К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кудряшова Юлия Анатольевна
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
магистрант

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные проблемы изучения развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе. Автор статьи анализирует подходы к определениям «внимание» и «произвольное внимание» и раскрывает особенности и этапы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Ю.А. К проблеме развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/10/54977 (дата обращения: 22.02.2024).

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, предмете, обеспечивающая его особенно четкое отражение. Но внимание – это  не только условие успешной деятельности, но и важнейший динамический показатель протекания всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Проблеме изучения внимания уделяют внимание педагоги и психологи В. В. Белоус, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноблин, Н. Ф. Добрынин, И. В. Дубровина, Е. П. Ильин, С. С. Левитина, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Т. Рибо, П. В. Симонов и др.

В дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые цели – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры, он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к развитию нового уровня внимания, которое характеризуется произвольностью.

В исследованиях Л. С. Выготского [2], П. Я. Гальперина [3], С. Л. Рубинштейна [14] представлены сведения о том, что у детей старшего дошкольного возраста произвольное внимание недостаточно устойчиво, носит эмоциональный характер, характеризуется повышенной отвлекаемостью, слабой сосредоточенностью, что, в дальнейшем, может отрицательно повлиять на успешность обучения ребенка в школе. Дети с недостаточно развитым произвольным вниманием испытывают затруднения в самостоятельном управлении своим вниманием, они неусидчивы, не могут контролировать свое поведение, имеют проблемы с дисциплиной, им сложно выполнять инструкции педагога.

В связи с этим особого внимания требует развитие произвольного внимания и его функциональных свойств (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение) у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическим основанием для изучения особенностей  развития внимания в дошкольном возрасте послужили работы Л.С. Выготского,
П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна, о роли внимания в деятельности человека;  И.И Баскакова, Т.В. Башаева, А.Н. Лурия, раскрывающие физиологические основы внимания.

Содержательные характеристики развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте  представлены в исследованиях
Т. В. Башаевой, В. С. Мухиной, Е. Ю. Обуховой, А. А. Осиповой,
Г. А. Урунтаевой.

Л. С. Выготский отмечал, что произвольное внимание возникает из-за того, кто  окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» [2].

В. Вундт представил хронологию этапов  развития внимания. Первый этап внимания приходится на первые недели-месяцы жизни. В этот период появляется ориентировочный рефлекс, который является объективным врожденным признаком непроизвольного внимания ребенка [1].

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания: на 10-12 день жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители, и только тогда, когда они резко меняются. К концу первого месяца ребенок в течение нескольких секунд может следить за ярким и блестящим предметом, который движется на метровом расстоянии от его глаз.

В три месяца ребенок начинает интересоваться объектами, с которыми связана его жизнь. С шести месяцев дети проявляют интерес к окружающим их предметам. Рассматривают их, вертят в руках, берут в рот. Возможность манипулирования вещами расширяет круг объектов внимания. Дети проявляют интерес к блестящим предметам, это говорит о том, что непроизвольное внимание в этом возрасте уже достаточно развито. К шести месяцам увеличивается длительность зрительного сосредоточения и длительность расстояния до фиксируемого предмета.

На втором этапе развития внимания возникает ориентировочно-исследовательская деятельность, которая выступает в качестве средства будущего развития произвольного внимания. Время сосредоточения на занятиях с разными предметами составляет 8-10 минут.

Третий этап развития внимания приходится на второй год жизни. В этом возрасте проявляются начатки произвольного внимания, которые формируются под влиянием речевых инструкций взрослого. Предполагают, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка, где окружающие постепенно приучают делать не то, что хочется ребенку, а то, что ему делать необходимо.

Четвертый этап развития внимания приходится на второй-третий год жизни. В этом возрасте произвольное внимание развито достаточно хорошо. В возрасте двух лет ребенок уже хорошо передвигается, и он приобретает умения не просто манипулировать предметами, а  выполнять простейшие действия. Формирование произвольного внимания в этом возрасте происходит, главным образом под влиянием взрослых, которые предъявляют детям  разные требования. Вместе с произвольным вниманием  на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Ребенок знакомится с большим количеством предметов, учится разбираться в простейших отношениях. Все это способствует обогащению опыта ребенка и развивает его интересы и внимание.

На пятом этапе концентрировать  внимание на конкретных предметах, опираясь на указания взрослого. В возрасте 5-6 лет появляется зачатки произвольного внимания, которое выражается в форме ориентации собственной деятельности с помощью самоинструкции и ориентируясь на внешние средства. В семь лет произвольное внимание продолжает свое формирование и повышается его уровень [1].

Старший дошкольный возраст характеризуется ростом устойчивости и концентрации внимания. Личность и волевые качества также являются характеристиками развития произвольного внимания. Дошкольники испытывают трудности в концентрации своего внимания, так как достаточно отвлекаются на внешние факторы.

Основной характеристикой динамики развития внимания у детей дошкольного возраста проявляется в том, что они уже умеют управлять своим вниманием  и сознательно направляют его на определенные объекты и явлениям, используя доступные им средства для их удержания.

Чтобы привлечь внимание детей старшего дошкольного возраста необходимо научить дошкольника самоконтролю, умению планировать свои действия, следовать намеченному плану. Своевременное и целенаправленное развитие познавательных способностей старших дошкольников, способствует повышению уровня внимания.

Таким образом, проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучение данной проблемы актуально и в настоящее время.


Библиографический список
  1. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. – Москва: Просвещение, 2015. – 372 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека/ Л. С. Выготский — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
  3. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. – Москва: Сфера, 2016. – 185 с.
  4. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н. Ф. Добрынин. – М.: Просвещение, 1958. – С. 256-260.
  5. Кельцинова, А. В. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр / А. В. Кельцинова, Л. Д. Андреева. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 49. – С. 1323-1326.
  6. Коломинский, А. А. Человек: психология / А. А. Коломинский. – Москва: Просвещение, 2016. – 219 с.
  7. Кочергина, В. Н. Психолого – педагогическая работа по развитию свойств внимания старших дошкольников / В. Н. Кочергина // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2017. – № 5. – С. 137-140.
  8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005. – 448 с.
  9. Кравцова, О. Е. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста / О. Е. Кравцова, М. А. Жирнова // Молодой ученый. – 2018. – №13 (1). – С. 30-33.
  10. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка / С. С. Левитина. – Москва: Профи, 2017. – 235 с.
  11. Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – Москва: Сфера, 2016.– 291 с.
  12. Набибулина, Н. В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников / Н. В. Набибулина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – Чебоксары, 2016. – 3 (8). – С. 120-122.
  13. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер 2000. – 720с.
  14. Урунтаева, Г. А. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника / Г. А. Урунтаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. – С. 24–33.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: