РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Федосеева Любовь Алексеевна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Красильникова Галина Александровна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье характеризуется роль самообразования в осуществлении квалифицированной профессиональной подготовки. Авторы обуславливают необходимость самообразования студентов, выделяют показатели самореализации студентов, рассматривают понятия самообразовательной компетенции и готовности к самообразованию, анализируют виды самообразования, разрабатывают рекомендации по успешному осуществлению самообразования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Илюшина Е.С., Красильникова Г.А., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Роль самообразования в формировании будущего специалиста // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47778 (дата обращения: 21.02.2024).

Активизация стремления обучающегося к самообразованию представляет собой важнейшую часть его профессиональной подготовки и профессионального становления. Фундамент самообразования личности студента — тщательное планирование собственной деятельности, своих планов, чёткая постановка личностных целей. Самообразование в своей сущности носит осознанный и целевой характер. Оно позволяет будущим квалифицированным специалистам осуществлять гностическую деятельность, которая ориентирована на получение определённого перечня знаний о собственной профессии, развитие умений и навыков профессионального характера.

П.И. Пидкасистый отмечает, что необходимость самообразования в процессе квалифицированной подготовки специалистов обуславливается крайне быстрым развитием общества, высокими темпами научно-технического прогресса [1].

Самообразование также можно определить как самостоятельную, специально-организованную и систематическую деятельность, ориентированную на достижение определённых общественно и личностно значимых результатов собственного развития. Благодаря непрерывному продолжению процесса самовоспитания восполняются пробелы в духовном развитии.

В.В. Байлук отмечает, что интегральная функция самообразования — это самореализация студента в познании, показатели которой выглядят следующим образом

—  формирование потребности в непрерывном самообразовании, самообучении и самосовершенствовании;

— усвоение образовательной информации и сё устойчивое понимание;

— наличие установки на применение приобретённых в процессе самообразования, умений и навыков в деятельности, которая носит личностно значимый характер;

— развитие мыслительных способностей;

— преобразование самообразования в деятельность, которая носит проектный или научно-исследовательский характер [1]

Р.Р. Сагитова вводит понятие самообразовательной компетенции и определяет её как «интегрированную характеристику личности, включающую в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной, социальной самореализации человека» [2].

Исследователь Е.С. Рапацевич определяет готовность к самообразованию в качестве интегрального личностного качества, характеризующегося наличием потребности в поиске новых методов мышления, овладении новыми умениями и навыками, постоянном развитии собственных мыслительных способностей, постоянного проявления познавательной активности [4]

Исследователь Б.Н. Гамидуллаев выделяет два вида самообразования — автономное и системное. Автономное вызвано личностной потребностью в обучении и самосовершенствовании. То есть это когда изучение новой информации вызвано интересом непосредственно студента. При этом студент сам определяет цели самообразования и тот объём учебного материала, который он хочет освоить. В рамках данного вида самообразования контроль за образовательной деятельностью преобразуется в самоконтроль и самоуправление [3].

Системное самообразование направляется и стимулируется образовательной организацией. То есть при системном самообразовании этот процесс управляется не самим студентом, а скорее иными субъектами образовательного процесса. Студенты выполняют то задание, которое им дали, и занимаются углублением учебного материала для наиболее полного освоения [2].

Можно выделить следующие рекомендации по успешному осуществлению самообразования с целью результативной и эффективной  квалифицированной профессиональной подготовки:

— учёт всей совокупности аспектов практического применения знаний, приобретённых в процессе самообразовательной деятельности;

— разработка собственной программы самообразования, включающую способы, формы, методы и средства достижения поставленных целей;

— направленность программы на те знания, умения и навыки, которые необходимы студенту не только в процессе обучения, но и в будущей профессиональной деятельности;

— учет последних изменений науки, экономики и техники.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что такой процесс как самообразование непосредственно влияет на личностный рост студентов и профессиональный рост будущих квалифицированных специалистов. Данный процесс способствует обеспечению саморазвития обучающихся, активизации их творческого потенциала в работе, стимулирует такие личностные качества, как самостоятельность и инициативность. Таким образом, самообразование играет огромную роль для квалифицированной профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов и профессионалов своего дела.


Библиографический список
  1. Байлук В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха / В.В. Байлук.- Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 154 с
  2. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. Ростов в/Д : Феникс, 2006. 589 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 256 с.
  4. Педагогика: большая соврем. энцикл. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Соврем. слово, 2005. 720 с.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: