РОЛЬ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Акмурадов Хангелды Гурбангулыевич
Туркменский государственный институт экономики и управления
студент 4 курса специальности «Мировая экономика»

Аннотация
В данной статье рассматривается роль Всемирной торговой организации в регулировании международной торговли. Также анализируются характеристики развития Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Акмурадов Х.Г. Роль Всемирной торговой организации в регулировании международной торговли // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/54976 (дата обращения: 29.02.2024).

Всемирная торговая организация — международная экономическая организация, созданная в 1995 году для регулирования международной торговли и регулирования торговых и политических отношений между государствами-членами. История ВТО началась в 1947 году с принятия Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), которое регулировало международную торговлю почти 50 лет.

На основе ГАТТ была реализована идея свободной торговли и равенства между государствами-членами. Полностью реализован принцип режима наибольшего благоприятствования. Целью Директивы является установление равенства и недискриминации прав государств-членов во внешней торговле. Исходя из этого принципа, таможенные пошлины между государствами-членами не должны быть выше, чем пошлины третьих стран.

Эмпирическое правило применимо к международным платежам по экспортным, импортным, транзитным и экспортно-импортным операциям. Более благоприятное правило распространяется на таможенные пошлины, различные сборы и сопутствующие формальности. Также принцип наибольшего благоприятствования распространен и в налогах, пошлинах, законах, правах по регулированию торговли товарами на внутренних рынках государств-членов.

Более благоприятное положение ГАТТ позволяет государствам-членам создавать специальные экономические группы (интеграции). Первая редакция ГАТТ (1947 г.) санкционировала заключение специальных соглашений с колониями. Ситуация изменилась с крушением колониальной структуры. В соответствии с ним предполагалось предоставить развивающимся странам уступки в их торговле с промышленно развитыми странами, то есть таможенные пошлины на промышленные товары, приобретаемые в развитых странах, были оставлены без изменений.

Также был объяснен второй принцип легитимности ГАТТ. Здесь речь идет о том, какие средства должно использовать государство для регулирования внешней торговли. Этот принцип предписывает только использование таможенных пошлин при регулировании внешней торговли. Применение иных видов методов регулирования внешней торговли не регламентируется (даже если и применяется, то носит временный характер и причина должна быть объяснена).

ГАТТ не дает рекомендаций по количественным ограничениям, то есть квотам, лицензированию экспорта и импорта. Но такая ситуация рассматривается, когда размер ограничения приемлем. К ним относятся сельскохозяйственное производство и несбалансированность платежного баланса.

ГАТТ также выступает против мер правительства по регулированию внешней торговли, таких как предоставление налоговых льгот для производства и снижение тарифов на экспорт. Эти меры не допускаются, если они нарушают права государств-членов.

Из второго принципа вытекает третий принцип, заключающийся в постепенном снижении таможенной пошлины. Если в конце 1940-х годов размер таможенной пошлины между государствами-членами составлял 40-60%, то в 2006 году этот показатель равнялся 3-5%.

Снижение таможенных пошлин между государствами-членами было сначала распространено между двумя странами, а затем и на все стороны соглашения. В более поздние годы действия ГАТТ (когда тарифы были значительно снижены, а количество членов увеличилось) тарифы между членами устанавливались на основе специального списка. Этот список был составлен таким образом, чтобы компенсировать государству потерю доходов от импортных товаров за счет доходов от экспорта. В результате сформировался уравновешивающий принцип компромисса.

С 1970-х годов государства-члены начали демонтировать нетарифные барьеры. По его словам, компенсация потери равновесной стоимости ущерба, понесенного страной в результате того или иного ограничения, должна решаться в ходе переговоров.

Четвертый принцип ГАТТ касается предотвращения одностороннего выхода без переговоров или консультаций. В соответствии с этим принципом государства обязуются не ограничивать свободную торговлю без взаимных переговоров.

Всего в рамках ГАТТ было проведено 8 раундов. Им:

Женева, Швейцария, 1947 г.;

Анси, Франция, 1949 г.;

Торки, Великобритания, 1950 г.;

Женева, Швейцария, 1956 г.;

Женева, Швейцария, 1960–1961 годы;

Женева, Швейцария, 1964–1967 годы;

Токио, Япония, 1973-1979 гг.

Пунта-дель-Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986–1994 гг. Он также известен как Уругвайский раунд.

На первых пяти этапах рассматривался вопрос снижения таможенных пошлин.

В период 1964-1967 годов (известный также как период Кеннеди) помимо снижения тарифов были разработаны льготы для развивающихся стран и первый международный антидемпинговый кодекс.

В ходе Токийского раунда 1973–1979 годов в дополнение к обычным вопросам был заключен ряд соглашений о нетарифной корректировке. К ним относятся: Кодекс о субсидиях и компенсациях; Новая редакция Антидемпингового кодекса; Кодекс о госзаказах и Соглашение об упрощении таможенных процедур; Соглашение о стандартизации и сертификации товаров.

Большое значение имеет Уругвайский раунд, проходивший в 1986-1994 годах. В его рамках был принят ряд важных решений по совершенствованию ГАТТ. Им:

Подписание Соглашения о создании ВТО;

С принятием новой редакции ГАТТ в 1994 г. государства-члены обязались устранить торговые барьеры в соответствии с правилами, изложенными в соглашении;

Разработано и принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Разработано и принято Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

В рамках ГАТТ-1994 принято Соглашение по торговым аспектам инвестиционной деятельности;

Подписано соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (в первую очередь стран Евросоюза) и снижении таможенных пошлин на продукты питания;

Вводится понятие легальных и незаконных субсидий. Соответственно субсидии на охрану окружающей среды и региональное развитие были признаны законными;

Был введен новый показатель для автоматического учета субсидий как законных. Соответственно, было принято решение считать субсидии законными, когда они равны 3% от импорта или 1% от общего количества товаров.

ВТО также обеспечивает решение новых вопросов при сохранении всех положений ГАТТ. В то время как ГАТТ занималось только обеспечением свободной международной торговли товарами, ВТО также занимается глобальным регулированием услуг, интеллектуальной собственности и инвестиций. Поэтому основной целью создания ВТО является официальное обеспечение международного свободного движения товаров и услуг для развития мировой экономики.

В дополнение к более благоприятному правилу ВТО важен и принцип национального правления. Импортные товары и услуги используются в соответствии с правилами, действующими в стране ввоза. В части налогообложения, контроля товаров, перевозки, размещения и потребления члены ВТО не должны применять специальные правила, ставящие импортные товары в затруднительное положение по сравнению с национальными товарами. Согласно решению ВТО, государства-члены не должны применять очень строгие стандарты для импортных товаров или обязательные стандарты (мягкие налоги, субсидии) для национальных товаров.

В последние годы в рамках ВТО стали проводиться конференции на уровне министров стран-членов (как правило, министров торговли государств-членов). Эти встречи состоялись в 1996 г. в Сингапуре, в 1998 г. в Женеве и в 1999 г. в Сиэтле. На встрече в Сиэтле была предпринята попытка начать новый раунд переговоров. Но она закончилась провалом из-за острого конфликта между США с одной стороны, ИГ и развивающимися странами с другой.

В 2001 г. на четвертой министерской встрече ВТО в Дохе (Катар) это противостояние удалось смягчить. Ослабление конфликта произошло благодаря вступлению в ВТО Китая и Тайваня. В Дохе на уровне министров было положено начало новому этапу развития под новым названием «Вызовы тысячелетия». Рамки нового раунда многосторонних торговых переговоров отражены в трех документах. К ним относятся: Декларация министров, содержание круглого стола, Декларация о торговле правами интеллектуальной собственности и Декларация о здравоохранении.

Переговоры между государствами-членами ведутся открыто. Государства также четко выражают свои намерения и цели, участвуя в этом процессе. По результатам переговоров принимается решение только в соответствии со статусом равноправия государств-членов ОБСЕ.

Министерское заседание Совета безопасности связано с возникновением различных конфликтных ситуаций. Консультация 2003 года в Канкуне, Мексика, печально известна своей неэффективностью. Совет не смог достичь своей цели из-за ожесточенного противостояния между развивающимися странами, развитыми странами и странами G20. Это противостояние связано с деятельностью ТНК в развивающихся странах и сельском хозяйстве. Например, США, хотя обычно говорят о либерализации мировой торговли, ежегодно субсидируют по 100 000 долларов каждой из ферм, выращивающих хлопок, искусственно повышая их международную конкурентоспособность. ЕС также ежегодно предоставляет субсидии на сумму 700 миллионов евро греческим и испанским производителям хлопка. Подобные ситуации до сих пор происходят среди других членов ОБСЕ.

Следующие три резолюции были приняты на встрече Всемирной организации здравоохранения 2007 года в Шанхае (Гонконг):

1. Прекращение экспортных субсидий для сельхозпроизводителей с 2013 года;

2. Прекращение субсидирования экспорта хлопка после 2006 г.;

3. Открыть 97% своих рынков для развитых стран для менее развитых стран.

Не все участники этой консультации, особенно развитые страны, остались довольны результатом. Открытие 97% внутреннего рынка для наименее развитых стран считалось неприемлемым. Потому что развитые страны имеют возможность экспортировать почти все, что производят менее развитые страны. Соединенные Штаты и США жаловались, что субсидии не равны тарифам, взимаемым с импортируемых сельскохозяйственных товаров.

В такой ситуации члены ВТО в настоящее время ищут пути заключения новых соглашений о развитии международной торговли на региональной, а не многосторонней основе.

Усиление тенденции к развитию региональной торговли можно объяснить тем, что она направлена ​​на интересы стран, входящих в эту группу, а не на глобальную торговлю. Таким образом, эмпирическое правило все более ослабевает.

Развитие региональной торговли невозможно без создания системы разрешения споров. Потому что примирить интересы региона и стран мира непросто. Поэтому, если эта система не будет установлена, это может привести к сбою в развитии мировой торговли.

Если раньше основными участниками процесса регулирования мировой торговли были США, Канада, Япония и США, то в XXI веке эта ситуация изменилась. Со вступлением Китая в ВТО его участие в организации усилилось. Это связано с быстрорастущей экономикой Китая, экспортом и импортом.

Следует отметить, что существуют специфические аспекты работы ВОЗ. Если страна, участвующая в ВТО, обладает высокой конкурентоспособностью, то конкурентоспособность страны, не входящей в ВТО, еще больше ослабевает. Учет этой ситуации является одним из вопросов, который предстоит изучить перед тем, как Туркменистан станет членом ОБСЕ.


Библиографический список
  1. Шреплер Н.А. Международные экономические организации. Справочник. М. МО. 2008.
  2. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Москва, 2012.
  3. USAID. Концепция вступления во всемирную торговую организацию. Доводы для Туркменистана. Октябрь 2013.
  4. USAID. Дорожная карта по вступлению Туркменистана в ВТО. Ноябрь 2013.
  5. USAID.Всемирнуя торговая организация. Сборник соглашений Декабрь 2013.
  6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров. Москва. Юрайт, 2013.
  7. Под редакцией А.И. Евдокимова. Международные экономические отношения. 2-е издание. Москва, проспект, 2014.
  8. Под редакцией д.э.н., профессора С.Н.Сильвестрова. Международные экономические организации. Учебник для бакалавров и магистров. М. Юрайт, 2017.


Все статьи автора «Акмурадов Хангелды»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: