Объединяющим элементом системы дистанционного обучения является совокупность методов и приемов, используемых при осуществлении педагогической деятельности[1]. В дистанционном обучении выделяют следующие основные методы:
1. Методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для реализации данных методов необходимо применение мультимедиа подхода, подразумевающего использование различные электронных ресурсов:
- интерактивные базы данных;
- электронные журналы;
- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, симуляторы программных и аппаратных систем)[4].
2. Методы индивидуализированного преподавания. В ходе реализации данных методов осуществляется взаимодействие студента с другими участниками образовательного процесса с помощью различных средств общения (электронная почта, общий чат в электронной среде, звонки по видеосвязи, голосовая почта и др.).
3. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации. Такие методы свойственны традиционной образовательной системе. В современных условиях электронные лекции представляют собой подборку научных работ или выдержек из них, которые готовят студентов к будущим дискуссиям в разных форматах.
4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, чаще всего осуществляются в формате видеоконференций, которые имитируют очную встречу. Участники могут дискутировать на учебные темы в общем чате и коллективно обсуждать затрагиваемые вопросы[3].
При организации учебного процесса в рамках дистанционного обучения проводятся занятия с использованием традиционных форм обучения – лекций, практических занятий, системы контроля знаний обучающихся, организации самостоятельной работы студентов. Реализация данных форм обучения в дистанционном формате позволяет обучающимся эффективно осуществлять самостоятельный поиск информации при работе с электронными ресурсами, оперативно и систематически взаимодействовать с преподавателями и студентами посредством сетевых технологий[2].
1. Лекции в дистанционном формате имеют существенное отличие от традиционных занятий. Такие лекции отличают отсутствие живого общения преподавателя и студентов и использование различных компьютерных технологий (мультимедиа, гипертекст), которые с помощью визуальных эффектов повышают эффективность и наглядность преподаваемого материала.
2. Практические занятия дистанционного обучения предназначены для практического усвоения материала. Мультимедиа-технологии, имитационное моделирование и другие интерактивные методы могут существенно упростить и разнообразить проведение практикума.
3. Консультации в дистанционном обучении являются неотъемлемой частью контроля и оказания помощи в освоении учебного материала студентами и поддержания учебного процесса. При кажущемся отсутствии тесного контакта с обучающимися, консультации могут проводиться оперативно и грамотно при использовании информационных технологий.
4. Контроль дистанционного обучения осуществляется для проверки знаний в ходе теоретического и практического обучения. Тестирование является наиболее результативным способом проверки знаний, поскольку содержит в себе обширный материал в четко структурированной последовательности.
Библиографический список
- Громова, Т. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению / Т. Громова // Народное образование. – 2018. №5.
- Дивичев О.Д. Дистанционная форма образования [Электронный ресурс] // http://concep.chat.ru/concd01.htm (дата обращения 15.08.2022)
- Дубровская, Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Дубровская. М., 2015.
- Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие / И.М. Ибрагимов. – М., 2019.