего обучения. Они могут быть представлены и в более детализированном виде как следующие социокультурные технологии.
Преподаватели колледжа руководствуются следующим подходом при построении индивидуального образовательного маршрута: при его разработке и реализации они рекомендуют использовать технологии, методы и приемы обучения, в которых есть большая возможность для актуализации личностного потенциала студента с нарушениями зрения, формирования его активности в достижении положительных результатов своего учебно-профессионального становления.
Во взаимодействии со студентами с нарушениями зрения они учитывают индивидуально-психологические особенности каждого из них. Представим некоторые их психологические особенности: наличие чувства неполноценности, особенности проявления самооценки как отношения к себе и своему ограничению. Анализ различных ситуаций показал, что самооценка данной категории обучающихся отличается сильной противоречивостью: проявляются резкие различия в оценке своих отдельных качеств, они могут давать очень высокие или очень низкие оценки. Следует особо подчеркнуть, что их завышенная самооценка чаще всего связана с психологической самозащитой. Преподаватели учитывают, что у большинства студентов данной категории проявляется очень высокий уровень сосредоточенности на своих проблемах. В соответствии с этим возникает тревожность, как обоснованная, так и не соответствующая ситуациям, реально существующим в их жизни. Понимание ими на начальном этапе обучения отсутствия полноты знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физических возможностей весьма часто способствует возникновению отрицательной оценки своей дальнейшей перспективы. Низкая самоэффективность также может способствовать развитию депрессии, усиливать неумение преодолевать трудности. Преподаватели колледжа при наличии у студентов с нарушениями зрения подобных отрицательных проявлений подчеркивают, что им в большей мере необходим индивидуальный подход.
На основе представленных типичных личностных проявлений студентов с нарушениями зрения усиливается необходимость их социальной интеграции. Социальная интеграция рассматривается преподавателями колледжа как расширение общественных функций и связей данной категории обучающихся на основе проявления ими своих способностей в различных видах деятельности; укрепление веры в свои силы; формирование умения рационально использовать их при возникновении различных препятствий в учебно-профессиональном становлении. В соответствии с этим в реализации социальной модели преподаватели колледжа на первый план выдвигают необходимость формирования у них устойчивых волевых качеств, совершенствования учебно-познавательных способностей для более успешной социальной интеграции. Наблюдения подтвердили, что следует уделять особое внимание и оценке уровня сформированности благоприятного психологического климата в студенческой группе во взаимодействии с обучающимися с нарушениями зрения. Ведущая роль в оценке межличностных отношений студента с нарушениями зрения отводится педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогу дополнительного образования.
При оценке комфортности общения со сверстниками и взрослыми создаются дополнительные условия на основе такого компенсаторного механизма как включение студентов с нарушениями зрения в активную деятельность, формирование у них положительной мотивации и ценностных установок.
Педагог-психолог проводит первичную (входную) диагностику, используя для этого различные диагностические методики (диагностика типов темперамента, диагностика преобладающего стиля поведения и другие).
Наблюдения показали, что на начальном этапе обучения у студентов чаще всего отсутствует вера в свои силы, преобладает приспособление как основной стиль поведения.
Эти проявления подтверждают недостаточную сформированность мотивации, что в большей мере связано с отсутствием каких-либо вариантов дальнейшего трудоустройства .Преподаватели колледжа для усиления мотивации сформировали банк данных, в который вошло множество примеров, подтверждающих высокие трудовые достижения известных людей из разных стран, имеющих нарушения зрения (музыкантов, поэтов, народных певцов, массажистов и других).
Он используется в работе со студентами данной категории и имеет достаточно сильное психоэмоциональное воздействие на них, так как приводятся конкретные примеры проявления способностей людей с инвалидностью по зрению на основе преодоления ими различных жизненных препятствий.
Следует отметить, что наличие у педагога-психолога и социального педагога диагностического инструментария, используемого ими на начальном, основном и заключительном этапах диагностического обследования, также является весомой составной частью имеющегося опыта педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению данной категории обучающихся.
Полученные диагностические материалы обрабатываются и в интегративном виде с сохранением принципа конфиденциальности доводятся до сведения членов педагогического коллектива для построения ими индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Преподаватели отмечают, что выбор методов, приемов и средств обучения данной категории студентов необходимо осуществлять на основе знаний тифлопедагогики и тифлопсихологии, их индивидуально-психологических особенностей; постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности в ходе самообразовательной деятельности.
Совместная работа преподавателей колледжа как единой команды весьма важна, так как каждый из них способен положительно влиять на необходимые изменения в личностных и профессиональных качествах обучающихся данной категории. Например, преподавателями физической культуры выявлено, что специальные комплексы физических упражнений могут способствовать улучшению зрения студентов, имеющих частичное нарушение его функции.
В сопровождение студентов данной категории с большим желанием включаются и волонтеры колледжа для оказания им поддержки в решении некоторых вопросов быта и самообслуживания, помощи при выполнении отдельных видов учебных заданий. Наблюдения показали, что благоприятный психологический климат в студенческом коллективе и колледже способствует повышению активности студента, имеющего нарушения зрения. При построении коррекционно-развивающей работы с данной категорией обучающихся преподаватели колледжа учитывают особые требования, предъявляемые к подготовке современных специалистов. В индивидуальной и групповой беседах они обращают внимание обучающихся на следующие важные факты и утверждения:
–успешные в современном мире люди легко находят общий язык с другими, умеют устанавливать коммуникативные связи в бизнесе и других сферах жизни;
–эмоциональный интеллект (EQ) занял шестое место в рейтинге Всемирного экономического форума ТОП-10 навыков, которыми должны обладать будущие специалисты.
Однако, следует отметить, что эмоциональное выгорание может проявиться у молодого специалиста с нарушениями зрения даже ещё на этапе поиска работы из-за постоянно возникающих препятствий в трудоустройстве. В связи с тем, что поиск вариантов трудоустройства у выпускников с нарушениями зрения вызывает множество затруднений, в колледже проводят с ними специальные занятия для формирования умения успешно преодолевать возникающие препятствия, выстраивать в дальнейшем свою профессиональную карьеру. На тренинге-практикуме или практических занятиях участники получают возможность пройти реальное собеседование, получить обратную связь от всех участников тренинга, выявить свои ошибки в личной стратегии прохождения собеседования.
Участники учатся отвечать на реальные и каверзные вопросы, которые могут им задавать на собеседовании работодатели. Особое место в профессиональной подготовке студентов данной категории отводится тренингам по повышению уверенности в себе.
Цель проведения этих тренингов: овладение приемами регуляции собственного эмоционального состояния; повышение уровня мотивации и уверенности в себе; корректное «считывание» эмоций других людей, построение эффективной коммуникации с ними; формирование способности вежливо, но решительно представлять в диалоге свою точку зрения на анализируемую проблему.
Тренинги для преодоления психологических барьеров при дальнейшей подготовке к трудоустройству помогают студентам с нарушениями зрения учиться управлять своим эмоциональным состоянием, получать дополнительную энергию на основе собственных эмоций.
Для развития творческого потенциала, креативности студентов, имеющих нарушения зрения, в колледже постоянно выявляются и создаются дополнительные специальные условия.
Следует отметить, что выявление этих условий преподавателями осуществляется на основе анализа тех факторов, которые в большей мере влияют на развитие активности и творчества данной категории обучающихся.
Большую роль в социализации студентов-инвалидов с нарушениями зрения, совершенствования их учебно-исследовательских навыков имеет подготовка и презентация социальных проектов на различных уровнях, в том числе и на международном уровне. Особое место в повышении статуса студентов данной категории отводится их участию в чемпионатах «Абилимпикс различных уровней».
Преподаватели колледжа подчеркивают особую значимость постоянного повышения своего профессионализма, так как практика показывает, что эффективное профессиональное образование студентов с нарушениями зрения является в дальнейшем важнейшей предпосылкой их успешной самостоятельной трудовой деятельности.