Педагогическое проектирование представляет возможности для профессионального развития преподавателей, их совершенствования и личностного роста. В результате исследования Коростелевой Н.А. было установлено, что каждый третий респондент отмечает у себя отсутствие мотивации проектировать учебную деятельность. Чаще всего педагоги связывали это с большой нагрузкой. Педагоги отмечали востребованность учебных проектов, связанных с исследованиями в конкретной сфере. Учебные проекты в вузе направлены на организацию взаимодействия участников образовательного процесса [3]. Наиболее редким видом проекта, по мнению опрашиваемых, является международный проект.
М. М. Мендыбаева отмечает, что современный образовательный процесс не должен быть строгим, характеризоваться регламентацией и исполнительностью обучающихся. Современный процесс обучения должен обладать признаками свободы. Новые условия обучения предполагают личностно-ориентированный, деятельностный характер. В качестве инструмента обеспечения результативного образовательного процесса автор называет технологию педагогического проектирования учебного процесса. Уровень педагогического проектирования определяется в зависимости от уровня технологической компетентности педагога. В основном в соответствии с критериями целесообразности, творчества, оптимальности, продуктивности, технологичности. М. М. Мендыбаева определяет педагогическое проектирование как совокупность определённых умений и навыков, необходимых для реализации творческой деятельности преподавателя [1]. Проектирование предполагает совокупность обязательных этапов. Во-первых, целеполагание, которое выражается в построении педагогом целей образовательной деятельности. На данном этапе происходит структуризация целей. Во-вторых, диагностика, при которой студенты самостоятельно осваивают знания, фиксируют факт достижения образовательных целей. В-третьих, дозирование домашних работ, которые обеспечивают результативное прохождение диагностики [2]. В-четвёртых, определение структуры образовательного процесса, который предполагает трехуровневую модель из последовательных занятий. В-пятых, коррекционная деятельность, основное предназначение которой улучшение качества полученных знаний.
Педагогическое проектирование представляет собой продуктивную деятельность, направленную на создание конкретного продукта, который выражается в качестве проекта или программы его реализации в практику образовательного процесса. Педагогическое проектирование также предполагает результаты образовательной деятельности, которые будут реализованы при осуществлении проекта. В качестве педагогического проектирования понимается процесс разработки основных компонентов будущей деятельности педагога и студентов [4]. Рассматриваемая деятельность является приоритетной функцией каждого преподавателя наравне с организаторской, гностической и коммуникативной. В качестве видов педагогического проектирования выделяются социально-педагогическое, психолого-педагогическое, образовательное. Целевым ориентиром социально-педагогического проектирования является изменение социальной среды и решение общественных проблем. Для психолого-педагогического проектирования характерно преобразование личности и развитие навыков межличностного общения в образовательной деятельности. Образовательное проектирование предполагает инновационные изменения образовательных систем.
Библиографический список
- Медник Е.А. Педагогическое проектирование современных технологий обучения // ЧиО. 2021. №2 (67), 107-110.
- Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 89-91.
- Коростелева Н.А. Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №8 (88),197-202.
- Сайфуллина Г.М. Особенности психолого-педагогического проектирования // Вестник СИБИТа. 2013. №3 (7), 60-63.