В унитарных государствах бюджетные системы включают бюджеты всех региональных органов власти. Он состоит из центрального (государственного) бюджета и бюджета органов местного самоуправления, хякимов.
Центральный бюджет собирает значительные средства, что позволяет ему влиять на экономику. В центральном бюджете фиксируется большая часть средств, поступающих от налогов и других доходов. Точно так же основные расходы на военные и другие цели находят свое место в центральном бюджете. Местные бюджеты подчиняются центральному бюджету. Каждые хякимы областных администраций, городов имеют свои бюджеты, их доходы и расходы определяются и утверждаются этими организациями. Доходы местных бюджетов формируются за счет отнесенных к ним налогов и сборов, к которым в основном относятся местные налоги, отчисления от косвенных налогов, доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, и другие.
Бюджетные системы в Туркменистане основаны на 2-уровневом управлении, например, центральный бюджет и местные бюджеты, то есть состоят из бюджетов областей, городов, этрапов, поселков и сел, сельсоветов. Например, определенная часть прибыли от налога на добавленную стоимость направляется в местные бюджеты. Точно так же он состоит из налогов, взимаемых с населения, патентных сборов, земельного налога, таможенных пошлин, местных налогов и сборов, фиксированных платежей, приватизации местных предприятий, штрафов и других поступлений.
В некоторых странах местные облигации включаются в местные бюджеты. Федеративные страны имеют трехуровневый бюджет, где каждый член федерации имеет отдельный бюджет. Например, бюджетная система США состоит из 50 бюджетов штатов и 82 000 местных бюджетов. В Германии он производится из федерального бюджета, а также из бюджетов 10 земель и муниципалитетов. В России он состоит из федерального бюджета и бюджета автономных республик, автономных областей и округов. Каракалпакстан имеет свой спецбюджет в Узбекистане и т.д.
Основные доходы и расходы фиксируются в федеральных бюджетах. Например, государственный бюджет США на 2005 год был установлен в размере 2 трлн 500 млрд долларов, то есть это самый большой бюджет в мире. Доля федерации занимает значительное место в этом бюджете. Например, в федеральный бюджет поступает более 80% налога на прибыль и прибыли организаций. Однако большая часть акцизных сборов поступает в государственный бюджет.
Федеральный бюджет включает в себя часть военных, экономических и социальных расходов, процентных платежей по государственному долгу и административных расходов. Из бюджета субъектов Федерации финансируются расходы, направленные на управление, стимулирование сельского хозяйства и промышленности, решение жизненных задач. В целом государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной; первая часть относится к доходам, то есть состоит из легальных средств частных и корпоративных лиц.
Во вторую часть входят расходы, то есть все расходы, понесенные на управление государством и выполнение им своих обязанностей.
Государственный бюджет Туркменистана составляется на основе принципа непрерывности планирования. Это включает бюджетный год и представляет собой непрерывное исполнение бюджета в течение этого периода. Финансовый год не совпадает с календарным годом во многих странах.
Например:
Великобритания, Япония, Канада – 1/IV-31/III
Швеция, Норвегия – 1/VII-30/VI
США — 1/X-30/IX — покрывает диапазон.
Бюджетный период – это период, в течение которого исполняется бюджет. В Туркменистане бюджетный период составляет один год, а бюджетный год совпадает с календарным годом (который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря каждого года).
Государственный бюджет Туркменистана составляется по другому принципу. Этот принцип называется «наполнение бюджета». Полнота бюджета, то есть раздельный расчет всех доходных и расходных частей каждой статьи бюджета. Соответственно, каждая из доходной и расходной частей бюджета рассчитывается отдельно и выполняется вместе и в полном объеме. Кроме того, действует принцип единства государственного бюджета. Этот принцип заключается в консолидации всех государственных расходов и доходов. Это в значительной степени способствует финансовой политике, созданию определенных управляющих организаций и экономическому и социальному развитию структуры бюджета, то есть государственного плана. Прогнозирование является одним из основных принципов планирования государственного бюджета, и бюджет составляется как баланс доходов и расходов. Это обеспечивается балансовым методом экономического и социального развития, который является основой бюджетирования. Бюджет включает и согласовывает содержание всех элементов национальных программ. Кроме того, в бюджете действует принцип прозрачности, то есть исходя из фактических показателей бюджета информация обо всех материалах доводится до сведения общественности ясно и прозрачно. Например, закон о бюджете и его реализация публикуются в СМИ, то есть доводятся до сведения общественности. Народнохозяйственная программа, в свою очередь, учитывает материальные и финансовые резервы государства. Бюджетные резервы являются основным источником бюджетной информации. Он является одним из основных видов бюджетных резервов и состоит из государственного резервного фонда Туркменистана, велаятского резервного фонда, городского резервного фонда и районного резервного фонда. Эти резервы используются для финансирования производственной и культурной деятельности.
Принцип точности-реальности бюджета заключается в честном выражении показателей государственного бюджета, то есть указанные доходы и расходы полностью направляются на намеченные цели.
Как видно из данных, объем нашего бюджета увеличивается из года в год, например, в 2004 году он увеличился на 20,8% по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году увеличился на 20,1% по сравнению с 2004 годом. Увеличение доходов нашего бюджета стало возможным благодаря быстрому росту нашего внутреннего национального продукта, например, в 2009 году он увеличился на 39,5%, что является самым высоким ростом в мире.
Бюджет Туркменистана на 2009 год составляет 58892,2 млн. долларов США. 58892,2 миллиона манатов и расходы. утверждены в размере манатов. Большую часть бюджета занимает централизованный бюджет. Это 55330,3 млн. грн. 55330,3 миллиона манатов и расходы. был определен в размере манатов.
В 2007 году из государственного бюджета Туркменистана на компенсацию затрат на бесплатное обеспечение населения газом, водой, электроэнергией и солью, а также обеспечение мукой по льготным ценам было выделено 1 миллиард 673,7 миллиарда рублей. в размере манатов, в том числе 1476,2 миллиарда за счет государственных средств соответствующих министерств и ведомств. Планировалось выпустить манат. Эти цифры увеличиваются с каждым годом. Кстати, на основании решения XVII Народного Совета эти льготы будут действовать до 2030 года. Возрастает жизненный смысл нашего бюджета. Наш бюджет увеличился еще больше в 2004 году, он увеличился на 20,8% по сравнению с предыдущим годом, ни в одной стране бюджет не рос такими высокими темпами. Это позволило профинансировать мероприятия, предусмотренные Национальной программой на 6 лет Золотого века. Наш бюджет также значительно вырос в 2005-2007 годах. В 2008 году наш бюджет значительно больше, чем в предыдущем году, в 2009 году он на 39,5 процента больше, чем в прошлом году.
Библиографический список
- Халов Н., Финансы» (учебник, Ашхабад 2010.
- Журнал “Финансы и экономика” 2021 №3.