СОСТОЯНИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА ДО АРАБСКОГО НАШЕСТВИЯ

Акыева Гымммат Шамурадовна
Туркменский государственный институт экономики и управления
преподаватель

Аннотация
Первые признаки письменности в Туркменистане относятся к III тысячелетию до нашей эры. Алтындепе, считающийся городом-государством, был обнаружен как один из признаков, придающих городу статус государственного.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Акыева Г.Ш. Состояние науки и образования на территории Туркменистана до арабского нашествия // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/54930 (дата обращения: 22.02.2024).

Более 100 статуэток с линиями лица, найденными в Алтындепе, имеют повторяющиеся узоры. Одни и те же симптомы часто повторяются. Ученые считают их первыми признаками письменности.

В Алтындепе обнаружены печати из низкопробного серебра, камня и обожженной глины. У них на лицах животные. Рисуются разные геометрические фигуры. Среди печатей встречаются и бронзовые пломбы.

Среди печатей еще большую ценность представляют две печати, похожие на древнеиндийские. Он имеет изогнутые крестообразные концы и две неизвестные фигуры. На одной из печатей изображена старейшая изобразительная версия письма, означающего «великий бог». Жители Алтындепе читали эти записи.

В первой половине II тыс. до н.э. на юге Туркменистана существовали племена, жившие на основе патриархальных родов, которые сочетали скотоводство и земледелие. Они говорили на индоевропейской языковой семье.

Предки этих племен также создали в свое время первые уникальные знаки каллиграфии. В 1999 г. американский ученый Ф. Хиберт нашел на месте южной крепости Анью небольшую нерпу. Он сделан из камня.

В мире больше нет ничего, что имело бы хоть какое-то сходство с письмом, написанным на лицевой стороне печати. Американские востоковеды первоначально предположили, что его письмо было похоже на клинопись (Месопотамия), что позже было опровергнуто.

Другая группа ученых, исключающая возможность ее сходства с надписями на эневской печати, одной из самых ранних письменных надписей в Месопотамии, говорит, что она не похожа на более раннюю письменность эламской культуры в Иране. Другая группа ученых пыталась выяснить сходство более ранних надписей с надписями, найденными на печатях из Индии. Только тогда было обнаружено, что единственный знак этой печати, найденный в Анью, производил впечатление древнеиндийского письма.

Древние китайские буквы также не соответствуют знакам Новой Печати. Напротив, китайская каллиграфия была создана через несколько сотен лет после создания новой печати. Востоковед Пенсильванского университета в Америке У. Майер высказал очень ценное мнение о буквах этой печати: «Независимо от происхождения этой печати, тип знаков, использованных для предшествующих цифр, и малое количество точки указывают на то, что это письмо не изобразительный знак, а буквенное письмо».

Во второй половине I тыс. до н.э. появились признаки развитой письменности древних хорезмийцев. Это письмо возникло в I веке до нашей эры и получило название «Неуклюжее письмо». Он отличается от вертикального китайского письма тем, что пишется вертикально.

Название «Неуклюжее письмо» связано с тем, что оно было найдено в крепости Гангли. В Земельном дворце также был найден уникальный дворцовый архив. Этот сценарий, который был написан на коже Елены Хамы, а также на деревянной лодке, был близок к арамейскому письму.

Еще до Гунгырлангама были найдены письма, относящиеся к III-II векам до н.э. Одно из этих писем, написанное на арамейском языке, содержит больше имен. Его зовут Аспабарак или Аспабадак. Оно основано на родовом существительном «аспа» и означает «ездящий на коне», «сидящий на коне», «мужчина на коне».

Парфянское государство также имело письменность. Аршакли использовал местную религию и письменность, а также греческую письменность. Греческий алфавит использовался в основном для письма греческих городов и деревень в вавилонских регионах западных регионов.

Они писали произведения на шкурах крупного рогатого скота. Свои письма они также писали на деревянных досках в виде книжечек, сложенных в два, три и даже более десяти классов.

Единый алфавит народа Нисы до нас не дошел. В 1948 году первые его образцы были обнаружены под стенами помещения, считавшегося дворцом правителя, расположенного на юге внутренней крепости Новая Ниса. На северной стороне Старой Нисы было найдено около 2600 документов, относящихся ко II-I вв. до н.э. Он писал на их лицах.

«Архив Нусая» или «Сокровищница Нусая» была написана арамейским шрифтом. Судя по всему, он появился во время правления Митридата I, и надпись была сделана черными чернилами.

Язык документов был близок к диалекту местных парфянских языков. Среди них упоминаются налоги, поступающие с виноградников государству. Они также перечисляют имена бухгалтеров. Документы, связанные с хранением муки и зерна, также были найдены в Нисе.

В сасанидский период наряду со многими языками и письменностями использовался пехлеви, среднеперсидский шрифт. Он использовался вместо древнеперсидского письма с 4 века до н.э. и просуществовал до 7-8 веков. Он сформировался на основе арамейской письменности в IV-II веках до нашей эры и был государственным языком Сасанидов.

С развитием письменности развивалась и литература. От парфянского периода осталось большое литературное наследие.

“Ради Зере”

Стихотворение “Пальма и козлиный спор” – источник вдохновения для нас.

прибыл. Других произведений того периода не сохранилось.

У парфян была своя историческая литература. Но она исчезла вместе со статусом литературы.

В некоторых главах сочинения Фирдоуси (934-1005) «Шанама» в описание жизни героя включены некоторые действия парфянских правителей. Например, Готариз, завладевший землями Гурген и Исфихан и имеющий сына по имени Гив, тесно связан с историческим именем Готариза, сына Гива, правителя Гиркании.

А образ Гисты соответствует Вологазу I. Его сочинение Авесты и его борьба с аланами представляет собой исторический отчет о действиях Гистаспа. Основная часть рассказов о Рустаме Зале восходит к сакско-парфянским военным событиям.

Существует также множество легенд парфянского периода. Геродот упоминает историю Тумарли. В 530 году нашей эры он блестяще описывает победу ахеменидского царя Кира II над массагетами, женой сакского князя, согласно Страбону.

Во второй легенде в 513 г. до н.э. враг Ширака Дарий I (522-486 гг. до н.э.) был заманен саками в пустыню и утащен в пустыню на 7 дней.

Другая легенда рассказывает о царевне, красавице Заринай. Своей отвагой, умом и красотой она влюбила в себя мидийского князя Странгея, приехавшего к ним в гости в V-IV веках до нашей эры: она была похоронена близ Нисы.

Прекрасная Одамида влюбилась в мидийского царевича Зариада. Они были преданными любовниками. Легенды в нем были записаны в конце 4 века до н.э. Хараксом Воинствующим, одним из приближенных Александра.

С приходом Сасанидов к власти начались большие разрушения в жизни культуры до VII века, то есть в ее истории. Передовая цивилизация Парфии находится под атакой. Наряду с произведениями искусства уничтожаются известные литературные произведения.

В некоторых случаях несколько из них были сфальсифицированы. Вынужденное сравнение с литературой и историей сасанидов. В результате это наследие дошло до наших дней из уст в уста. Это привело к уничтожению некоторых работ.

Подобные нехорошие события повторялись в истории африканского государства в Хорезме после V века и в начале VIII века. Арабы уничтожили богатое литературное наследие Хорезма. Конечно, это большая потеря древнего культурного наследия в свое время.


Библиографический список
  1. Губаев А., Аннабердиев А. Археологические исследования американских ученых в Туркменистане. «Р. Помпелли и развитие археологической науки Туркменистана» материалы научной конференции, состоявшейся в г. Огуз, 2003 г.  Ашхабад, 2003 г.
  2. История Туркменской ССР.  IC.  Книга 1.  Ашхабад, 1959 год.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: