СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГАПОУ СО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Дмитриева Марина Георгиевна
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»

Аннотация
Опыт работы заочного отделения Нижнетагильского торгово-экономического колледжа в течение 52 лет позволяет выявить динамику развития таких показателей, как расширение контингента, расширение количества специальностей, рост качественной успеваемости. Анализ данных показателей свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня качества заочного обучения в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже.
Положительные результаты деятельности заочного отделения НТТЭК достигнуты благодаря тому, что в течение многих лет складывалась устойчивая система построения и сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся. При реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта именно система построения и сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся дает возможность организовать такое образовательное пространство, которое обеспечивает высокий уровень качества образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриева М.Г. Система сопровождения индивидуальной образовательной траектории на заочном отделении: из опыта работы ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47773 (дата обращения: 10.03.2024).

Заочное образование сегодня все чаще является актуальной альтернативой очному обучению. Начиная с 1969 года в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже (изначально – Техникуме Советской торговли) функционирует и успешно развивается заочное отделение. Преподаватели колледжа из года в год разрабатывают и применяют новые технологии, методики, формы обучения для того, чтобы наиболее полно и качественно удовлетворить потребности современного студента.

Колледж стал одним из первых образовательных учреждений СПО Свердловской области, в котором  в 2003 на базе заочного отделения был создан Центр Дистанционного Обучения, в рамках деятельности которого ведется подготовка специалистов  с применением дистанционных образовательных технологий. Благодаря этому среднее профессиональное образование в нашем регионе стало доступно для большинства людей, независимо от их места проживания. К 2020 году количество обучающихся с помощью дистанционных технологий возросло более чем в 10 раз – с двадцати человек в 2003 году до трехсот человек в 2020 году.

Опыт работы заочного отделения Нижнетагильского торгово-экономического колледжа в течение 52 лет позволяет выявить динамику развития таких показателей, как расширение контингента, расширение количества специальностей, рост качественной успеваемости. Анализ данных показателей свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня качества заочного обучения в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже.

Положительные результаты деятельности заочного отделения НТТЭК достигнуты благодаря тому, что в течение многих лет складывалась устойчивая система построения и сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся. При реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта именно система построения и сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся дает возможность организовать такое образовательное пространство, которое обеспечивает высокий уровень качества образования.

Основными элементами такой системы можно выделить следующее:

1. Нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Заочное обучение – это большой объем самостоятельного обучения, так как изучение учебного материала осуществляется на основе самостоятельной работы студента.  В связи с этим важным является построение индивидуального образовательного маршрута с описанием всех учебных единиц, этапов и сроков промежуточной и итоговой аттестации. Перед началом учебного процесса для каждого студента составляется Индивидуальный Учебный план (ИУП) и Инструкция студента заочного отделения. В этих документах обозначаются все УД, МДК и ПМ, ПП и ПДП, периоды и сроки аттестационных мероприятий, памятки для выполнения самостоятельной работы.

В этом процессе также необходима разработка специально адаптированного учебно-методического комплекса и организация самостоятельной работы студента заочного отделения. В нашем колледже для каждой специальности разработан электронный УМК, с содержанием которого студент может ознакомиться в Каталоге образовательных ресурсов.

2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Важным элементом  сопровождения обучающихся в НТТЭК является методист заочного отделения, который является своеобразным связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса.

Важной фигурой образовательного процесса является преподаватель-куратор, который сопровождает студентов в течение всего процесса обучения на заочном отделении. В колледже такой преподаватель-куратор ведет учебные группы по отдельной специальности. К такому преподавателю предъявляются высокие требования. Он должен обладать высокой информационной культурой, навыками разработки электронных учебно-методических комплексов, владеть основами психологии общения, методиками активного и интенсивного обучения. Он должен реализовывать индивидуальный подход и особое отношение к обучаемому.  Именно такой преподаватель в системе заочного обучения определяет его качество и результативность. Это преподаватель-тьютор, который выступает в роли консультанта, помощника и наставника, оказывает помощь студентам в организации самостоятельной работы.

3. Организация образовательного процесса с применением информационно-коммуникативных и дистанционных технологий.

Процесс развития в Росси информационного общества ставит перед системой образования задачу внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных и дистанционных технологий. Поэтому важным направлением деятельности любого прогрессивного образовательного учреждения, если оно стремится остаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, является компьютеризация учебного процесса и использование современных образовательных технологий как инструмента изучения различных учебных единиц.

В нашем колледже заочное обучение осуществляется на основе сочетания Кейс-технологий и Интернет-технологий. Интернет-технология осуществляется посредством виртуальной образовательной системы DISTALine. Студент заочного отделения НТТЭК одновременно  является пользователем электронного Учебного сервера, который размещен на специализированном сайте distaline.ru. Электронная образовательная система DISTALine включает в себя электронные учебно-методические материалы, форум для общения и консультирования.

В начале учебного процесса каждый студент получает доступ к данному Интернет-ресурсу. На образовательном портале сайта distaline.ru обучающийся имеет возможность просмотреть график учебного процесса, расписание индивидуальных консультаций, контактную информацию и адреса электронной почты преподавателей колледжа. На форуме студент может общаться с преподавателями посредством личных сообщений.

Заочное образование, особенно с применением дистанционных технологий, доступно всем – сельским жителям, людям с ограниченными возможностями здоровья, молодым матерям, студентам, желающим получить второе образование, тем, кто не имеет возможности обучаться по традиционным формам.

Заочное образование всегда будет востребовано, так как всегда будут люди, которым необходимо совмещать работу и обучение. Динамично развивающаяся экономика вынуждает человека в процессе жизни несколько раз менять сферы профессиональной деятельности, а также постоянно повышать свой профессионализм. Следствием этого является потребность в непрерывном профессиональном образовании, в профессиональной переподготовке. Система заочного образования, отвечающая высоким требованиям рынка труда, может быть рассмотрена как приоритетное направление профессиональной подготовки специалиста.

Для достижения высокого качества образования и удовлетворения потребностей общества и личности необходимо постоянное совершенствование всей системы заочного обучения, начиная с изменения содержания учебного процесса, заканчивая внедрением инновационных педагогических технологий. Необходимо постоянное создание и обновление специальных электронных учебно-методических материалов для заочников, более широкое привлечение интернет-ресурсов, а также элементов дистанционного обучения.

За 52-летний период работы заочное отделение Нижнетагильского торгово-экономического колледжа достигло стабильно высоких результатов в своей работе. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Администрацией и методическим отделом колледжа разработана Программа развития заочного отделения, которая ежегодно корректируется и обновляется.  Приоритетным направлением деятельности заочного отделения НТТЭК на последующий период определено более плотное взаимодействие предприятий и колледжа, что даст возможность формировать группы заочного отделения непосредственно из сотрудников предприятий.  В данном случае мы будем иметь возможность строить содержание программы исходя из потребностей предприятия. Всё это может помочь в том, чтобы поднять заочное обучение на новый качественный уровень, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики.


Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013). –Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).
  2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2.– Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).


Все статьи автора «Дмитриева Марина Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: