УДК 316

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

Капустин Сергей Александрович
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
г. Новосибирск

Аннотация
В статье исследованы механизмы профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления в конкретных условиях организации деятельности по обеспечению муниципальных образований профессиональными кадрами. Исследование проводилось путем анализа практики организации профессиональной подготовки сотрудников администрации городского округа «Город Чита».
Тема исследования является актуальной, поскольку накопившийся опыт и практика организации профессиональной подготовки свидетельствуют о несовершенстве действующих механизмов и необходимости поиска путей их совершенствования. В частности, отмечена проблема недостаточного внимания к использованию инновационных технологий профессионального развития, таких, как наставничество.
В качестве основных направлений совершенствования профессиональной подготовки предложено более широкое применение наставничества. В данном случае может быть использован такой ресурс, как опыт высокопрофессиональных компетентных сотрудников.
Итогом исследования является вывод о необходимости внедрения наставничества в целях передачи знаний и навыков опытных муниципальных служащих с целью ускорения процесса профессионального становления сотрудников, имеющих небольшой опыт работы, или не имеющих его.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Капустин С.А. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления на примере администрации городского округа «Город Чита» // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/10/55003 (дата обращения: 31.12.2022).

Для успешного функционирования системы государственной и муниципальной службы одним  из ключевых условий является профессионализм государственных и муниципальных служащих. Поскольку система местного самоуправления через деятельность муниципальных служащих призвана создать условия для непосредственного обеспечения жизнедеятельности практически всего населения страны, очень важное значение приобретает соответствие их профессионализма уровню ожиданий общества от  практических результатов деятельности муниципальных служащих. Поэтому, как отмечается исследователями, исполнение должностных обязанностей должно характеризоваться такими качествами, как систематическое, эффективное и надёжное ведение служебной деятельности различной сложности при ненормированном рабочем дне.  При этом, на современном этапе успешное решение профессиональных задач осуществляется в условиях модернизации и реформирования местного самоуправления. Так, Забнева Э. И. заключает: «Новые требования к уровню профессионализма муниципальных служащих выдвигает современная модернизация, направленная на формирование гражданского общества, обусловившая необходимость трансформации данной социально-профессиональной деятельности таким образом, чтобы она отвечала задачам социального государства, способствовала эффективному удовлетворению потребностей граждан» [6].

Вместе с тем в настоящее время наблюдается несоответствие уровня профессионализма муниципальных служащих степени сложности задач, которые необходимо решать в целях удовлетворения потребностей общества.

Актуальность темы исследования обусловлена наличием проблем в системе профессиональной подготовки муниципальных служащих  и необходимостью поиска новых моделей и механизмов повышения их профессионализма.

Наглядной проблемой в настоящее время является недостаточное использование такого ресурса, как опыт  высокопрофессиональных компетентных сотрудников, способных грамотно и эффективно исполнять муниципалитетами возложенные законодательством о местном самоуправлении полномочия. Речь идет о наставничестве, позиционируемом исследователями как инновационная технология профессионального развития [7].

Данная тема является предметом обсуждений в научном сообществе в течение последнего десятилетия – со времени принятия Указа Президента РФ от 27 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2], в соответствии с которым должно было начаться повсеместное внедрение наставничества.

Тема профессиональной подготовки муниципальных служащих с использованием наставничества рассматривается в монографии Беляева А.М., Богатырева Е.Д., Галкина А.И. и др «Современные кадровые технологии в органах власти». [10, с. 250],  в статье Усмановой Р.М. «Проблема реализации принципа учета исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы» [12, с. 62], в статье авторов Гарипова Р.С. и Шайхатдинова В.Ш. «Организационно-правовые вопросы наставничества как необходимого элемента государственной гражданской и муниципальной службы» [5] и др.

Данное исследование проведено в целях определения направлений совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- определить теоретико – правовые основы профессиональной подготовки муниципальных служащих;

- проанализировать деятельность исполнительного органа местного самоуправления  города Чита в части профессиональной подготовки кадров;

- выявить проблемы и определить направления совершенствования профессиональной подготовки служащих органов местного самоуправления.

Методологической основой исследования послужили метод сравнительного и статистического анализа, методы классификации и поиска оценок экспертного сообщества о значениях количественных и качественных показателей рассматриваемых явлений.

На современном этапе муниципальная служба находится в процессе формирования, о чем свидетельствует продолжающийся процесс реформирования системы местного самоуправления и обусловленное этим изменение законодательства в этой сфере на федеральном, региональном и местном уровнях.

Исходя из положений действующего законодательства развитие муниципальной службы может быть связано с совершенствованием отношений, которые включают в себя такие ключевые компоненты, как мотивация и стимулирование труда сотрудников.

Мотивация повышения профессионализма закладывается на стадии формирования правового  регулирования системы муниципальной службы и продолжается на протяжении течения службы муниципального служащего.

Во – первых, федеральным законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации и типовыми квалификационными требованиями  установлено, что одним из ключевых требований для большинства категорий должностей муниципальной службы является наличие высшего профессионального образования [1]. Повышенные «входные» профессиональные требования к замещению должностей муниципальной службы обуславливает стремление претендентов   получать высшее образование в избранной сфере деятельности.

Во-вторых, это оценка профессиональной компетенции с использованием разнообразных современных технологий (тестирование, деловые игры), а так же таких традиционных инструментов, как аттестация, квалификационный экзамен и конкурсы. Такие технологии и инструменты позволяют не только получить достоверные данные об уровне  профессиональной компетентности муниципальных служащих, но так же оценить их потенциал для продвижения по службе.

В-третьих, современные методы стимулирования предусматривают формирование системы сопровождения карьеры. Важнейший стимулирующий фактор профессионального развития -система сопровождения карьеры муниципального служащего, дает хорошие шансы продвижения по службе, служит «мотиватором» повышения эффективности деятельности персонала и делает работу более привлекательной. Начиная с приёма на работу вплоть до увольнения муниципальный служащий стремится заслужить хорошую репутацию для обеспечения своей дальнейшей востребованности.

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации – еще один многоуровневый механизм мотивации сотрудников органов местного самоуправления к повышению профессионализма. В перечне  уровней повышения профессионализма: курсы, семинары, тренинги, стажировки и т.д.

Виды повышения квалификации по формам дополнительного профессионального образования служащих органов местного самоуправления  в Российской Федерации за 2020 год представлены в таблице 1.

Таблица 1. Итоги обучения кадров муниципальной службы в 2020 году [9]

Как видно из представленных в таблице данных, в 2020 году получили дополнительное профессиональное образование 66214 человек, в том числе лиц, занимающих муниципальные должности – 3645 человек или 5,5% от общего количества, муниципальных служащих – 62569 человек, или 94,5%.

Наиболее массовым видом дополнительного профессионального образования является повышение квалификации. В 2020 году повысили квалификацию 59696 человек, или 90% от общего числа получивших дополнительное профессиональное образование.

Наиболее многочисленной ветвью власти является исполнительная власть. В системе исполнительной власти работают 83.3 % всех муниципальных служащих. Это объясняет то, что наибольшая доля получивших дополнительное профессиональное образование представляет исполнительную систему органов местного самоуправления.

Система подготовки и переподготовки кадров напрямую создана  для обеспечения развития кадрового потенциала муниципальной службы, поддержания деятельности муниципальных служащих на необходимом профессиональном уровне. Стимулирующее воздействие таких мероприятий заключается в следующем: когда муниципальный служащий видит, что от объёма полученных знаний зависит перспектива профессионального роста.

Кроме повышения квалификации муниципальных служащих, система муниципальной службы может получить свое развитие с помощью других механизмов.

Наряду с монетарными существуют методы немонетарных мотиваций. Такие методы были использованы в нашей стране в совсем еще недалеком советском прошлом и достаточно всем известны. Это поощрения в виде награждений различными грамотами, присвоения каких-либо званий, размещения портретов на досках почета, вручения памятных сувениров, ценных подарков и т.д.

Профессиональное развитие муниципальных служащих помимо профессиональной подготовки содержит и такие механизмы, как самообразование муниципальных служащих, приобретение новых знаний и опыта во время прохождения муниципальной службы. Исследователями указывается на необходимость обеспечения постоянного и непрерывного характера профессиональной подготовки: «Во главу угла кадровой политики ставится постоянное и непрерывное повышение профессиональных качеств кадрового состава муниципальной службы» [4, с.86] .

Рассматривая практику организации профессиональной подготовки сотрудников администрации городского округа «Город Чита» можно отметить следующее.  Общая численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления города Читы в настоящее время составляет 455 человек [8], в том числе:

- Дума городского округа «Город Чита» – 14 человек;

- Контрольно-счетная палата городского округа «Город Чита» – 4 человека;

- администрация городского округа «Город Чита» – 430 человек;

- управление регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» -7 человек.

В рамках Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на период до 2030 г., администрацией городского округа разработан Комплексный план на 2020-2024 гг. Раздел 6 данного Комплексного плана посвящен развитию системы муниципального управления Реализация данного направления  должна быть осуществлена при помощи осуществления мероприятий по развитию кадрового потенциала муниципальной службы. Единственное мероприятие данного плана предусматривает обучение в целях профессионального развития в течение 2021 – 2024 годов ежегодно по 15 муниципальных служащих (3,3% от общего числа) без финансового обеспечения.

Представляется, что в условиях динамично развивающихся процессов в местном самоуправлении, которые делают необходимым совершенствование профессиональной квалификации сотрудников, такая невесомая доля муниципальных служащих, запланированная для профессиональной подготовки, явно недостаточна.

Как правило, органами местного самоуправления приняты муниципальные правовые акты о формировании кадрового резерва. В частности, в городе Чита  принято постановление администрации городского округа «Город Чита» от 01.02.2017 № 33 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского округа «Город Чита», ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах». Постановлением определено, что основной целью создания кадрового резерва является «повышение уровня мотивации муниципальных служащих к профессиональному росту и развитию» [3].

Официальный сайт  администрации содержит информацию о  составе лиц,  включенных в резерв управленческих кадров, утвержденный комиссией по работе с резервом управленческих кадров от 04.04.2022 года. В списке числится 13 человек, из них 12 – муниципальных служащих и один – руководитель муниципального учреждения.

В таблице 2 приведен анализ состава и структуры резерва управленческих кадров городского округа «Город Чита» в 2017 – 2022 годах.

Как видим, в резерве управленческих кадров городского округа «Город Чита» общее число муниципальных служащих не изменилось и составило 13 человек. В списке 2017 года в резерве числились муниципальные служащие, включенные в список на основании протокола комиссии от 2015 г., то есть, время нахождения сотрудников в резерве составляло 2 года. В течение последующих пяти лет из резерва выбыли 5 человек (38,5%) и аналогичное число было включено в резерв на основании протокола от 2021г.

 

Таблица 2. Анализ  изменения состава и структуры резерва управленческих кадров за 2017 – 2022 гг. [11]

Показатели

2017г

2022г

Число в
списке резерва (чел.)

Доля
в общем количестве (%)

Число в
списке резерва (чел.)

Доля
в общем количестве (%)

Выбыли из списка

 5

38,5

Включены в список

5

38,5

Период нахождения в резерве
1 год

5

38,5

2 года

13

100,0

0

7 лет

8

 61,5

Возраст:
18 – 30 лет

 -

 -

31 – 40 лет

5

38,5

2

15,4

41 – 50 лет

8

61,5

8

61,5

51 – 60 лет

0,0

3

23,1

Итого

13

13

В результате 5 человек или 38,5%  от общего числа по состоянию на апрель 2022 года числились в резерве менее одного года, а стаж нахождения в резерве 8-и человек (61,5%) составил более семи лет.

В данном случае администрацией допускается нарушение положения о кадровом резерве, а именно игнорируется порядок, в соответствии с которым по истечении 3-х лет нахождения участника в кадровом резерве для замещения одной и той же должности он подлежит исключению из резерва.

Возрастной состав числящихся в резерве муниципальных служащих меняется в сторону увеличения возраста. Несмотря на то, что в соответствии с положением право на включение в резерв имеют лица, достигшие 18 лет, муниципальные служащие в возрасте от 18 до 30 лет в резерве отсутствуют. Доля лиц в возрасте 31 – 40 лет сократилась с 38,5% в 2017 году до 15,4% в 2022 году, доля лиц в возрасте 41 – 50 лет осталась прежней и составила 61,5%.  В 2022 году в резерве появилась категория лиц 51 – 60 лет, доля которых составила 23,1%.

Именно данная возрастная категория лиц в возрасте 51 – 60 лет, числящаяся в резерве управленческих кадров городского округа «Город Чита» более 7 лет, подлежит исключению из резерва в соответствии с положением о кадровом резерве. Вместе с тем данные лица были включены в резерв, поскольку соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим должностям муниципальной службы и способны  эффективно исполнять должностные обязанности на муниципальной службе, имеют профессиональный подход к исполнению служебных обязанностей.

Данные качества как нельзя лучше подходят для передачи опыта муниципальным служащим с небольшим опытом работы или только что пришедшим на муниципальную службу. В данном случае целесообразно применение наставничества – кадровой технологии по передаче опыта и обучению муниципальных служащих непосредственно на рабочем месте, направленной на адаптацию сотрудника при поступлении на должность и сокращение ее периода, привитие опыта профессионального исполнения должностных обязанностей, на повышение результативности муниципальной службы.

В итоге можно отметить следующие недостатки в системе профессиональной подготовки муниципальных служащих города Чита:

- предусмотренное планом развития кадрового потенциала муниципальной службы обучение в течение 2021 – 2024 годов ежегодно по 15 муниципальных служащих или 3,3% от их общего числа, не способствует достижению стратегических планов социально-экономического развития городского округа «Город Чита», поскольку не соответствует темпам развития местного самоуправления и системы муниципальной службы;

- формирование резерва управленческих кадров носит элементы формального характера, о чем свидетельствует многолетний период нахождения в резерве высококвалифицированных, компетентных, ответственных, инициативных кадров;

- отсутствие системы служебного продвижения муниципальных служащих отрицательно влияет на выработку мотивированной потребности в повышении уровня профессиональной подготовки;

- несмотря на наличие нормативно-правового обеспечения федерального и регионального уровня, а так же накопленного положительного опыта других муниципальных образований в применении наставничества, в городе Чита  не используется такой ресурс, как опыт  высокопрофессиональных компетентных сотрудников в целях ознакомления поступивших муниципальных служащих с условиями служебной деятельности,  способствования развития  личностных качеств в направлении овладения профессией, а также снижения текучести кадров.

В целях совершенствования профессиональной подготовки служащих органов местного самоуправления города Чита предлагаются следующие меры:

- совершенствование законодательства о муниципальной службе в направлении повышения мотивации в повышении профессионализма путем закрепления влияния результатов обучения и повышения классификации муниципальных служащих на их должностные перемещения по службе;

- в стратегические планы развития муниципальной службы включать создание системы управления карьерой, управления кадровым резервом;

– разработка муниципального правового акта – положения об организации наставничества с определением целей, задач, прав и обязанностей участников наставничества, порядка организации, перечня мотивирующих факторов развития наставничества (продвижение по службе, материальные поощрения и др.).

Исследование механизмов профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления, проведенное путем анализа практики организации профессиональной подготовки в городе Чите, показало ряд проблем,  связанных с разработкой незначительных,  не способствующих достижению стратегических планов социально-экономического развития городского округа «Город Чита», программ обучения персонала, с отсутствием системы служебного продвижения муниципальных служащих, что не способствует выработке у муниципальных служащих мотивированной потребности в повышении уровня профессиональной подготовки, с неиспользованием инновационных кадровых технологий в виде наставничества.

В целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления предложено совершенствование законодательства о муниципальной службе в направлении повышения мотивации в повышении профессионализма, формирование системы управления карьерой и кадровым резервом, разработка правового обеспечения на местном уровне организации наставничества.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О муниципальной службе в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2338.
  3. Постановление администрации городского округа «Город Чита» от 01.02.2017 № 33 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского округа «Город Чита» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446154835
  4. Галиаскарова К. Р. Совершенствование системы профессионального образования муниципальных служащих / К. Р. Галиаскарова, В. О. Жданов // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — Т. 1. — С. 86-90.
  5. Гарипов Р.С., Шайхатдинов В.Ш. Организационно-правовые вопросы наставничества как необходимого элемента государственной гражданской и муниципальной службы // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-voprosy-nastavnichestva-kak-neobhodimogo-elementa-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-i-munitsipalnoy-sluzhby (дата обращения: 24.05.2022).
  6. Забнева Э. И. Профессионализм муниципальных служащих: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Чита – 2019г // Электронный ресурс. Режим доступа: http://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Zabneva/Avtoreferat_Zabnevoj_E.I.pdf.
  7. [1] Кеменев Д.А. Наставничество как новый формат профессионального развития госслужащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-novyy-format-professionalnogo-razvitiya-gossluzhaschih (дата обращения: 24.05.2022).
  8. Лимиты численности муниципальных служащих городского округа «Город Чита» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов// Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/571084532/titles/1R28N41
  9. Росстат РФ. Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы // Электронный ресурс. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13288
  10. Современные кадровые технологии в органах власти: монография / А.М. Беляев, Е.Д. Богатырев, А.И. Галкин и др.; под общ. ред. С.Е. Прокофьева, А.М. Беляева, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2015. 662 с.
  11. Список лиц включенных в резерв управленческих кадров городского округа «Город Чита» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://admin.msuchita.ru/список-лиц-включенных-в-резерв-управленческих-кадров-городского-округа-город-чита.
  12. Усманова Р.М. Проблема реализации принципа учета исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 61 – 65.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Капустин Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация