НЕОБХОДИМОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тангырбердиева Нурсолтан Мухамметмурадовна1, Джумакулиева Гулендам2, Гошаева Огульширин Меретдурдыевна3, Аманов Белент Язмурадович4
1Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, заведующий кафедры экологии, старший преподаватель
2Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, преподаватель
3Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, студентка
4Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, студент

Аннотация
Для эффективного управления экологической безопасностью необходима проблема предварительного финансирования, то есть финансовых ресурсов, обеспечивающих выполнение природоохранных программ. Они направляются в виде прямых субсидий на оплату части затрат на разработку природоохранных технологий и оборудования, льготных кредитов и грантов на реализацию природоохранных мероприятий.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Тангырбердиева Н.М., Джумакулиева Г., Гошаева О.М., Аманов Б.Я. Необходимость и источники финансирования природопользования и сохранения окружающей среды // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/10/55059 (дата обращения: 21.02.2024).

Экологические программы могут финансироваться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам финансирования экологических программ относятся государственный бюджет, экологические фонды, собственные средства предприятий, учреждений и организаций, льготное налогообложение, фонды экологического страхования, коммерческие банки. К внешним источникам финансирования экологических программ относятся международные финансовые институты и международные организации. Охрана природы требует масштабных затрат. Например, стоимость клининговых услуг на предприятиях составляет до 40% собственной стоимости предприятия. Однако эти мероприятия должны быть адекватно профинансированы. Потому что это напрямую связано с условиями жизни человека. В противном случае экономические цели развития производства вступят в противоречие с целями общественного развития. Поэтому меры по сохранению не должны финансироваться по остаточному принципу.

С другой стороны, расходы на охрану окружающей среды не могут быть неограниченными, поскольку средства могут поступать только из национального дохода, полученного в сфере производства и услуг. Решение проблем рационального использования природных ресурсов и снижения загрязнения окружающей среды в значительной степени зависит от финансирования экологических программ, объединяющих промышленную деятельность. Поэтому необходимо разработать финансовые инструменты для обеспечения инвестиций для реализации этих программ. Ниже перечислены основные проблемы финансовых инструментов природопользования: природопользователи слабо соблюдают правила природопользования; недостаточное финансирование природоохранной деятельности; Неудовлетворенность инструмента финансирования регулирования процесса природопользования; отсутствие современного развития системы платежей за природопользование; слабая реализация системы стимулирования регулярного природопользования; низкий уровень инвестиционной активности в природосберегающих технологиях.

Поэтому основной проблемой совершенствования финансовых инструментов природопользования является разработка мероприятий, способствующих ее наиболее благоприятным направлениям. К таким мерам можно отнести: совершенствование финансового инструмента регулярного природопользования за счет введения комплекса дополнительных инструментов, обеспечивающих платежеспособность хозяйствующих субъектов, осуществляющих природопользование; усиление регистрации и мониторинга использования природных ресурсов; повысить уровень экономической обоснованности природопользования за счет оценки эффективности планируемых природопользовательных мероприятий на основе внедрения баз измерений; повышение уровня обоснованности платежей за используемые природные ресурсы.

Средства на охрану природы подразделяются на капитальные вложения и ежедневные расходы по направлениям использования. Субсидируемые инвестиции направляются в основном на основные средства охраны окружающей среды, т.е. на создание системных комплексов, зданий и сооружений, защищающих окружающую среду от загрязнения и разрушения, техническое перевооружение объектов охраны окружающей среды, усовершенствование оборудования, сборы за экологический анализ. Ежедневные расходы включают в себя плату за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия (в нормальных и сверхнормативных пределах); платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования; сборы за оказание услуг поддерживающим агентствам; расходы, связанные с содержанием и использованием ресурсов в целях сохранения; затраты на захоронение экологически опасных отходов, затраты на очистку воды; другие виды повседневных затрат на консервацию.

Статья 12 Закона Туркменистана «Об охране природы». В соответствии с природоохранными мероприятиями отражаются в сметах и ​​программах в области охраны природы и планового природопользования и включаются в государственные программы социально-экономического развития Туркменистана. Природоохранные программы и мероприятия финансируются за счет следующих фондов: Средства государственного бюджета Туркменистана. Средства, которые поступают в виде платежей за пользование природными ресурсами, сброс и захоронение загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Средства, которые поступают в виде возмещения ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды.

Решение будет исходить от экологически безопасного страхования. Частные ресурсы природопользователей. Добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Такие средства не запрещены законодательством Туркменистана. Таким образом, предоставляется достаточно обширный перечень ресурсов для природоохранных мероприятий. Ранее к этим источникам относились государственный бюджет и средства предприятий. Законом предусмотрено, что финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды должно отражаться отдельной строкой в ​​бюджете и обеспечиваться материально-техническими средствами. Средства государственного бюджета используются для финансирования специальных экологических программ, мониторинга окружающей среды, научно-исследовательской деятельности в области экологии, а также работников органов управления охраной природы. В настоящее время основными источниками финансирования капитальных сооружений природоохранного назначения являются средства предприятий и организаций всех форм собственности, а также экологические фонды. Собственные средства предприятия создаются за счет амортизации основных средств, направленных на охрану природы и перераспределения части финансового дохода предприятия. Ежедневные затраты на природоохранную деятельность и использование экологического капитала включаются в внутреннюю стоимость продукции предприятия.

Внебюджетные государственные экологические фонды создаются для централизованного финансирования капитальных вложений в охрану окружающей среды. Наряду с этимСредства фонда могут быть переданы из бюджета и из активов предприятий природопользования. Целью создания экологических фондов является создание независимых от государственного бюджета централизованных финансовых ресурсов для пополнения государственных расходов на нужды охраны окружающей среды. Его средства собираются на основе платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Средства экологических фондов используются для оздоровления природной среды, реализации природоохранных программ, постоянного приумножения природных ресурсов. Добровольное и обязательное экологическое страхование объектов частной собственности и доходов предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, предназначенных на случай экологических и стихийных бедствий, катастрофических ситуаций, является одним из важных экономических инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии со статьей 16 Закона Туркменистана «Об охране природы» юридические и физические лица, осуществляющие экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, подлежат обязательному государственному экологическому страхованию.

Решение принято в 2013 году в целях обеспечения страховой защиты природных ресурсов, охраны окружающей среды, окружающей среды и жизни, здоровья и имущества третьих лиц на территории страны. Согласно закону, с 1 марта 2013 года независимо от форм собственности в Туркменистане учреждения, предприятия, организации, осуществляющие экологически опасные виды работ (сюда не входят учреждения, финансируемые в основном из Государственного бюджета Туркменистана), в том числе иностранных институциональных лиц, им рекомендовано ввести обязательное государственное экологическое страхование для частных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания филиалов, представительств, а также юридических лиц.

Функции экологического страхования: превентивные (финансирование превентивных мероприятий по снижению аварийности и ущерба при чрезвычайных экологических ситуациях); чек (страховка, проверка деятельности, проводимой организациями при реализации профилактических мероприятий); социальные (общественная защита: выделение средств из резерва или фонда социального страхования страховой организации на повышение социальной защиты населения и работников предприятия); компенсация (возмещение убытков и убытков, в том числе убытков третьих лиц, при наступлении страхового случая); инвестиции (финансирование инвестиционных проектов из резервных или специально застрахованных фондов); информация (по условиям договоров страхования, проведение экологического аудита в страховой компании, которая может иметь экологически опасные ресурсы). Для осуществления функций экологического страхования страховые организации должны иметь определенную финансовую базу, средства, ранее собранные в страховые фонды: резервный фонд, защищающий экологические последствия чрезвычайной ситуации, резервный фонд, специальный резервный фонд. Средства, собранные в этих фондах, формируются за счет денежных потоков страховщика и страховых поступлений.


Библиографический список
  1. Байрамов Х., Экономика природопользования. Ашхабад 2018.
  2. Журнал “Финансы и экономика” 2021 №1.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: