СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА САРАХСА

Шыхбедиев Шыхбеди Меретгулиевич1, Агаев Шохрат Оразгулыевич2, Абдукеримов Махтумкули Азадович3, Атамурадов Мухамметмырат Атамарудович4, Аннадурдыев Осман Мухамметнурович5, Аманов Кадыр Язмурадович6
1Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, преподаватель
2Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, студент
3Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, студент
4Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, студент
5Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, студент
6Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, специалист

Аннотация
Сегодня Сарахс – это Сарахский этрап Ахалского велаята Туркменистана, занимающий южную часть независимого государства, а его общие размеры составляют 70 км с севера на юг. 20-25 км с востока на запад. Ченли находится в оазисе Сарах, который занимает обширную территорию.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Шыхбедиев Ш.М., Агаев Ш.О., Абдукеримов М.А., Атамурадов М.А., Аннадурдыев О.М., Аманов К.Я. Социально-экономическое положение средневекового периода Сарахса // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/54929 (дата обращения: 21.02.2024).

В средние века империя сельджуков была административно разделена на несколько провинций. Велаяты, в свою очередь, делятся на уезды (районы).

«Городской центр и сельские волости находились в ведении уезда»1. Человека, управлявшего районом, звали «Раис». «Раис» означает «лидер» или «вождь». Официальный орган под названием «Дивани-и-Риясат» вел административные дела.

Вождей обычно назначали из местного населения и происходили они из знатных семей. «Эта задача передавалась из поколения в поколение».

«…. В государстве сельджуков Раис считался представителем султанской власти в городе. Он выполнял определенные обязанности, возложенные центральным судом. Здесь же приведем часть султанского указа о назначении эмира Наджм-эд-дина главой города Сары, «большую часть своей жизни он посвятил служению нашей стране. Он занимал высокие посты и демонстрировал большие достоинства. За эти заслуги мы решили подарить ему княжество Сары и его округ.

Этой точкой зрения руководствовалось руководство Сарахского уезда, как и других частей сельджукской империи. Он заботился о благополучии города, богатых людей, кварталов и баз.

Раис играл ключевую роль в сборе налогов с города, села и района. Он также наблюдал за сбором налогов, следя за тем, чтобы они не были завышены.

За свою службу председатель получал от государства определенную сумму денег (зарплату). Эти деньги уплачивались за налог, собираемый с местного населения. Раису, как и другим служащим сельджукского государства, также выплачивалась пенсия.

«Председатель также считался губернатором своего района. Он был главой гражданского суда». Ему подчинялись старосты деревень (руас) и атаросов (зумы).

Это были местные богачи. «Президент может удалить или назначить нижестоящую администрацию, приняв меры». Кроме того, вместе с председательствующим он руководил общественными отношениями между разными слоями населения округа. «Он контролировал деньги в обращении и несет личную ответственность за это».

Помощник президента назывался вице-королем. Он мог действовать самостоятельно в отсутствие председателя. Должностные лица округа должны были оказать наместнику посильную помощь.

Одной из основных должностей в округе был автобусный пост. Существует несколько идей о шинной промышленности. По мнению ряда ученых, Шихне служил военным заводом в округе. Он считался начальником гарнизона в городе.

Эта задача очень распространена в странах Ближнего и Среднего Востока. Он должен был обеспечивать безопасность в городе (районе) как представитель центральной власти.

Шихне наводил порядок в селениях и деревнях с помощью военных постов. «Шина служила главным оружием для подавления и подавления восстаний трудящихся».

Помимо упомянутых выше правительственных чиновников, в районе Сарахс работали различные чиновники, такие как Мухтасиб, Хатип, Мугарис, Накил Сайид. Все это служило защите интересов государства Сельджукского султаната.

Как жили жители оазиса Сары? Деревни, расположенные вокруг города Сары, были заселены скотом и крупным рогатым скотом.

Во-первых, давайте поговорим о земледельческом населении. Как и во всех регионах сельджукского государства, с середины 11 века до второй половины 12 века Сары были периодом сельскохозяйственного процветания. «Освоение земель, осуществляемое на основе искусственного орошения, достигло наивысшего в то время уровня в Хорасане, Хорезме и Гургене».

Улучшение ирригационной системы, строительство новых плотин, устройство подъемных каналов повлияли на то, что развитие достигло такого высокого уровня.

Деревни Сарахов значительно отличались от земледелия в других частях Империи Сельджуков.

«Земледелие народа Сары основано на выращивании сельскохозяйственных культур, собранных с помощью соломы и искусственного орошения». Фермеры Сары брали воду из реки Теджен для посадки сельскохозяйственных культур. Канал был проведен от начала оазиса до мезийской почвы Сары, где вода оканчивалась холмами Батыз. “Этот канал теперь носит название Салыр Яп. Немного ниже этого русла она разделяется на две ветви. Он называется Хан Яп и Караман Яп. Но ниже этот канал разделяется на две большие системы: Кичиага Яп и Атаяб»1.

Эти системы каналов, в свою очередь, делились на несколько ответвлений и снабжали водой деревни Сарахс.

«Останки средневековых мастеров канала сохранились до наших дней. Дома этого канала есть в Старой Сарахсе или рядом с ней, даже в деревне Гок Депе (Замок Хаджара).

Но метод искусственного орошения в сельском хозяйстве создал большие проблемы для деревень и фермеров Сары. Потому что река Теджен текла только сезонно. «Нехватка воды для полива сельскохозяйственных культур в прохладный летний сезон стала более очевидной в регионе. Вода в реке Теджен иногда отключается в мае. Поэтому местное население было вынуждено пить воду из колодцев до осени».

В некоторые годы река Теджен текла круглогодично из-за сезона дождей. В такой год земледельцы Сары собрали обильный урожай.

Орудия труда того времени также были высоко развиты. Достаточно напомнить, что железные пробки, использовавшиеся в XI-XII веках, не претерпели изменений, наблюдаемых в последнее время.

Орудия труда состояли из топора, кирки, деревянных граблей и зубчатого железного серпа. Собранную пшеницу обмолачивали и обмолачивали. Собранный урожай измельчают с помощью волов.

Посевы, которые должны были быть посажены, были сделаны в соответствии с народным календарем. Убранную землю вспахивали и готовили к наступающему году. После посева земледельцы уделяли большое внимание выпасу скота.

Пшеница и ячмень были наиболее возделываемыми культурами в оазисе Сары. «Было посажено небольшое количество винограда, бахчевых и различных плодово-овощных культур». Но, как мы упоминали выше, из-за отсутствия воды в Сарахе было посажено очень мало садов.

Почти все люди, жившие в средневековых деревнях, занимались сельским хозяйством. Крестьяне того времени не были однородны по своему социальному положению. Большинство крестьян составляли люди менее цивилизованные. Они засеяли эти земли, собрали урожай и жили своей жизнью.

Большую часть их населения составляют мелкие местные или безземельные фермеры. Безземельные крестьяне работали, арендовав землю у помещиков или государства. Они должны были взять определенную часть урожая, а остальное отдать помещику.

В эпоху сельджуков существовало три типа владения землей: икта, мульк и вакиф. Икта дается людям, которые несут военную и гражданскую службу султанской власти.

Поместья представляли собой частные земли, передававшиеся из поколения в поколение. Вакф в основном формируется за счет пожертвования умершими людьми имущества и земли религиозным организациям.

Теперь поговорим о налогах, которые жители села платят правительству.

Граждане империи Сельджуков платили в основном два вида налогов. Арендной платой за землю и воду была джизья, налог на душу населения. Налоги уплачиваются натурой и деньгами. «Оседлое, то есть население, занятое земледелием, должно было отдавать за ренту четверть своего годового дохода или продукции».

Налог джизья-подушный рассчитывается исходя из возрастных особенностей каждого человека. Например: «Его сумма составляет 10 дирхамов от младенчества до отрочества, а после женитьбы 30 дирхамов на себя и жену отдельно»1.

Помимо упомянутых выше налогов, существовали и мелкие налоги. Но основными налогами, подлежащими уплате, были рента и джизья.

Население, проживающее в оазисе Сарах, состояло не только из оседлых земледельцев, но и из скотоводческих и полускотоводческих племен.

«Между оазисами и скотоводческими пустынями всегда продолжались экономические и торговые связи». Популяции крупного рогатого скота обитали в основном в пустынях, пустынных зонах и на окраинах населенных пунктов. Восточная и южная стороны Сары были очень подходящими местами для разведения скота.

В то время эти скотоводческие племена назывались огузами – туркменами или тюрками. Их основным занятием было животноводство. Благоприятные высоты создали благоприятные условия для разведения скота. Поскольку почва в этом месте очень твердая, это дало прекрасную возможность для разведения всех видов животных.

«Здесь (Сарахс) при хороших пастбищах большую роль сыграло скотоводство. «В Сарахах было широко распространено верблюдоводство, и разводили главным образом двугорбых верблюдов гнедой породы».

Как мы видели, в Средние века скотоводы Сары славились своими верблюдами. Они ели и других животных: овец, коз, коров. Но эти формы скотоводства не были так популярны, как верблюдоводство.

Пастухи, лишившиеся скота, постепенно превратились в оседлое население. Они производили пшеницу, кунжут и садовые продукты. Посадкой сельскохозяйственных культур занимались не только оседлые пастухи, но и скотоводы. Но низкое качество их инструментов привело к низкой урожайности.

Среди крупного рогатого скота крупный рогатый скот пользовался большим преимуществом. Они несут ответственность за осуждение, наказание и т. д. внутри своего племени. имел право. Наследие передается из поколения в поколение. Скот, как и оседлое население, должен был платить налоги государству. Пастухи отдавали 20-30% своего скота государству в качестве налогов.

Среди скотоводческого поголовья были специалисты и ремесленники. Они отличались уникальностью своей профессии. Они плели спутники из тонкой кости, шерстяной ткани и ковров. Они также делали всевозможную обувь, чаши и украшения.

Фермеры производили эти продукты не только для себя, но и для продажи в качестве товара. Этот опыт не выходил за пределы дома каждого владельца ранчо.

Когда крестьяне-туркмены-огузы торговали со своими соседями, они торговали натурой и деньгами.

Какие валюты были в обращении в то время?

В период развитого феодализма в качестве денежных единиц использовались динары, фели и дирхемы. «Сельджукские динары имели две формы и считались золотой валютой. Но они отличались качеством и уважением. Самый ценный вид динара называется «Динар сорх» и окрашен в чистое золото.  Другой тип динара был известен как «Динар рукини» и помимо золота содержал медь и серебро. А дирхем играл роль второстепенной валюты»1. в его состав добавляли серебро и другие добавки.

Специалисты и ремесленники Сарахского оазиса славились своими изделиями не только в Хорасане, но и на всю Среднюю Азию. «У Сарры также были искусные ткачи и портные. Там шили прекрасные шелковые ткани».

Специалисты Sarahs изготавливали различные изделия из керамики и стекла. Их продукция везде пользовалась большим спросом.

В XI и XIII веках земля Сары процветала, и этот оазис достиг своего политического, социально-экономического и культурного расцвета.

В начале 13 века (1220 год) культура достигла такого высокого уровня приходом монголов.

Хотя в исторических источниках нет прямых сведений о масштабах повреждений, нанесенных Саре во время монгольских нашествий, учеными в ходе раскопок было обнаружено, что она подвергалась большим разрушениям.

Ирригационные сооружения, снабжающие водой деревни оазиса, разрушены. Промышленные предприятия также были почти безвозвратно разрушены. В то время несколько деревень в оазисе перестали существовать. Население в деревнях было рассеяно или обращено в рабство. По их словам, «монгольские скотоводы, занимавшиеся большим поголовьем скота, переселились в Сарасский оазис. Даже после того, как они поселились в оазисе, они продолжали вести пастырский образ жизни.

Эта жизнь средневековых селений сарахов продолжалась до времен таймиров (XIV век). В период правления таймиров жизнь в Сарахском оазисе постепенно возрождалась. Большинство оросительных систем постепенно восстанавливаются. «Новые деревни не создавались, а люди собирались в большинстве покинутых в монгольскую эпоху населенных пунктов и начинали их благоустройство»1.

Кое-где оазисы мельчали ​​и появлялись поселки городского типа. (Примером может служить бывшая деревня Халбарзан). Развиты некоторые виды ремесел. Они пытались восстановить торгово-караванный путь Сарахс-Мерв сельджукского периода. Но социально-экономический подъем 15 века не вернул прежний культурный уровень. Потому что монгольские нашествия привели в деревни этого оазиса и в сам город великих людей.

Здесь не лишним будет остановиться на антропологии людей, живших в то время. В средние века люди, жившие в районе Сарахса, были европейцами с длинными головами и тонкими, вытянутыми лицами. У них большие глаза и выступающие носовые кости. Однако среди них также есть немногочисленные люди, принадлежащие к монголоидной расе с широким плоским лицом, небольшим носом и круглой головой.

Как мы видим, черты лица людей того времени сходны со строением черт лица современных туркмен. Присутствие людей, принадлежащих к монголоидной расе, самоочевидно и может быть связано с приходом монголов в начале XIII века.

Средневековое (XII век) кладбище было обнаружено при раскопках в окрестностях мавзолея Сарахс Баба (Абул Фазл). Изучая найденные там человеческие кости, ученые пришли к вышеуказанному выводу. В то время людей хоронили в виде погребального костра. В могилах хоронили 1-3 человека.

По физическому развитию мужчины оценивались выше среднего роста (154,9 см) и средней массы тела (66,4 кг), а женщины – среднего роста (154,9 см) и средней массы тела (60,7 кг).


Библиографический список
  1. Агаджанов С.Г.  “Сельджукиды и Туркмения в XI-XII веках” А 1973.
  2. Оразов О.  Археологические, архитектурные памятники Серахский оазис А-1973.
  3. Ч. Рахманов «Государство сельджуков» // Туркменистан.  7 декабря 1994 г.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: