ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ФЕДЕРАТИВНЫХ И УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Атаева Лейли1, Абдыева Махри1, Аннагылджова Айнур1, Мухамметгулыева Гульджан1
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель

Аннотация
Структура бюджета основана на структуре государства. В целом два типа структуры бюджета совместимы с мировым опытом. Унитарное и федеративное. Унитарные бюджеты (Франция, Италия, Япония, Турция, Туркменистан и др.). Эти бюджеты имеют два вида административных компонентов, центральный и местный, федеральных государств: США, России, Узбекистана, Азербайджана, Грузии и др. В этих государствах бюджеты выступают в качестве центрального, федерального и местного бюджетов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Атаева Л., Абдыева М., Аннагылджова А., Мухамметгулыева Г. Отличия государственного бюджета и бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/10/55058 (дата обращения: 10.09.2024).

В унитарных государствах бюджетные системы включают бюджеты всех региональных органов власти.  Он состоит из центрального (государственного) бюджета и бюджета органов местного самоуправления, хякимов.

Центральный бюджет собирает значительные средства, что позволяет ему влиять на экономику.  В центральном бюджете фиксируется большая часть средств, поступающих от налогов и других доходов.  Точно так же основные расходы на военные и другие цели находят свое место в центральном бюджете.  Местные бюджеты подчиняются центральному бюджету.  Каждые хякимы областных администраций, городов имеют свои бюджеты, их доходы и расходы определяются и утверждаются этими организациями.  Доходы местных бюджетов формируются за счет отнесенных к ним налогов и сборов, к которым в основном относятся местные налоги, отчисления от косвенных налогов, доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, и другие.

Бюджетные системы в Туркменистане основаны на 2-уровневом управлении, например, центральный бюджет и местные бюджеты, то есть состоят из бюджетов областей, городов, этрапов, поселков и сел, сельсоветов.  Например, определенная часть прибыли от налога на добавленную стоимость направляется в местные бюджеты.  Точно так же он состоит из налогов, взимаемых с населения, патентных сборов, земельного налога, таможенных пошлин, местных налогов и сборов, фиксированных платежей, приватизации местных предприятий, штрафов и других поступлений.

В некоторых странах местные облигации включаются в местные бюджеты.  Федеративные страны имеют трехуровневый бюджет, где каждый член федерации имеет отдельный бюджет.  Например, бюджетная система США состоит из 50 бюджетов штатов и 82 000 местных бюджетов.  В Германии он производится из федерального бюджета, а также из бюджетов 10 земель и муниципалитетов.  В России он состоит из федерального бюджета и бюджета автономных республик, автономных областей и округов.  Каракалпакстан имеет свой спецбюджет в Узбекистане и т.д.

Основные доходы и расходы фиксируются в федеральных бюджетах.  Например, государственный бюджет США на 2005 год был установлен в размере 2 трлн 500 млрд долларов, то есть это самый большой бюджет в мире.  Доля федерации занимает значительное место в этом бюджете.  Например, в федеральный бюджет поступает более 80% налога на прибыль и прибыли организаций.  Однако большая часть акцизных сборов поступает в государственный бюджет.

Федеральный бюджет включает в себя часть военных, экономических и социальных расходов, процентных платежей по государственному долгу и административных расходов.  Из бюджета субъектов Федерации финансируются расходы, направленные на управление, стимулирование сельского хозяйства и промышленности, решение жизненных задач.  В целом государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной;  первая часть относится к доходам, то есть состоит из легальных средств частных и корпоративных лиц.

Во вторую часть входят расходы, то есть все расходы, понесенные на управление государством и выполнение им своих обязанностей.

Государственный бюджет Туркменистана составляется на основе принципа непрерывности планирования.  Это включает бюджетный год и представляет собой непрерывное исполнение бюджета в течение этого периода.  Финансовый год не совпадает с календарным годом во многих странах.

Например:

Великобритания, Япония, Канада – 1/IV-31/III

Швеция, Норвегия – 1/VII-30/VI

США — 1/X-30/IX — покрывает диапазон.

Бюджетный период – это период, в течение которого исполняется бюджет.  В Туркменистане бюджетный период составляет один год, а бюджетный год совпадает с календарным годом (который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря каждого года).

Государственный бюджет Туркменистана составляется по другому принципу.  Этот принцип называется «наполнение бюджета».  Полнота бюджета, то есть раздельный расчет всех доходных и расходных частей каждой статьи бюджета.  Соответственно, каждая из доходной и расходной частей бюджета рассчитывается отдельно и выполняется вместе и в полном объеме.  Кроме того, действует принцип единства государственного бюджета.  Этот принцип заключается в консолидации всех государственных расходов и доходов.  Это в значительной степени способствует финансовой политике, созданию определенных управляющих организаций и экономическому и социальному развитию структуры бюджета, то есть государственного плана.  Прогнозирование является одним из основных принципов планирования государственного бюджета, и бюджет составляется как баланс доходов и расходов.  Это обеспечивается балансовым методом экономического и социального развития, который является основой бюджетирования.  Бюджет включает и согласовывает содержание всех элементов национальных программ.  Кроме того, в бюджете действует принцип прозрачности, то есть исходя из фактических показателей бюджета информация обо всех материалах доводится до сведения общественности ясно и прозрачно.  Например, закон о бюджете и его реализация публикуются в СМИ, то есть доводятся до сведения общественности.  Народнохозяйственная программа, в свою очередь, учитывает материальные и финансовые резервы государства.  Бюджетные резервы являются основным источником бюджетной информации.  Он является одним из основных видов бюджетных резервов и состоит из государственного резервного фонда Туркменистана, велаятского резервного фонда, городского резервного фонда и районного резервного фонда.  Эти резервы используются для финансирования производственной и культурной деятельности.

Принцип точности-реальности бюджета заключается в честном выражении показателей государственного бюджета, то есть указанные доходы и расходы полностью направляются на намеченные цели.

Как видно из данных, объем нашего бюджета увеличивается из года в год, например, в 2004 году он увеличился на 20,8% по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году увеличился на 20,1% по сравнению с 2004 годом.  Увеличение доходов нашего бюджета стало возможным благодаря быстрому росту нашего внутреннего национального продукта, например, в 2009 году он увеличился на 39,5%, что является самым высоким ростом в мире.

Бюджет Туркменистана на 2009 год составляет 58892,2 млн. долларов США.  58892,2 миллиона манатов и расходы.  утверждены в размере манатов.  Большую часть бюджета занимает централизованный бюджет.  Это 55330,3 млн. грн.  55330,3 миллиона манатов и расходы.  был определен в размере манатов.

В 2007 году из государственного бюджета Туркменистана на компенсацию затрат на бесплатное обеспечение населения газом, водой, электроэнергией и солью, а также обеспечение мукой по льготным ценам было выделено 1 миллиард 673,7 миллиарда рублей.  в размере манатов, в том числе 1476,2 миллиарда за счет государственных средств соответствующих министерств и ведомств.  Планировалось выпустить манат.  Эти цифры увеличиваются с каждым годом.  Кстати, на основании решения XVII Народного Совета эти льготы будут действовать до 2030 года.  Возрастает жизненный смысл нашего бюджета.  Наш бюджет увеличился еще больше в 2004 году, он увеличился на 20,8% по сравнению с предыдущим годом, ни в одной стране бюджет не рос такими высокими темпами.  Это позволило профинансировать мероприятия, предусмотренные Национальной программой на 6 лет Золотого века.  Наш бюджет также значительно вырос в 2005-2007 годах.  В 2008 году наш бюджет значительно больше, чем в предыдущем году, в 2009 году он на 39,5 процента больше, чем в прошлом году.


Библиографический список
  1. Халов Н., Финансы» (учебник, Ашхабад 2010.
  2. Журнал “Финансы и экономика” 2021 №3.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: