ЗНАЧЕНИЕ ПОЭМЫ АБДЫСЕТДАРА КАЗИ «ДЖЕННАМА» И ДРУГИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Курбанов Шатлык Джорамурадович
Государственный пограничный институт Туркменистана
студент

Аннотация
Каждый памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества, считается историческим источником. Рукописи, изданные книги, построенные здания, бытовые приборы, древние традиции и древние слова, сохранившиеся в разговорном языке людей, — все это способно дать информацию о нашей прошлой истории.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Курбанов Ш.Д. Значение поэмы Абдысетдара Кази «Дженнама» и других исторических источников в изучении истории Туркменистана // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/09/54928 (дата обращения: 22.02.2024).

Эти исторические источники создавались в определенных исторических условиях. Люди, которые их создавали, также интересовались своими личными интересами. Поэтому необходимо критически относиться к историческим источникам. Потому что невозможно написать правдивую историю, если не подходить к историческим источникам с критической точки зрения или использовать их однобоко.

Вообще история человеческого общества не может быть правильно описана без знания истории возникновения исторических источников и внесенных в нее новейших изменений, ее полноты, точности и достоверности.

Получение достоверной исторической информации из исторических источников — сложная и многогранная задача. Для выполнения этой задачи используется несколько приемов и методологий научного понимания.

На каждом новом этапе развития науки используются разные и более совершенные методологии и методы.

Источниковедческий метод (метод) – это научные правила, инструменты и навыки, используемые исследователем при осмыслении исторического источника. То есть методы — это способы, которыми исследователь ведет себя, не думая.

Термин «методология» (methodology) охватывает более широкий круг вопросов. Методология – это совокупность методов (методов), используемых для решения какой-либо научной задачи. В Кахалате термины «методология» и «методология» используются как синонимы. На самом деле термин методология (методология) имеет более широкое значение, чем методология. Он включает структуру, логическую структуру, связность, методы и средства познавательных процессов.

Методологии обобщают опыт использования методов и показывают пути повышения их общей эффективности. Теория метода обогащается и углубляется на основе опыта, полученного при использовании того или иного метода. Другими словами, методология источниковедения есть теория понимания исторических источников. Метод идет к корню исследуемого исторического источника.

Методология источниковедения тесно связана с методологией познания мира, философией, логикой, психологией. Основываясь на достижениях этих наук, методология источниковедения разрабатывает и постоянно совершенствует принципы и средства получения сведений об исторических событиях, происходивших в прошлом, из исторических источников, их анализа и осмысления.

Задачи методологии исторического источниковедения состоят в следующем:

Определяются предмет и границы ресурсоведения, его связи с другими историческими, гуманитарными и естественными науками, новой техникой и технологиями, место ресурсоведения в этих отношениях.

Для уточнения роли источниковедения в изучении исторических событий,

Расширяя возможности реконструкции прошлых исторических событий в нашем сознании,

Определение перечня и содержания терминов и терминов, используемых в исторических источниках,

Давая определение понятию исторического факта и показывая его роль в реконструкции исторического события,

Уточнить курсы прикладной истории, изучающие исторические источники, определить, где их следует использовать,

Выявить связь исторических источников с исторической методологией и общефилософскими и теоретическими знаниями.

Методология исторического источниковедения помогает решить следующие специфические проблемы при работе с историческими источниками, выполняя указанные выше задачи:

Поиск и сбор исторических источников. Эвристика-гр. называется найти. Чтение текста исторического источника, исключая тексты, изначально написанные и добавленные позже.

Определение происхождения источника (автор, время, место, цель его создания, при каких обстоятельствах он был создан),

Проведение источниковедческого анализа, то есть проверка полноты, достоверности, достоверности данных, политических и идеологических взглядов автора. Это называется герменевтикой (греч.-описание).

Проведение источниковедческого синтеза (гр.-объединение, соединение, композиция), т. е. определение взаимодействия сохранившихся в исторических источниках исторических фактов, их обобщение на основе сопоставления, выявление недостающих частей.

Методология и методы изучения исторических источников базируются на достижениях многих дополнительных прикладных историко-источниковых наук. Упомянем некоторые из них. Палеография (изобразительные признаки документа), Дипломатика (изучение форм документов), Текстология (время, место, авторство, достоверность), Археография ((описание документов, комментирование, подготовка их к печати), Информатика (нахождение способов поиск информации), эпиграфика (письменность).изучение письменных надписей на каменных, скальных, глиняных предметах), изучение геральдики, изучение нумизматики, изучение шиитов и др. были прикладными историческими науками, широко используемыми археологией.

Следы методов и методологии исторических источников (действительно) начинаются в трудах самых ранних, особенно греко-римских историков. Они пытались проверить достоверность исторических источников, отличить факты от вымысла, отыскать в легендах крупицы исторической правды. Например, Геродот, отец истории, никогда не существовавший в Средней Азии, приводит услышанные им рассказы о племенах, живших на территории современного Туркменистана, в том числе утверждения о том, что здесь, на болотах, жили люди с козьими ногами или одноглазые. и горы, и в то же время отмечает, что не верил им. В связи с тем, что религиозные воззрения играли большую роль в общественной жизни, в том числе и в исторической науке, происходит значительное снижение от уровня, достигнутого греко- Римские историки в этот период. В этот период становится привычкой относиться к историческим источникам без критического взгляда, смотреть на них как на святыни, слепо верить, принимать легенды за историю. В 18—19 вв. достигнуты большие успехи в изучении методов и методологии исторического источниковедения. Однако ряд источниковедов этого времени, исходя из метафизических позиций, руководствовались идеей о том, что исторические события можно описывать такими, как они происходили, на основе открытия исторических фактов, как и в естественных науках. Они считают, что события в обществе более относительны, чем в природе, что исторические события не могут быть реконструированы, как в естественных науках, что человек, написавший исторический источник, имеет свои личные или политические интересы, что он создает свой текст в определенных исторических условиях, и эти условия имеют сильное субъективное влияние на содержание текста, они забыли, что они могли сделать. В результате их оппоненты выдвинули вышеперечисленные идеи и выдвинули мысль о том, что никогда не возможно написать истинную историю, что история — это сплошь вымыслы и легенды.

Но уже в начале XIX века ряд европейских авторов выдвинули идеи о необходимости критически подходить к словам в исторических источниках, к их грамматической и исторической интерпретации, к тому, насколько написанное в них соответствует истине. В начале 19—20 вв. французские учёные С. Ланглуа и С. Сенебос, а затем и другие учёные разработали новые методы и методологии источниковедения, которые используются и по сей день. Они ввели понятия поверхностного, поверхностного изучения и глубокого, внутреннего изучения исторических источников. В последние годы принципы понимания психологии понимания людьми внешних явлений разрабатывались еще во времена автора, написавшего текст. В наше время наука и техника подчас шагнули вперед большими шагами. Поэтому с помощью физики, химии и вычислительной техники можно определить, насколько исторический источник соответствует исторической правде, поэтому есть люди, которые перепродвигают мысль о том, что практическое историческое источниковедение не зависит от внешние воздействия. Но в действительности историческое событие не может быть реконструировано таким, каким оно было, а мы находимся на пути к более точному определению исторической правды.

Одним из основных источников изучения истории Туркменистана являются материальные ресурсы. Материальные (археологические, архитектурные) находки являются ценным источником знаний о древних периодах истории. Среди них важнейшие археологические памятники. Как мы уже упоминали ранее, если история человечества продолжается 2,5-3 миллиона лет, то самая древняя письменность только до нашей эры. Оно возникло в III-тыс. То есть самую древнюю часть человеческой истории, которая продлилась больше всего, мы можем оценить в результате археологических исследований. Большинство письменных источников по истории многих народов, в том числе и туркмен, по разным причинам не сохранилось. Поэтому даже о Средневековье мы часто можем делать выводы только на основании археологических находок. В результате археологических раскопок в стране были обнаружены поселения древних людей, такие как Янджа, пещера Джебель, Джейтун, Намазгадепе. Найденные в этих местах орудия труда, украшения, оружие, остатки хозяйственных сооружений дают историкам ценную информацию. Различные изображения, сохранившиеся в Песседжикдепе (6-5 тыс. до н.э.), Алтындепе (4-2 тыс. до н.э.) и условные цифры, используемые вместо букв, позволяют говорить о древности.

Для недавнего времени города представляют собой руины караван-сараев, военных укреплений, различные исторические памятники являются достоверными свидетелями прошлого. Примерами тому являются Алтындепан, Гавюргала (древний Мерви), Куйзелигир, Солтгала (средневековый Мерви), Ниса, Абыверди (близ Кака), Гургенджи (близ Конеургенджи), Машат-Миссерия и другие. В качестве исторического источника к упомянутым источникам добавляются Талхатанбаба, Сарахбаба, кумец султана Санджара, различные ирригационно-строительные сооружения и тому подобное.

Другой тип исторических источников – нарративные (язувские) памятники.

Нарративные или письменные источники представляют собой памятники прошлого, содержание которых передается посредством графических символов. Они обычно сохраняются в виде эпиграфических (каменных) надписей, граффити (от итальянского — каракули, рисование, каракули), рукописей или печатной продукции.

Как упоминалось ранее, к эпиграфическим надписям относятся надписи на камне, металле, кости, глине и стекле, а также надписи, вырезанные или нарисованные на скалах. Например, древнейшим историческим источником, описывающим события в Туркменистане, являются сведения, записанные на скале Бисутин. В них содержится информация о госзаказах и достижениях.

Большинство эпиграфических записей были написаны, когда письменность была еще в зачаточном состоянии. Но и в последнее время, например, на ряде зданий, построенных в средние века в Туркмении, сохранились эпиграфические надписи, дающие нам очень важную информацию. Чтобы выучить эти письмена, нужно выполнить очень сложные задачи по пониманию написанного, изучению алфавита, способа письма и значения выражений. Это делается с помощью эпиграфики. В результате работы, проделанной эпиграфистами, историк читает только готовый текст.

Большинство древних письменных источников, дошедших до нас, представляют собой рукописи, то есть тексты, написанные от руки на папирусе, пергаменте или бумаге. Много таких рукописей сохранилось в Туркменистане. В настоящее время их изучением в основном занимается Институт рукописей Туркменистана. Конечно, рукописи изучаются и в архивных учреждениях.

Первые книги, изданные в Туркменистане, стали распространяться в XIX веке. Первые печатные станки появились в начале 20 века. Печать на туркменском языке началась в основном в советское время. В то же время и по сей день тексты до некоторой степени сохранились в виде рукописей в ведении повседневных дел.

Все рукописи делятся на оригиналы и копии. Оригиналом является рукопись, внешний вид и содержание которой можно понять как принадлежащую автору, текст которого опубликован. Конечно, большинство средневековых ученых, писавших рукописи, включали в свои работы тексты своих предшественников без каких-либо ссылок. Эти тексты можно назвать оригиналами, когда установлено, что включенные тексты соответствуют истине, их автору, времени написания, месту и ситуации.

Для историка большое значение имеет оригинал. Но мы знаем тексты авторов, писавших в древности об истории Туркменистана, в большинстве случаев только по произведениям недавних авторов.

При отсутствии оригинала историки пользуются копиями. Чем ближе копия к оригиналу, тем она ценнее. Но в большинстве случаев переписчик допускает массу ошибок. В случае повреждения оригинала его восстанавливают с помощью копии.

Другая группа источников, используемых при изучении истории, – это устные источники. Устные источники – легенды, былины, рассказы, песни, притчи, рассказы и др. принадлежать Они также широко распространены среди туркмен. Это способ передачи из поколения в поколение свидетельств о событиях, происходивших в древнейшие времена. Конечно, некоторые события могут быть утеряны из-за забывания, но механическая память неграмотных людей выше, чем у грамотных. Именно поэтому рассказчики способны запоминать огромное количество писателей. Среди них наиболее загружены «Огузнама», «Горкут Ата», «Неджеп оглан», «Героглы». Мы встретили Мирали, Кеймир Кор, Кемине, Искендер Зулкарнейн, Недир Шах и др. мы знаем много туркменских легенд об исторических личностях.

Фольклор. Считается, что фольклор возник в древнейшие времена человечества, т. е. во времена возникновения слов, или в период позднего палеолита. Первоначально народное творчество было связано с трудовым процессом человека, использовалось как ритм для согласования сотрудничества людей, предстало в поэтическом хореографо-танцевальном художественном ракурсе.

Постепенно он начинает включать в себя не только трудовой процесс, но и знания людей, религию, климат и исторические воззрения. Когда жизнь общества становится все более сложной, начинают возникать новые формы народного творчества.

Долгое время после изобретения письма оно оставалось доступным только представителям высшего сословия.  Поэтому устное искусство остается общественным достоянием.

Изменения, происходящие в жизни, описываются в этом словесном искусстве. В древнейшие времена у людей бытуют легенды о происхождении тире. В новейшие времена, то есть с началом первых государств, появляются былины. «Огузнама» — древнейший из эпосов, созданных предками туркменского народа. Это сборник легенд об Огужане, его сыновьях, племянниках и других легендарных личностях, прародителях тюркских обществ. Некоторые части Огузнама впервые зафиксированы в XI веке в виде сборника сказок и легенд, а в «Диван лугат ат-тюрк» Махмыта Кашгарлы («Сборник тюркских слов») . Первая полная версия «Огузнамана» написана неизвестным автором в 12 веке. «Огузнамасы», написанные Решидедди в XIII-XIV веках, более подробные сведения собраны в «Шаджерейи Теракимэ» («Бытие туркмен»), написанном Абулгазы-ханом в XVII веке. Содержание «Алмамыша», «Манаса», «Героглы», «Юсуп-Ахмет» и ряда других эпосов, популярных и у других восточных народов, частично связано с «Огузнама». ‘. Предполагается, что некоторые части Огузнама были доработаны в XV-XVI веках. В «Огузнаме» представлены ценные сведения о событиях, связанных с обращением огузских племен в ислам и военных походах огузов, а также о военном и экономическом положении. Согласно легенде, Огуз принял ислам в юном возрасте. Позже это приводит к кровавому конфликту между Огузом и его отцом Кара-ханом. В ходе битвы Огуз-хан покоряет несколько племен и побеждает в бою своего отца, захватывает несколько провинций и достигает Волги. Так, в «Огузнаме» распространение огузов и других тюркских племен к границам Восточной Европы описывается в форме полулегенды. «Огузнама» была опубликована на турецком языке в 1916 году. В 1990-х годах ядром «Огузнамана» на туркменском языке была «Книга отца Горкута», состоящая из двенадцати строф. По мнению ученых, “Книга деда Горкута” была создана в IX-XV веках и завершена в XV веке. В этой книге представлена ​​информация о культуре, традициях, социально-экономических и семейных условиях огузов. Главный герой книги – отец Горкут, известный своей мудростью и героизмом. Он хранитель года, старейшина, советник, кетуда на свадьбе. Горкута отправляют к отцу, хотя ему и приходится договариваться с врагом. Основная идея эпоса – поощрение героизма. Большинство рассказов повествуют о решающих сражениях туркмен против похода иноземных захватчиков.

В то же время из этой книги мы можем получить подробную информацию об исторической среде туркмен в древности. Те, кто стремятся к славе в Книге и хвастаются своей силой, всегда терпят поражение. В эпосе описываются имянаречение ребенка, бракосочетание, венчание и другие обряды.

Эта книга была впервые опубликована в 1922 году У.В. Переведено на русский язык Бартольдом. В 1943-1945 годах несколько частей эпоса были опубликованы на туркменском языке в журнале «Советская литература», в 1962 году на русском, а в 1990 году на туркменском языке.


Библиографический список
  1. Источниковедение. Наука. 1969.
  2. Фарсабин В.В. Источниковедение и его метод.  Наука.  1983.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: