ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Бужинов Дмитрий Федорович1, Путинцева Екатерина Николаевна2
1ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», магистрант направления подготовки «государственное и муниципальное управление»
2ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты гражданско-патриотического воспитания современной российской молодежи, подчеркивается важность традиционной системы образования, в рамках которой происходит первичная социализация детей и закладываются основы воспитания духовно-нравственной и государственно-ориентированной личности. На основе имеющихся результатов проведенных социологических исследований сделан вывод о том, что существующая система патриотического воспитания должна выстраиваться с учетом различных возрастных групп молодежи и охватывать не только историческое наследие и популяризацию официальной государственной символики, но и другие патриотические ориентиры, направленные на формирование созидательного мировоззрения в системе вторичной социализации. Также в статье проведен анализ возможностей использования интернет-технологий в процессе гражданско-патриотического воспитания современных российских подростков и молодежи.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бужинов Д.Ф., Путинцева Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание современного российского молодого поколения: проблемы, перспективы и потенциал использования интернет-технологий // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/55050 (дата обращения: 21.02.2024).

Общественные и культурные изменения делают приоритетной задачей для государства процесс гражданско-патриотического воспитания, которое, в свою очередь, является одним из базовых и значимых условий стабильности страны. Целенаправленно воспитанный в среде молодого поколения патриотизм является важной составной частью духовно-нравственной основы личности, способствует формированию ее гражданской позиции и желания достойно и самоотверженно служить своей Родине[3].

Далеко не секрет, что в современной российской молодежной среде существуют антипатриотические, протестные и даже экстремистские настроения, что не может не оказывать дестабилизирующее (а в перспективе и разрушающее) воздействие на общество и государственную целостность. Манипуляции сознанием и поведением молодежи в антипатриотической направленности возможны в силу отсутствия четкой гражданской позиции, сформированного и устойчивого чувства любви к своей Родине и чувства сопричастности к происходящим в своей стране событиям.

Это нашло отражение и в результатах многих социологических исследований, которые проводились и проводятся в разных городах России. Данные исследования проводятся в основном путем массового анкетного опроса среди молодых граждан преимущественно в возрасте от 14 до 30 лет.

Как показывают исследования, например, на вопрос «Как вы считаете, можно ли одновременно любить свою Родину и ненавидеть свое государство?» больше половины выбранных респондентов отвечают утвердительно. Примечательно, что чем старше становятся молодые люди, тем больше у них происходит расслоение патриотического самосознания[6, с. 46].

Вероятно, причины такого отношения кроятся в том, что в школьный период наиболее активно и системно организуются мероприятия в рамках патриотического воспитания. Следующий же жизненный этап вступления в студенчество предоставляет новые возможности для развития, самовыражения, но вместе с тем и таит определенную опасность. С одной стороны, возрастает уровень информированности молодого поколения и участия в политических событиях страны, региона, а с другой стороны процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма. Кроме того, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения[1].

Поэтому неслучайно, что в последнее время одной из первоочередных задач государственной политики является развитие патриотизма и гражданственности среди молодежи. Все больше признается, что патриотизм является той ценностью, которая является фундаментом духовного стержня общества и укрепляет государственность. Важность патриотического воспитания в своих выступлениях неоднократно подчеркивается Президентом РФ В. В. Путиным: «Убежден, вопросы сохранения памяти о важнейших событиях нашего общего прошлого, недопущения попыток фальсификации истории, патриотического воспитания молодых людей всегда должны быть в фокусе нашего внимания»[4].

За последние несколько лет был принят ряд ценных и фундаментальных нормативно-правовых документов, касающихся патриотического воспитания молодежи. С целью усиления позиции государства в предмете воспитания духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части включения воспитательного компонента как одного из опорных и приоритетных в образовательном процессе[7]. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также подчеркивает важность формирования у подрастающего поколения российских традиционных ценностей, приобретения знаний и умений, позволяющих реализовать свой потенциал, готовность к мирному созиданию и защите своего государства и родины[5]. В Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации», принятом в конце 2020 года, первая позиция в числе основных направлений реализации молодежной политики отводится именно «воспитанию гражданственности, патриотизму, преемственности традиций, уважению к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации»[8]. И, наконец, ключевую роль в реализации государственной политики по воспитанию гражданско- и государственно-ориентированной личности играет федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», являющийся частью национального проекта «Образование». В рамках проекта предусмотрено создание патриотического движения посредством развития ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь», проведение различных всероссийских и региональных мероприятий патриотической направленности[9].

Социологические исследования показывают, что отечественная система образования представляет собой относительно благополучную систему первичной социализации, в рамках которой достаточно успешно происходит трансляция традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма и гордости за историю России. Это наглядно демонстрируют результаты различных исследований, согласно которым большинство молодежи получает информацию об истории и культурных достижениях нашего государства и о его символах в учебных заведениях[6, с. 49].

Безусловно, это крайне важно в условиях внешнеполитической нестабильности и роста попыток средств массовой информации фальсифицировать события мировой и отечественной истории. Между тем, выстраивать систему патриотического воспитания исключительно в контексте политики исторической памяти и соответствующей популяризации официальной государственной символики недостаточно, особенно если речь идет о молодежи, которая завершила учебный процесс в общеобразовательной школе.

Нельзя отрицать, что чувство принадлежности к государству и вовлеченность в его общественно-политическую жизнь активно формируется в период студенчества. Во-первых, люди становятся совершеннолетними, во-вторых, у них появляется больше возможностей проявлять свои индивидуальные качества, демонстрируя высокий уровень социальной и политической активности, в т. ч. в киберпространстве. Так, согласно результатам исследований, с возрастом усиливается социально-экономическая и политическая компонента патриотизма: чем «дальше» от системы образования и самостоятельнее становится молодежь, тем ярче выражено смещение акцентов с традиционного «территориального принципа», заложенного в системе школьного воспитания, на политическое устройство страны[6, с. 50].

Безусловно, фундаментом российского патриотизма выступает историческая память народа, однако нельзя не признать то обстоятельство, что исторические события не могут бесконечно питать патриотические чувства подрастающего поколения. Основываясь на результатах социологических исследований, надо отметить, что больше всего респондентов, которые гордятся военными победами, находятся в возрасте до 18 лет. Как было отмечено раннее – это школьники, которые еще не обладают независимым критическим мышлением. Между тем, у молодых людей старше 19 лет чувство гордости за исторические военные победы уходит на второй план. Респонденты «старших» возрастных групп начинают ценить, в первую очередь, научно-технологические достижения страны, которые являются необходимым базисом роста социально-экономического благосостояния страны, народа и, наконец, своей семьи[6, с. 50].

Все это предполагает, что современной молодежи нужны и другие патриотические ориентиры, направленные на формирование созидательного мировоззрения и государственно-ориентированной личности в системе вторичной социализации. Одной из причин сложившейся ситуации выступает то обстоятельство, что современные дети уже выросли погруженными в цифровую реальность, которая в корне меняет традиционные формы межличностных коммуникаций и досуга. Именно поэтому нельзя игнорировать прогрессивные технологии, которые открывают новые возможности для патриотического воспитания детей и молодежи в цифровом поликультурном мире с учетом индивидуальных траекторий развития личности.

В последние годы государством активно поддерживаются социально-значимые проекты, направленные на выявление условий и факторов формирования гражданско-патриотического воспитания молодежи с использованием интернет-технологий как эффективного канала коммуникации. Данные проекты посвящены исследованию условий и факторов формирования гражданско-патриотического воспитания в современной России, а также использованию Интернет-технологий как одного из эффективных направлений в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи[2, с. 244].

Подобные проекты предполагают проведение комплексного социологического исследования с использованием анкетного и экспертного опросов, кабинетного исследования, а также разработку сайтов историко-патриотической направленности с использованием передовых интернет-технологий визуализации и широкого внедрения этой формы в молодежную интернет-среду как одного из перспективных и эффективных направлений работы с молодежью.

Такие исследования позволяют выявить условия и факторы, определяющие формирование гражданско-патриотических ценностей у современной молодежи, а также выявить роль интернет-коммуникаций при формировании гражданско-патриотического сознания молодых людей[2, с. 244].

В рамках реализации подобных проектов проводятся кабинетные исследования, позволяющие обобщить накопленный опыт, выявить основные условия и факторы, определяющие формирование гражданско-патриотических ценностей у современной молодежи, а также определить направления использования интернет-технологий в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Для реализации указанных целей анализируются нормативно-правовая база, содержание региональных программ гражданско-патриотического образования, документы официальной статистики, данные социологических исследований, проведенных ранее, а также текущая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, проводится мониторинг материалов СМИ и источников интернета по теме гражданско-патриотического воспитания молодежи, формулируются рекомендации по совершенствованию системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Надо отметить, что в средствах массовой информации и источниках Интернета на сегодняшний день тема гражданско-патриотического воспитания поднимается чаще в контексте официальных программ и законодательств. В основном гражданско-патриотическое воспитание затрагивается в сфере образования. В большей части статей патриотизм рассматривается как составная часть национальной идеи. Значительную долю в воспитании патриотизма занимают статьи, посвященные воспитанию молодежи (через реализацию государственно-молодежной политики) и воспитанию в семье. Однако меньше всего освещается тема практической реализации патриотизма.

Мониторинг источников СМИ и Интернета показывает, что разноплановые материалы гражданско-патриотической направленности появляются регулярно, средства массовой информации охотно освещают такие темы. Однако, необходимо отметить, что высокий потенциал интернет-СМИ используется недостаточно. В деле гражданско-патриотического воспитания молодежи необходимо задействовать интерактивные и гипертекстовые свойства интернета, что позволит использовать инновационные формы взаимодействия с молодежью и повысит эффективность проводимых мероприятий [2, с. 244 – 246].

Результаты количественных социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что больше половины молодых людей считают себя патриотами; потенциально вся молодежь готова быть патриотами, но нужно активнее с ней взаимодействовать и заниматься.

Среди направлений патриотического воспитания, которые влияют на респондентов, лидируют два ответа: встречи с ветеранами войн и пример семьи и друзей. Причем встречи с ветеранами войн впечатляют молодежь наибольшим образом. В ответах на вопрос, чем молодые люди могут гордиться как граждане России, с большим перевесом лидирует ответ «Победа России в Великой Отечественной войне».

Поэтому этому направлению стоит уделить особое внимание при выстраивании коммуникации в интернет-среде – это могут быть фильмы о ветеранах, о событиях, возможно, онлайн-игры, где реконструированы события истории.

Учитывая, что почти 100% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет имеют аккаунт в соцсетях, проводят в интернете от 1 до 3 и более часов в день и используют интернет для общения, интернет-коммуникация – это уникальный и возможно единственный канал для того, чтобы достучаться до современной молодежи. Однако для этого необходимо разработать соответствующие методы общения – интересные, игровые, увлекающие[2, с. 246 – 251].

Эксперты в данной сфере практически единогласно сходятся во мнении, что наиболее актуальными проблемами для молодежи являются возможность качественного образования с последующим трудоустройством по специальности. Также называются проблемы организации досуга, доступного жилья для молодых семей. И в редких случаях называются также такие проблемы как алкоголизм, наркомания, низкий уровень интеллекта, низкий уровень грамотности, безнравственность, бездуховность, отсутствие желания к труду.

Уровень гражданско-патриотического воспитания современной молодежи подавляющее большинство экспертов оценивает удовлетворительно или очень низко.

Также эксперты сходятся во мнении, что решение проблем гражданско-патриотического воспитания молодежи зависит в первую очередь от государства, федеральных и региональных властей, а уже во вторую от общества, семьи, учебных заведений.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что интернет-коммуникации являются важным направлением в гражданско-патриотическом воспитании молодежи в современном обществе. В целом эксперты считают использование интернет-технологий в гражданско-патриотическом воспитании перспективным и целесообразным. Эту технологию надо развивать и внедрять. Однако необходимо использовать интернет-коммуникацию как дополнительный канал, так как живое общение и живой пример более эффективны и должны быть первичны[2, с. 251 – 252].

Необходимо создавать и развивать интернет-сайты историко-патриотической направленности, к чему надо привлекать большое число заинтересованных специалистов, работников пришкольных музеев и просто неравнодушных людей.

Параллельно с этим можно развивать наиболее действенный канал привлечения внимания молодежи к теме гражданско-патриотического воспитания – социальные сети, где можно создавать различные группы историко-патриотической направленности. Продвижение гражданско-патриотического воспитания через социальные сети может быть даже более эффективным, чем создание сайта, в силу стабильно высокой посещаемости и отсутствия падения интереса[2, с. 252 – 253].

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи, несомненно, должно осуществляться системно, многопланово и одновременно адресно, охватывая все возрастные категории молодого поколения с учетом потенциала современных информационно-коммуникационных технологий. Безусловно доказано, что интернет-коммуникация – это уникальная возможность взаимодействия с современной молодежью, однако нужно находить формы и методы, которые позволили бы эффективно использовать интернет в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи. Те методы, которые в основном используются в настоящее время, не актуальны, не интересны и не привлекательны для молодежи. Однако нужно понимать, что ничто не заменит живого общения, поэтому интернет-коммуникацию следует использовать как дополнительный канал взаимодействия с молодежью, а основной упор делать на личный пример.


Библиографический список
  1. Касаткина, Н. С., Немудрая, Е. Ю, Цыулина, М. В., Шкитина, Н. С. Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6. – С. 117 – 121.
  2. Машкова, С. Г. Интернет как эффективный канал коммуникации в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи // SCIENCE TIME. – 2014. – № 7. – 243 – 253.
  3. Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей / под ред. Бурлаковой И. И., Дергачевой И. В.– М: Полиграф сервис, 2018. – 426 с.
  4. Путин призвал не допускать попыток фальсификации истории [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20210701/putin-1739384833.html (дата обращения: 19.09.2022).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 19.09.2022).
  6. Ретинская, В. Н., Мурзина, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: актуальные проблемы и перспективы развития // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2022. – № 1 (90). – С. 45 – 52.
  7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 19.09.2022).
  8. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 19.09.2022).
  9. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 19.09.2022).


Все статьи автора «Бужинов Дмитрий Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: