СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Бердникова Карина Эрфановна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Лехова Марианна Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
На сегодняшний день информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, находясь на стыке с традиционными методами обучения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чегулова А.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Лехова М.А. Сущность и особенности применения методов дистанционного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/52154 (дата обращения: 22.02.2024).

Объединяющим элементом системы дистанционного обучения является совокупность методов и приемов, используемых при осуществлении педагогической деятельности[1]. В дистанционном обучении выделяют следующие основные методы:

1. Методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для реализации данных методов необходимо применение мультимедиа подхода, подразумевающего использование различные электронных ресурсов:

-                   интерактивные базы данных;

-                   электронные журналы;

-                   компьютерные обучающие программы (электронные учебники, симуляторы программных и аппаратных систем)[4].

2. Методы индивидуализированного преподавания. В ходе реализации данных методов осуществляется взаимодействие студента с другими участниками образовательного процесса с помощью различных средств общения (электронная почта, общий чат в электронной среде, звонки по видеосвязи, голосовая почта и др.).
3. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации. Такие методы свойственны традиционной образовательной системе. В современных условиях электронные лекции представляют собой подборку научных работ или выдержек из них, которые готовят студентов к будущим дискуссиям в разных форматах.
4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, чаще всего осуществляются в формате видеоконференций, которые имитируют очную встречу. Участники могут дискутировать на учебные темы в общем чате и коллективно обсуждать затрагиваемые вопросы[3].

При организации учебного процесса в рамках дистанционного обучения проводятся занятия с использованием традиционных форм обучения – лекций, практических занятий, системы контроля знаний обучающихся, организации самостоятельной работы студентов. Реализация данных форм обучения в дистанционном формате позволяет обучающимся эффективно осуществлять самостоятельный поиск информации при работе с электронными ресурсами, оперативно и систематически взаимодействовать с преподавателями и студентами посредством сетевых технологий[2].

1.      Лекции в дистанционном формате имеют существенное отличие от традиционных занятий. Такие лекции отличают отсутствие живого общения преподавателя и студентов и использование различных компьютерных технологий (мультимедиа, гипертекст), которые с помощью визуальных эффектов повышают эффективность и наглядность преподаваемого материала.

2.      Практические занятия дистанционного обучения предназначены для практического усвоения материала. Мультимедиа-технологии, имитационное моделирование и другие интерактивные методы могут существенно упростить и разнообразить проведение практикума.

3.      Консультации в дистанционном обучении являются неотъемлемой частью контроля и оказания помощи в освоении учебного материала студентами и поддержания учебного процесса. При кажущемся отсутствии тесного контакта с обучающимися, консультации могут проводиться оперативно и грамотно при использовании информационных технологий.

4.      Контроль дистанционного обучения осуществляется для проверки знаний в ходе теоретического и практического обучения. Тестирование является наиболее результативным способом проверки знаний, поскольку содержит в себе обширный материал в четко структурированной последовательности.


Библиографический список
  1. Громова, Т. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению / Т. Громова // Народное образование. – 2018. №5.
  2. Дивичев О.Д. Дистанционная форма образования [Электронный ресурс] // http://concep.chat.ru/concd01.htm (дата обращения 15.08.2022)
  3. Дубровская, Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Дубровская. М., 2015.
  4. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие / И.М. Ибрагимов. – М., 2019.


Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: