ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В КУПИРОВАНИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Клевцова Александра Ефимовна
Кемеровский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в купировании тревожности старших дошкольников. Автор статьи указывает методики для исследования уровня тревожности старших дошкольников и приводит результаты диагностики.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Клевцова А.Е. Возможности сказкотерапии в купировании тревожности старших дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47712 (дата обращения: 29.02.2024).

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии, одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. В Большом толковом словаре  под редакцией А. Ребер, тревожность трактуется следующим образом: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения» [Ребер Словарь]. В настоящее время число тревожных детей значительно увеличилось. Дети отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проявления и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Проблема эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является объектом исследования  ведущих педагогов и психологов.

Изучением эмоциональной сферы детей занимались ведущие специалисты в области специальной психологии Н. Л. Белопольская, Т. Г. Богданова, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, Е. Е. Дмитриева, А. В. Запорожец, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский, И. Ю. Левченко, М. И. Лисина, В.С. Мухина, И. И. Мамайчук, О. С. Никольская, В. Г. Петрова, С. Л. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, О.Н. и др.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, вызывающих повышенную тревогу большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. По мнению психологов Г. М. Бреслава, В. И. Долгова, С. С. Журбенко, А. В. Карпова, А. М. Прихожан, Д. Б. Эльконина и др. эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей [Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей Семейная психотерапия. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 307 с]. А. М. Прихожан определяет тревожность, как: «устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени». По мнению автора, она имеет свою побудительную силу и постоянные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Тревожность характеризуется сложной структурой, включающей в себя когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты. Но при этом эмоциональный аспект является ведущим

Важнейшей проблемой является влияние уровня тревожности ребенка на его деятельность, поскольку повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность дошкольника, особенно значимую. В связи с этим, исследователи отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает преимущественно отрицательное влияние на результаты деятельности детей старшего дошкольного возраста, когда разница в поведении на занятиях и вне их весьма существенна. Так, вне занятий такие дети общительные и непосредственные, но в процессе занятий они зажаты и напряжены. На вопросы они отвечают тихим, глухим голосом, иногда заикаясь. При этом темп их речи может варьироваться от торопливой до замедленной, затрудненной, причем зачастую наблюдается двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует каким-либо предметом.  Таким образом, высокий уровень тревожности может значительно усугублять проявления негативных сторон так называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной с тревожностью старших дошкольников, является ее купирование.

В соответствии с целью исследования были изучены проявления тревожности старших дошкольников. Респондентами являлись дети в возрасте 6-7 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 старших дошкольников, из них 16 (53 %) мальчиков и 14 (47 %) девочек.

Для исследования уровня развития речи старших дошкольников мы использовали следующие методики: Проективная методика М. З. Дукаревич «Несуществующее животное» (выявление уровня тревожности старших дошкольников); методика С. В. Велиевой «Паровозик» (определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика «Страхи в домиках (выявление преобладающих видов страхов); опросник на тревожность детей Г.П.Лавреновой и Т.М.Титаренко (выявление тревожного ребенка в группе сверстников); методика Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена  «Детский тест тревожности» (определение общего уровня тревожности).

Результаты исследования уровня тревожности следующие: у 10 (33%) испытуемых выявлена ярко выраженная агрессия, в рисунках испытуемых присутствует от 3 до 6 признаков агрессии. У остальных 40% испытуемых признаки агрессии проявляются незначительно. Также с помощью методики М. З. Дукаревича мы провели ранжирование признаков агрессии, выявленных при анализе рисунков испытуемых. У 47% испытуемых выявлены агрессивные приспособления, у 37% присутствуют признаки вербальной агрессии, 30% испытуемых использовали острые импульсивные линии, что является показателем повышенного уровня тревожности. Таким образом у 9 (30%) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности; у 13 (44%) – средний уровень тревожности. Остальные 8 (26%) испытуемых показали низкий уровень тревожности.

По результатам методики на выявление степени позитивного и негативного психического состояния выявлены следующие результаты: у 17 (57%) испытуемых выявлено ППС – позитивно психическое состояние; у 6 (20%) испытуемых выявлено НПСнс – негативное психическое состояние низкой степени; у 7 (23%) испытуемых выявлено НПСсс – негативное психическое состояние средней степени.

Таким образом, 13 (43%) испытуемых имеют негативное психическое состояние в разных степенях выраженности. Эту группу испытуемых можно отнести к категории социального риска и нуждаются в коррекции

В ходе методики «Страхи в домиках» были выявлены преобладающие виды страхов и  выраженность их проявления у старших дошкольников. Наибольшее количество испытуемых испытывают страхи умереть (70%), страх смерти родителей (70%),страх чудовищ (60%), страх темноты (60%), страх увидеть страшные сны (55%), страх перед мамой и папой (50%), боязнь врачей и боли (35%).

Испытуемые практически не испытывают страхов нападения бандитов, глубины, стихии, боязни крови, неожиданных звуков, замкнутого пространства, войны, больших улиц.

Для выявления уровня тревожности испытуемых на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от родителей, использовался опросник Г. П. Лавреновой и Т. М. Титаренко. По результатам опроса выявлены следующие результаты: у 12 (40 %) испытуемых выявлена высокая тревожность, которая проявляется в излишнем беспокойстве, напряжении и скованности; у 13 (43%) испытуемых выявлен средний уровень тревожности, который проявляется; у 5 (17%) испытуемых, опираясь на данные опросника имеют низкий уровень тревожности, который проявляется в том, что испытуемые слишком спокойно переносят все негативные моменты жизни.

Методика Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» показала следующие результаты: высокий уровень индекса тревожности выявлен у  3(10%) испытуемых; средний уровень индекса тревожности выявлен у 20 (67%) испытуемых; низкий уровень индекса тревожности выявлен у 7 (23%) испытуемых.

Итак, результаты констатирующего этапа эксперимента показывают высокий уровень тревожности у испытуемых, наличие признаков вербальной агрессии, склонность к агрессии с целью самозащиты и наличие устойчивых признаков агрессии; преобладание позитивно-психического состояния испытуемых; преобладание типичных возрастных страхов (умереть, смерти родителей, наказания, сказочных персонажей, страшных снов, и т.д.); средний индекс уровня тревожности.

Таким образом, эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста характеризуется высоким уровнем общей тревожности и доминированием негативных проявлений эмоциональных переживаний

С целью создания условий для преодоления тревожности и страхов старших дошкольников была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа.

Программа представляет курс специальных занятий, направленных на купирование тревожности и преодоление страхов старших дошкольников. Она обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития эмоциональной сферы старших дошкольников. В данной программе, наряду с традиционными методами коррекции эмоционально-личностных нарушений, мы применяли элементы сказкотерапии как средства психологической коррекции при работе со старшими дошкольниками.

С целью отслеживания эффективности коррекционно-развивающей программы нами был проведено контрольное исследование с применением методик констатирующего этапа. Мы выявили, что у старших дошкольников в процессе коррекционно-развивающей работы с использованием средств сказкотерапии отмечается положительная динамика эмоционально-личностных нарушений.

Также в качестве результативности можно отметить умения правильно воспринимать и понимать эмоциональные состояния. У старших дошкольников уменьшилось количество страхов, связанных со смертью родителей, страхов темноты и чудовищ, социально-опосредованных пространственных страхов, что свидетельствует о низком уровне тревожности в типичных для ребенка ситуациях. У дошкольников снизилась тревожность, произошло принятие себя, повысилось качество коммуникации, уменьшилась в игровой ситуации агрессия, сформировалась дифференциация своих чувств.

Полученные результаты свидетельствуют, что разработанная и апробированная коррекционно-развивающая программа, направленная на создание условий для преодоления тревожности и страхов старших дошкольников эффективна.


Библиографический список
  1. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей Семейная психотерапия/ Н. Акерман. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 307 с.
  2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.-123с.
  3. Козлова, Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Е. В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Ставрополь, 2013. – № 7. – С.16-20.
  4. Немов, Р.С. Общие основы психологии: учебник / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 687 с.
  5. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А. М. Прихожан // Тревога и тревожность. – СПб, 2001. – 298 с.
  6. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 304 с.
  7. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.: Дрофа, 2003. – 542 с.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: