УДК 347.963

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Бердникова Карина Эрфановна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Красильникова Галина Александровна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

Аннотация
В соответствии со смыслом ст.81 УИК РФ лицо должно отбывать наказание в одном органе, исполняющем наказание. Здесь прокурор должен проверить взаимосвязь перевода осужденного в другое учреждение, причины таких действий, а также доказательства конкретных причин перевода. В данной статье рассматриваются порядок и основные виды нарушений, выявляемых в ходе проведения прокурорской проверки.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чегулова А.А., Красильникова Г.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Регламентация и порядок проведения прокурорской проверки за исполнением уголовных наказаний // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47771 (дата обращения: 12.06.2022).

Прокурору важно проверить сроки отбывания уголовных наказаний, а также соблюдение норм, если наказание заканчивается в выходной или праздничный день. Прокурор смотрит, как реализуется порядок освобождения осужденных, соответствует ли режим отбывания наказания требованиям законодательства.

Для сформирования решения по итогам проведенной проверки прокурор сравнивает результаты с проведенной ранее проверкой. Анализирует, какие изменения произошли за отчетный период, эффективны ли меры предупреждения совершения преступлений органами и учреждениями, исполняющими наказание [3]. Для проведения сравнительной характеристики, прокурор использует информацию, которая находится в статистической отчетности исправительного учреждения о преступности, материалах служебных расследованиях.

Для того, чтобы дать объективную оценку исполнению ст.82 УИК РФ, необходимо установить [1]:

- все ли возможные действия исполняются должным образом, которые направлены на охрану лиц, отбывающих наказание на внешней территории, достаточно ли данных мер;

- имеет ли существующая охранная система инструменты для пресечения побегов осужденными, массовых беспорядков.

- реализовано ли предотвращение проникновения на территорию исполнительного учреждения запрещенных объектов или лиц, которые не должны там находиться.

Среди распространенных нарушений, которые допускают исправительные учреждения, являются нарушения, связанные с оплатой труда лиц, отбывающих наказание. Чаще всего это: выплата зарплаты ниже установленного минимума размера оплаты труды, либо факты сверхурочного использования труда осужденных в праздничные или выходные дни. Нарушение установленных требований, в части оплаты труда осужденных порождает проведение бунтов, разъединение осужденных.

К наиболее часто встречающимся нарушениям также относят нарушения, связанные с охраной труда и технической безопасностью, режимом труда и отдыха осужденных. Такие нарушения обычно влекут отрицательные последствия для здоровья лиц, отбывающих наказание.

В ходе реализации проверки за исполнением уголовных наказаний, прокурор также обращает внимание на соблюдение требований законодательства в области обязательного образования лиц, отбывающих наказание. Получая образование, осужденный повышает культуру, духовные ценности, что способствует его исправлению.

В соответствии со ст.113, 115 УИК РФ к осужденному могут быть применены меры поощрения или взыскания[1]. Здесь прокурор должен проверить законность такого предоставления.

Прокурор также осуществляет надзор за исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

При проведении таких проверок, прокурор также оценивает законность действий и решений администрации уголовно-исполнительных инспекций. Конкретно, прокурор должен проверить законность постановки и снятия с учета осужденного. Доказательством будет служить копия приговора суда, вступившего в законную силу. Для целостности проверки постановки на учет, прокурор делает сверку документов и записей. Различные категории граждан, осужденных к уголовному наказания, закреплены в разных журналах учета. Прокурор проверяет наличие личных дел на каждого осужденного, учетная карточка [2].

В качестве наиболее распространенных нарушений выделяют нарушения в сфере законности проведения первичных мероприятий по розыску осужденных.

Проверяется соблюдение законодательство в области проведения воспитательных мероприятий с осужденными. Инспекции должны организовывать воспитательную работу, путем привлечения общественных объединений в исправлении осужденных. Воспитательные мероприятия заключается в совокупности мер, которые помогают осужденному справиться с интеллектуальными, духовными преградами. Комплекс воспитательных мероприятий способствует становлению личности осужденного за счет вовлечения его в трудовую, общественную или спортивную жизнь.

Воспитательные мероприятия составляются в соответствии с индивидуальными особенностями лица, отбывающем уголовное наказание. Учитывается его отношение к трудовой деятельности, уровень исполнительности и иные обстоятельства [2]. Здесь прокурор проверяет факт проведения воспитательных мероприятий, проводились ли индивидуальные беседы с наказанными, родственниками. Определяется, какое значение оказали проведенные мероприятия на сознание осужденного.

Прокурор проверяет законность применения к лицам, отбывающим наказание, поощрительных и взыскательных мер. В этом русле прокурор знакомится с доказательствами решения наложения мер, проверяется соответствие совершенного деяния и меры поощрения или взыскания. Выясняется, был ли соблюден порядок наложения меры и своевременно ли были проведены соответствующие мероприятия. Инспекция имеет право посещать место жительства осужденного или его рабочее место. По результатам проверки инспекция составляет справку.

Важным правом осужденных здесь является их право обращаться с соответствующими заявлениями, предложениями и жалобами к администрации инспекции. В соответствии с книгой регистрации жалоб осужденных, прокурор проверяет, как ведется проверка по устранению проблем [3].

Таким образом, прокурорский надзор реализуется в ходе выявления нарушения законодательства со стороны должностных лиц учреждений, исполняющих наказание. Прокурор обязан провести проверки и разрешить проблемную ситуацию, при наличии виновных, привлечь их к соответствующей ответственности. Прокурор наделен достаточным кругом компетенций для качественного выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований в области защиты прав и интересов осужденных.


Библиографический список
  1. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020)// СПС КонсультантПлюс.
  2. Рубцова О.Н. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-administratsiyami-organov-i-uchrezhdeniy-ispolnyayuschih-nakazaniya-ne (дата обращения: 25.12.2021).
  3. Салимжанов Д.Н. Сущность и содержание прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-prokurorskogo-nadzora-v-mestah-ispolneniya-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobody (дата обращения: 25.12.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация