РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саяхова Гульнара Фанисовна1, Турецкова Анастасия Сергеевна1
1МБОУ «Гимназия №7 им. Героя Россия А.В. Козина» Ново-Савиновского района города Казани

Аннотация
Данная статья посвящена экологическому образованию в гимназии. В данной проведен опыт внедрения экологического кружка для развития экологической грамотности старшеклассников в условиях современного естественнонаучного образования.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Саяхова Г.Ф., Турецкова А.С. Развитие экологической грамотности старшеклассников в условиях современного естественнонаучного образования // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/52817 (дата обращения: 22.02.2024).

Современная молодежь вступает в жизнь в эпоху не только бурного развития науки и техники, но и негативных последствий научно – технической революции. Все большее загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, накопление отходов человеческой деятельности при одновременном истощении многих видов природных ресурсов привели к развитию глобального экологического кризиса.

К сожалению, именно человек является главным виновником такой ситуации, при этом каждый день он сам становится главной ее жертвой. Ужасная статистика говорит о том, что около 60% людей в мире погибает именно от загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв. Из-за сложившейся экологической ситуации, у общества сформировалось негативное мнение о химии, особенно о химическом производстве. При этом не принимается во внимание, что виновата не химия сама по себе, а люди, которые недостаточно образованны.[2]

Изучение химии и биологии в школе направлено на формирование социальной компетентности учащихся, их экологической культуры и мышления. Экологическое мышление подразумевает, что обучающиеся умеют правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Цель нашей работы: выявление и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий развития экологической грамотности старшеклассников в условиях современного естественнонаучного образования.

Практическая часть нашего исследования проходила на базе МБОУ «Гимназия №7 им. Героя Россия А.В. Козина» Ново-Савиновского района города Казани. Для эксперимента мы выбрали экспериментальный – 10-А класс (25 учащихся) и контрольный – 10-Б класс (31 учащийся). Срок реализации данной работы: 2 года, начиная с сентября 2020 года. Опытно-экспериментальная работа предусматривала следующие этапы:

1. Констатирующий этап (определение начального уровня экологической грамотности школьников, подготовка к следующему этапу эксперимента, сентябрь 2020 г. – май 2021 г.).

2. Формирующий этап – реализация разработанной программы курса по выбору «Химическая экология» для учащихся 10 – 11 классов (сентябрь 2021 г. – январь 2022 г.).

3. Контрольный этап – повторная диагностика учащихся для выявления динамики развития экологической грамотности (февраль 2022 г. – май 2022 г.).

Полученные результаты анкетирования учащихся, проводимого в начале эксперимента, по выявлению экологической грамотности и воспитанности старшеклассников оценивались по 12-балльной шкале (где оценка в 1-6 баллов отвечала низкому уровню; 7-9 баллов – среднему уровню; 10-12 баллов – высокому уровню). Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что налицо тенденция преобладания среднего и низкого уровня экологической грамотности старшеклассников как в ЭГ, так и КГ по всем компонентам (в пределах 35,4% – 49,6%). Высокий уровень характеризуется процентным колебаниями от 14,4% до 15% в ЭГ. В то же время в КГ – более ощутимое расхождение – 9,5% -11,3%.

Таким образом, результаты определения уровня экологической грамотности и воспитанности старшеклассников на констатирующем этапе эксперимента позволили обобщить, что в сфере экологического воспитания старшеклассников в процессе обучения существует много проблем, а именно: углубление экологических знаний у старшеклассников происходит эпизодически (на уроках физики, химии, биологии, географии или на внешкольных праздниках, в рамках участия некоторых учеников в городских и районных природоохранных акциях, субботниках), то есть любое общение с природой происходит в основном эпизодически.

Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости разработки программы факультатива для обучающихся  10 – 11 классов, включения в процесс обучения старшеклассников эколого-развивающих ситуаций, различных приемов и форм работы с учащимися по организации живого общение с природой, раскрытия ценности природы путем организации систематических наблюдений, которые  дают возможность осознать уникальность природного мира, сформировать у старшеклассников духовно-нравственное отношение к миру природы с учетом структуры и механизмов развития их экологического сознания.

Основная цель курса – формирование экологически компетентной личности, максимально адаптированной к жизни в современном социуме.

Экологический материал связан с программой основных курсов химии, биологии и географии, расширяет и углубляет их, способствует ориентации учащихся на выбор профессии. Программой курса предусмотрено проведение лекций, семинарских занятий, дискуссий, деловых игр, практических работ; проектных работ по решению экологических проблем, что позволяет привлечь учащихся к исследовательской работе по изучению состояния природной среды и сформировать у них личную ответственность за ее сохранность. В ходе реализации кружка рассматривались такие темы как «Биосфера. Хемосфера. Стандарты качества окружающей среды», «Содержание химических элементов в биосфере и организме человека», «Проблема озонового экрана», «Загрязнители тропосферы», «Круговорот воды в биосфере. Химическое загрязнение природных вод. Проблема пресной воды», «Очистка сточных вод. Химические методы очистки», «Пестициды как фактор загрязнения», «Удобрения и регуляторы роста растений» и многое другое.[3]

Учащимися выполнялись такие лабораторные работы такие, как «Определение количества выхлопных газов автотранспорта вблизи учебного заведения в течение суток», «Определение кислотности и токсичности осадков», «Изучение влияния газообразных выбросов предприятий на растительные организмы», «Определение ионов тяжелых металлов в грунте».[1]

В результате освоения программы курса обучающиеся также разработали учебные экологические проекты.

Заключительный этап предусматривал проверку эффективности разработанной программы курса, для этого после  реализации программы курса был проведен второй срез по методикам, которые уже использовались на констатирующем этапе эксперимента.

В экспериментальной и контрольной группах прослеживается динамика развития экологической грамотности: в ЭГ высокий уровень зафиксирован у 28% старшеклассников (на констатирующем этапе – 13%); средний уровень выявлен у 64% школьников (по результатам констатирующего этапа 49%); на низком осталось 8% учащихся старших классов (на констатирующем этапе – 36%); КГ: высокий уровень – в 13% старшеклассников (по результатам констатирующего этапа – 10%); средний уровень зафиксирован в 46% школьников (на констатирующем этапе 39%); на низком осталось 41% учащихся (по результатам констатирующего этапа 51%).

Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной и контрольной группах старшеклассников позволило сделать вывод о значительном повышении уровней экологической грамотности у старшеклассников экспериментальной группы.

Таким образом, полученные данные контрольного среза экспериментальной работы дают основания для положительной оценки внедренной экспериментальной программы по повышению экологической грамотности старшеклассников.


Библиографический список
  1. Ахметов М. А. Система обучающих заданий: творческий уровень. / Химия в школе, 2004, № 1, с. 21 – 28.
  2. Голубкова Г.Л., Степанова В.Н. Экологическое образование в гимназическом пространстве/ Химия в школе, №4, 2008 г., с. 17–24.
  3. Юмашева Л.В. Экологическая компетенция и экологическая компетентность как интегративный результат экологического образования /Л.В. Юмашева, И.Л.Перфилова, Т.В.Соколова // Интернет-журнал ІСЕЕ. 2012. №7 (июль). С.157 – 162.


Все статьи автора «Дмитриева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: